on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.12.2021, 10:49

І перший сніг, і плавний супокій. Цвіте різдвяник — в домі тихе свято. Так мало нам потрібно й так багато – всього в нас є на вуличці вузькій.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новости региона

03.12.2021, 10:59

У «Гончарівській вітальні» відбулося відкриття художньої виставки

03.12.2021, 10:52

Херсонців запрошують до участі у конкурсі «Час творити дива»

03.12.2021, 10:44

Херсонські шеф-кухарі потрапили до рейтингу кращих кулінарів України

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История барка "Товарищ" > Сестры и братья “Горх Фока”

Сестры и братья “Горх Фока”

Учебное парусное судно “Хорст Вессель” (“Игл”) 

Уже к 1935 году после заключения морского договора с Англией стало ясно, что Германии не хватает учебных судов. Построенный в 1933-м “Горх Фок” оставался по сути единственным специализированным парусником для обучения кадетов военно-морского и торгового флота. А ведь начиная с 1935 года численность «команд» Кригсмарине резко возросла – связано это было с тем, что Договор с Британией позволил строить и вводить в строй новые боевые корабли. Для обучения кадетов были временно задействованы даже “летающие П” - знаменитые “винджамеры” герра Эриксона. Именно поэтому 15 февраля 1936 года на стапеле 508 уже знакомой нам фирмы “Блом унд Фосс” был заложен новый учебный барк, повторявший в основном конструкцию “Горх Фока”. Парусник лишь немного решили удлинить и увеличить парусное вооружение.

 

Для построения корпуса судна, палуб и переборок использовалась 10-мм нержавеющая сталь, квартердек и бак сделаны из тика толщиной около 80-мм (3 дюймов). Вспомогательный дизельный двигатель мощностью 750 л.с. позволял пройти 5450 миль при скорости в 7,5 узлов и развить максимальную скорость до 10 узлов.

17 сентября 1936 года новое учебное судно было спущено на воду. Барк был назван “Хорст Вессель” (“Horst Wessel”) в честь одного из сподвижников Адольфа Гитлера.

Технические характеристики судна:
Водоизмещение 1755 т
Длина наибольшая 89,3 м
Длина по ватерлинии 71 м
Ширина 12 м
Осадка 5,2 м
Высота грот-мачты 45,3 м
Площадь парусов 1974 кв.м. (23 паруса)
Двигатель дизель MAN, 750 л.с.
Скорость под дизелем 10 уз.
Дизель-генераторы 2×320 кВт
Экипаж 78 членов команды, 220 кадетов

Стоит заменить, что парусник строился для обучения только курсантов военно-морских училищ и кандидатов в унтер-офицеры.

20 сентября 1936 г. барк перевели в Киль, где он был принят своим новым экипажем. За три оставшихся перед войной года “Хорст Вессель” предпринял многочисленные учебные плавания в европейских водах, например в Эдинбург и Палмас, а так же совершал круизы в Карибское море и к берегам Вест-Индии. На барке проходили подготовку такие в будущем знаменитые подводники как Лемман-Вилленброк.

Помните слова командира U-96 в книге Гюнтера Букхайма “Лодка”? “По мне, так нет ничего лучше парусника и подводной лодки!”, - это сказано про “Хорст Вессель”. Вообще, читая воспоминания немецких подводников, понимаешь, насколько важной составляющей подготовки будущего военного моряка считались практические плавания.

Надо сказать, что кадетов не жалели – загрузка была настолько полной, что люди, уставшие от тяжелой работы, иногда даже засыпали на марсах. Однако именно такая подготовка делала из “сухопутных крыс” настоящих “морских волков”.

С началом Второй Мировой войны “Хорст Вессель” использовался как грузовое судно и войсковой транспорт в пределах Балтийского моря. На него в 1942 г. было установлено стандартное зенитное вооружение - 8 спаренных 20-мм автоматов. По неподтвержденным данным, зенитная артиллерия барка при эвакуации войск из Курляндии в 1944 году сбила 3 самолета противника.

Разгром Германии и капитуляцию парусник стоял в Бременсгафене, на ремонтной верфи. По условиям репараций “Хорст Вессель” должен был отойти к одной из стран-победительниц. Решалось это с помощью жребия. Вытянутая представителем США бумажка с цифрой “3” определила и нового владельца барка – Соединенные Штаты.

После ремонта в Бременсгафене и Вильгельмсгафене 15 мая 1946 года парусник был передан немецким командиром судна Бертольдом Шниббе американской команде. Барк получил новое название – “Игл” (“Eagle”, Орел), его портом приписки стал Нью-Лондон (Коннектикут), а официальным владельцем стала Береговая Охрана США. В 1976 году на борта барка нанесли ярко-красную линию – “racing stripe” - отличительную черту кораблей и судов Береговой Охраны.

Команда “Игл” составляет 6 офицеров и 29 матросов постоянного состава, 12 офицеров и 38 матросов преподавательского состава, парусник берет на борт для обучения от 150 до 175 кадетов. Обычно учебный год у барка делится на 2 этапа – с марта по июнь, когда судно совершает один-два похода по Карибскому морю или в Европу, и с июля по ноябрь, когда рейсы совершаются в районах Восточного побережья США.

Парусник находится в строю до сих пор. Он принимал участие во многих регатах и гонках, например в “Операции Парус-76” (где занял призовое место) и “Кильской неделе”, а также возглавлял финальный парад судов на “Нью-Йорк Сэйл – 2000”. Кроме того, “Игл” используется Академией Береговой Охраны для подготовки водолазов, гидрографов и океанологов. На базе барка существует станция для заправки баллонов кислородом, водолазный лифт и различное подводное снаряжение.

В начале 80-х “Игл” совершил годовой поход к берегам Австралии по приглашению Австралийской Береговой Службы. Кадеты не только познакомились со своими австралийскими коллегами, в программу похода входили так же обследования морского дна Океании и Новой Зеландии, знакомство с флорой коралловых рифов, гидрографические исследования.

В 2005 году парусник принимал участие в Международном Фестивале флотов в Соленте (Южная Англия). В смотре участвовали так же такие корабли, как новый английский трансатлантический лайнер “Куин Элизабет II” и американский десантный корабль “Сайпан” (LHA-2). В этом же году “Игл” зашел с дружественным визитом в Бременсгафен, где его встретил восторженный прием населения.

Паруснику пошел уже седьмой десяток, но он находится в отличной форме и продолжает свою активную службу.

 


Учебное парусное судно “Альберт Лео Шлагетер” (“Сагреш-II”)  

Сразу же за “Хорстом Весселем” было решено построить еще одно учебное парусное судно. 30 октября 1937 г. оно было заложено на стапеле №515 компании “Блом унд Фосс” в Гамбурге. 14 февраля 1938 г. парусник был торжественно спущен на воду, “крестным отцом” нового барка стал инспектор учебных заведений ВМФ (Inspekteur des Bildungswesen der Marine) адмирал Альфред Заальвехтер. Парусник нарекли “Альберт Лео Шлагетер” (“Albert Leo Schlageter”) в честь одного из руководителей НСДАП, расстрелянного в Дюссельдорфе оккупационными войсками во время беспорядков в Рурской области.

Барк почти полностью повторял своего собрата – “Хорста Весселя” – и имел следующие характеристики:
Водоизмещение 1755 т
Длина наибольшая 89,3 м
Длина по ватерлинии 70,2 м
Ширина 12 м
Осадка 5,2 м
Высота грот-мачты 45,3 м
Площадь парусов 1934 кв.м. (23 паруса)
Двигатель дизель MAN, 750 л.с.
Скорость под дизелем 10 уз.
Дизель-генераторы 2×320 кВт
Экипаж 78 членов команды, 211 кадетов

Уже 19 марта 1938 г. парусник вышел в свой первый поход к берегам Южной Америки с курсантами военно-морских училищ на борту, однако дойти до цели путешествия ему было не суждено – 23 марта в Ла-Манше “Альберт Лео Шлагетер” столкнулся с пароходом “Троян Стар” (9257 брт) и из-за полученных повреждений был вынужден вернуться в Киль на ремонт. После устранения неисправностей в ноябре-декабре 1938 года парусник посетил столицу Дании Копенгаген.

5 апреля 1939 г. парусник вышел в дальний рейс Киль – Санта-Круз де Тенерифе – Пернамбуко – Киль. Двухмесячное плавание прошло успешно, в июне барк вернулся в родную гавань. С начала войны он использовался в качестве учебного стационарного судна, а позже – как штабной корабль.

В декабре 1944 г. “Альберт Лео Шлагетер” вышел в учебное плавание по Южной Балтике и Ботническому заливу. 14 декабря 1944 г. судно подорвалось на мине, погибло 15 человек. Была практически полностью оторвана корма. С помощью буксиров он добрел до Свинемюнде, а оттуда перешел в Киль для ремонта. Позже корабль был переведен в Рендсбург, потом во Фленсбург, где и был реквизирован союзниками.

“Альберт Лео Шлагетер” входил в тот же пакет кораблей, что и “Хорст Вессель”, и он должен был отойти по репарациям США. Однако американцы уже получили одно учебное судно, потребности в другом у них не было. Поэтому парусник передали Бразилии.

С 1948 по 1961 год барк носил имя “Гуанабара” (“Guanabara”) и использовался бразильцами для подготовки моряков торгового флота. В 1962 году Португалия решила купить парусник у Бразилии, чтобы заменить уже устаревшее учебное парусное судно “Сагреш” (“Sagres”). Новые хозяева еще раз переименовали парусник – в “Саргеш-II” в честь резиденции знаменитого португальского короля Генриха IV Мореплавателя, расположенной на мысе Сент-Винсент. Ростр в носу корабля изображает самого короля Генриха, отличительной чертой “Сагреша” также являются паруса с огромными ярко-красными мальтийскими крестами. Это дань судну “Сагреш-I”, которого и заменил новый парусник.

Барк находится в строю до сих пор и используется для подготовки португальских моряков.

 


Учебное парусное судно “Мирча” 

Четвертое судно серии было построено по заказу румынского правительства и получило название “Мирча” (“Mircea”) в честь знаменитого румынского господаря Мирча чел Батрина (1383-1418 гг.) который успешно воевал с турками и обеспечил Румынии выход к Черному морю; на ростре парусника изображено лицо этого короля. Корабль был точной копией первого барка – “Горх Фок”. Закладка состоялась 15 апреля 1938 г. на верфи “Блом унд Фосс” в Гамбурге, а уже 16 января 1939 г. он вышел на испытания.

Характеристики судна:
Водоизмещение полное 1760 т
Длина наибольшая 82,28 м
Длина по ватерлинии 73,7 м
Ширина 12 м
Осадка 5,2 м
Площадь парусов 1748 кв.м. (23 паруса)
Двигатель дизель MAК, 1100 л.с.
Скорость под дизелем 10 уз.
Экипаж 65 членов команды, 120 кадетов.

29 марта 1939 г. парусник вышел к месту своей службы – в Румынию. По пути он посетил Саутгемптон, Лиссабон и Ла-Валетту. 17 мая, пройдя 3925 морских миль, “Мирча” прибыл в Констанцу – порт своей приписки.

Первым командиром барка стал Август Роман – довольно опытный и умелый румынский капитан. Уже 3 июля парусник вышел в свой первый поход с кадетами на борту по маршруту Констанца – Варна – Палермо – Тулон – Пальма-де-Мальорка – Гибралтар – Алжир – Александрия – Констанца, преодолев 5552 миль, из которых 1828 было пройдено под парусами. Первый учебный рейс оказался одновременно и последним на некоторое время – началась Вторая мировая война, и о больших плаваниях пришлось забыть. Парусник совершал короткие походы в прибрежных водах рядом с Констанцей, обучая военных моряков. После капитуляции Румынии Советский Союз взял барк в качестве трофея. На “Мирче” взвился красный флаг Страны Советов. Однако в 1946 г. парусник был возвращен коммунистическому румынскому правительству.

В 1951 и 1953 гг. вышедшему в новые плавания учебному судну помешали шторма. Был сильно поврежден рангоут и такелаж, в некоторых местах деформирован корпус. Это вынудило в 1965 г. отбуксировать барк в Гамбург на полноценный ремонт. По пути корабль зашел в Лиссабон, французский Брест и английский Дувр. Гамбурга корабль достиг лишь в январе 1966 г. Ремонт длился почти год. 10 октября 1966 г. “Мирча” тронулся в обратный путь, плавание длилось до 7 ноября, состоялись заходы в порты Плимут, Гибралтар, Алжир, Ла-Валетта, Пирей.

В 1967 году обновленный парусник совершил свой первый полуторамесячный круиз (Тулон – Гибралтар – Портсмут – Ла-Валетта), а зимой заходил с дружеским визитом в Севастополь. Два следующих года опять прошли в походах по Адриатике и Средиземноморью, судно посетило Стамбул, Неаполь, югославский Роскоп. Наконец, в 1971 году было решено провести первый выход в Атлантику, правда недалеко – до марокканской Касабланки.

В 1976 году “Мирча” вышел в большой поход – с 4 марта по 30 сентября он посетил Лас-Пальмас, Вера-Круз, Гавану, Картахену, Гамильтон, Ньюпорт, Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфию, потом еще раз пересек Атлантический океан и зашел в Лиссабон и Алжир. Судно побывало на Бермудах, участвовало в празднестве 200-летия США, принимало участие в Ньюпортской гонке для полнорейных судов класса “А”. Под командованием капитана Зурена Испаса барк прошел 19 549 миль, из них 6586 под парусами.

Больше парусник не покидал районов Черного и Средиземного морей. “Мирча” находится в строю до сих пор, после продажи “Товарища” он остается единственным систершипом “Горх Фока” в странах бывшего Варшавского блока.

 


Учебное парусное судно “Горх Фок II” 

История второго “Горх Фока” очень напоминает историю своего первого собрата. Здесь необходимо вернуться в далекий 1911 год, когда на верфи “Блом унд Фосс” были спущены очередные “выжиматели ветра” - парусники “Памир” и “Пассат”. За скорость и прекрасные ходовые качества эти суда прозвали “Летающими П”, по первой букве, с которой начинались их имена.

21 сентября 1957 г. “Памир”, следуя из Аргентины в Англию с грузом риса и ячменя, был настигнут у Азорских островов тайфуном “Керри”. При силе ветра в 12 баллов судно накренилось, из-за неравномерного распределения груза крен достиг 40 градусов. Вода хлынула в вентиляционные трубы и парусник опрокинулся в точке 35° 51' с.ш. и 40° 20' з.д. Погибло 86 человек.

24 февраля 1958 г. на верфи “Блом унд Фосс” в Гамбурге было заложено новое учебное парусное судно для курсантов Бундесмарине. Разработчики основательно переработали уже практически готовый проект - после неожиданной гибели “Памира” требования к безопасности были еще более ужесточены.

Технические характеристики нового парусника заложили следующие:
Тип судна трехмачтовый барк.
Корпус стальной.
Метод крепления сварка (на выступающей над водой части сделана имитация клепок).
Водоизмещение полное 3181 т
стандартное 2534 т
Длина наибольшая 89,4 м
по ватерлинии 81,26 м
Ширина 12 м
Осадка 5,25 м
Высота наибольшая 45,30 м (от киля до клотика грот-мачты ).
Площадь парусов 2037 кв.м. (23 паруса).
Двигатель дизель Deutz MWM BV6M628, 1690 л.с. (до 1990 года – 800 л.с., 10 узлов)
Винты 1 диаметром 2.5 м.
Скорость под дизелем 13,7 узлов максимальная,
Балласт 300 тонн стальных плит.
Экипаж 65 членов команды, 120 кадетов

Корабль был спущен на воду через 6 месяцев – 23 августа 1958 г., а 17 декабря после установки парусов и ходовых испытаний вошел в строй.

В свой первый поход по маршруту Киль - Санта Круз де Тенерифе - Киль “Горх Фок” вышел в начале 1959 г. Первое свое участие в гонках он принял в том же году на линии Канн-Неаполь. Особо длительный поход состоялся в 1983 году по маршруту Киль - Лас-Палмас - Сан-Хуан – Норфлок – Филадельфия - Нью-Хемпшир - Понта Дельгада - Гамбург - Киль.

Всего с 1959 по 2004 год парусник совершил 134 похода, пройдя более 700 тысяч миль. Корабль попал в книгу рекордов Гиннеса как самый плавающий парусник столетия. Его рекорд до сих пор остается непревзойденным. Барк не раз становился призером различных соревнований и регат, принимал участие во всех пяти трансатлантических состязаниях.

Носовой растр корабля представляет из себя фигурку альбатроса. Растр менялся три раза: изначально он был сделан деревянным, а последняя статуя – из полиэстера. Название барка расположено на корме судна, как принято на военных кораблях, этим еще раз подчеркивается, что “Горх Фок” - собственность Бундесмарине.

Корабль находится в строю по сей день и активно используется для подготовки курсантов военно-морских училищ Германии.

 

george-rooke.livejournal.com/7120.html

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.