on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.10.2019, 14:32

Жовтень - 2019

Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей, Пусть сеет мелкий дождь или порою град В окошки звякает, рябит и пенит лужи, Пусть сосны черные, качаяся, шумят, И даже без борьбы, покорно, незаметно, Сдает угрюмый день, больной и бесприветный, Природу грустную ночной холодной мгле,— Я одиночества не знаю на земле. Забившись на диван, сижу; воспоминанья Встают передо мной; слагаются из них В волшебном очерке чудесные созданья И люди движутся, и глубже каждый миг Я вижу души их, достоинства их мерю, И так уж наконец в присутствие их верю, Что даже кажется, их видит черный кот, Который, поместясь на стол, под образами, Подымет морду вдруг и желтыми глазами По темной комнате, мурлыча, поведет...  Аполлон Майков  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новости региона

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

03.10.2019, 09:49

Студенти училища культури пройшли «Шляхом сови»

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История культуры и краеведение > Северо-Крымскому каналу - 60 лет

Северо-Крымскому каналу – 60 лет

60 лет назад, 21 сентября 1951 года, в центральной газете ЦК КПСС «Правде» появилось постановление Совета министров СССР «О строительстве Каховской гидроэлектростанции на реке Днепр, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма» Для справки. Северо-Крымский канал имени комсомола Украины... Выходит из Каховского водохранилища и через Перекопский перешеек доходит до Керчи. Протяжённость – 402,6 км. (БСЭ, 1969–1978 гг.)

Судьбоносное постановление

В постановлении говорилось: «Осуществить строительство оросительной системы для орошения 1,5 миллиона гектаров и обводнения сверх этого 1 миллиона 700 тысяч гектаров земель... Создать новую гидроэнергетическую базу на реке Днепре для снабжения электроэнергией сельского хозяйства и промышленности». Для осуществления этих целей Совет министров СССР объявил о создании новой строительной организации «Укрводстрой». «Назначить начальником строительства т. Бочкина А. Е. и главным инженером строительства т. Симакова В. Н.». Этим же постановлением Совет минист-ров обязал Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и Министерство совхозов СССР разработать и представить проекты по созданию защитных лесных насаждений в южных степных районах Украины. То есть благодаря одному из этих осуществленных в дальнейшем проектов Херсонщина получила хвойные лесные массивы на левобережье – в районе Цюрупинска, Голой Пристани, Збурьевки и так далее. Те массивы, которые в наше время так безжалостно уничтожают ежегодные пожары. 1 декабря 1950 года начались геодезические работы на будущей трассе Северо-Крымского канала. В 1956-м был утверждён проект строительства первой очереди водной артерии. В 1961 году вышло Постановление ЦК КП Украины и Совета министров УССР о начале строительства канала.

Уже в марте того же года специальное саперное подразделение начало очистку запроектированной территории от взрывоопасных предметов, которых в этих местах, где шли жестокие бои, оказалось много. Глубоко под землей нашли и обезвредили сотни тонн неразорвавшихся авиабомб, тысячи артиллерийских снарядов и мин. Следом за саперами шли археологи, которые исследовали попавшие в зону строительства древние могилы и поселения давно минувших веков. И уж потом начинали работу землеройная техника и строители.

О далеких событиях – из первых уст

Рассказывает бывший тех­ник-фотограф «Укрводстроя» Александр Анищенко:

- К тому времени, когда началось строительство крупнейшей в Евро-пе водной артерии для снабжения Крыма днепровской водой, Таврия и степной Крым представляли собой довольно неприглядную картину: выжженные солнцем унылые степи и крымское предгорье, испещренные сетью грунтовых дорог, пыльных летом и практически непроходимых зимой, редкие и неухоженные населенные пункты, в которых, казалось, и жизнь, и время давно остановились. Помню, еще в начале 1960-х го-дов родственники сообщали в письмах из Крыма о том, как тяжело и голодно было здесь жить. Только благодаря строительству канала в этих местах начались серьезные изменения. Одновременно с сооружением водной магистрали строили добротное и современное по тем временам асфальтированное шоссе, связавшее южные области страны с Крымом. Вдоль шоссе протянули линии электропередач, тем самым обеспечив электроэнергией самые глухие и забытые крымские поселения. Строительство канала было одной из грандиознейших строек послевоенного периода. На его сооружении работали десятки тысяч людей и тысячи единиц техники, которой, впрочем, всегда не хватало. На трассе канала можно было встретить и гужевой транспорт, и списанные, переделанные народными умельцами танки Т-34, над которыми вместо пушечного ствола возвышались стрелы кранов-подъемников. Кстати, работы по сооружению одной из ветвей Северо-Крымского канала начинали еще до Великой Отечественной войны. Уже провели частичную выборку земли, а тут – война. Продолжили работу лишь через 15–16 лет.

Спустя 2,5 года после начала строительных работ, 17 октября 1963 года, состоялось торжественное событие: днепровская вода пошла в степной Крым. На границе Херсонской и Крымской областей, в том месте, где Северо-Крымский канал прорезал знаменитое фортифика-ционное сооружение Турецкий вал, при многотысячном стечении народа состоялись праздничные торжества. Путь воде в уже построенной и принятой госкомиссией, но еще «сухой» крымской части канала преграждала высокая земляная дамба. Накануне дня открытия канала саперы заложили в дамбу мощный заряд взрывчатки. Ждали высоких гостей и соответствующего приказа. Часов в 11–12 в сопровождении свиты и в окружении руководителей Крыма, а также представителей южных областей Украины появился 1-й секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв.

Я, совмещавший свою должность с должностью фотографа газеты «Укрводбудовець», протиснулся в первые ряды встречавших. Самое интересное – рядом с лидером Компартии не было видно ни охраны, ни телохранителей. Никто мной не интересовался и документы не проверял. Лишь когда я попытался подобраться к Хрущёву еще ближе, кто-то из его свиты сделал мне предостерегающий знак рукой. (Конечно, и охрана, и телохранители при Никите Сергеевиче были, вот только, по свидетельствам историков, 1-й секретарь ЦК до ярости не терпел подобного эскорта, что крайне затрудняло его должную охрану. – Прим. ред.) Небольшого роста, плотненький, в своем неизменном светлом костюме и пальто, легко взбежал он на украшенный флагами и транспарантами помост с надписью «Вітаємо тебе, Дніпро, на землі Кримській!» – «Ну и чего меня сюда пригласили? – обратился он к многотысячной толпе внизу. – Говорят, воду будут пускать? Ну-ну, посмотрим, как она побежит...»

После соответствующей команды раздался мощный взрыв, содрогнувший землю и поднявший вверх тонны земли (на фото вверху). В новое русло на территорию Крыма хлынул мощный поток днепровской воды. В то же мгновение над каналом раздалось многотысячное «ура». Правда, не обошлось без курьезов. На сухом еще дне канала против трибуны с высокими гостями был установлен спасательный круг с красным флагом. По замыслу устроителей торжеств, хлынувшая в канал вода должна была подхватить его и понести красное полотнище на территорию Крыма. Однако уже после взрыва, когда поток воды хлынул в подготовленное русло, с противоположного берега канала сорвалась стайка мальчишек, которые в одно мгновение схватили круг с флагом и утащили на «свой» берег. Спустя секунду бурлящий поток воды разделил оба берега, сделав невозможной погоню за сорванцами. Инцидент был встречен громким смехом присутствовавших. Смеялись и Хрущёв, и окружавшая его свита. После пуска воды состоялся митинг, на котором много говорили о значении новой водной артерии в развитии этого засушливого региона. Потом, попрощавшись, Никита Сергеевич укатил в Крым...

До строительства шоссейной дороги снабжение продуктами питания этих мест было крайне скудное. А тут на месте исторического события установили буфет, где можно было прикупить пряников, конфет и прочих сластей. Конечно, выстояв «километровую» очередь. Одним из моих удачных снимков оказался портрет колоритного старика, склонившегося над водами канала. В руках он держал скрученный из бумаги фунтик с пряниками. Выражение восхищения на его лице было явно адресовано купленным сладостям. Редактору снимок очень понравился, и в сле-дующем номере газеты появилось фото, над которым основательно потрудились ретушеры. Теперь кулька в руках старика не было, а сам он как бы зачерпывал горстями воду и восхищался мощью социалистического строительства (см. фото справа). Ну и подпись соответствующая: «Наконец-то в Крым пришла днепровская вода!»

Цифры и факты впечатляют

Строительство канала завершилось в 1975 году. В зоне канала было создано 7 оросительных систем: Красноперекопская, Джанкойская, Советская, Раздольненская, Красногвардейская, Нижнегорская и Ленинская. Ширина основной магистрали Северо-Крымского канала местами достигает 150 метров, глубина – 7–8 метров. Общая длина внутрихозяйственных сетей, «питающихся» его водой, – более 5 тысяч километров. От Каховки до первой насосной станции, расположенной под Джанкоем, днепровская вода бежит самотеком. На этом 200-километровом отрезке водного пути ложе канала имеет понижение в 20 сантиметров на каждую тысячу метров. Первая джанкойская насосная станция поднимает воду на высоту более 9 метров. Шесть имеющих-ся насосов способны перекачивать до 12,5 тонны воды в секунду каждый!

В момент строительства насосной в 1968 году это была единственная насосная подобной мощности в Европе. Последующие насосные станции, расположенные каскадом на протяжении канала, поднимают днепровскую воду в общей сложности на высоту более чем 140 метров. Отдельные участки Северо-Крымского канала проходят под землей. Так, под крымским селом Фронтовое пролегает подземная магистраль канала длиной около 700 метров. В месте пересечения с рекой Салгир подземный водовод (дюкер) проложен на 10-метровой глубине ниже дна реки и имеет протяженность 1800 метров. В некоторых местах водной трассы вода преодолевает рельефные впадины местности с помощью акведуков высотой от 4 до 7 метров. Канал приносит на земли Крыма около 2 миллиардов кубометров днепровской воды в год. В память о былых военных сражениях и третьем мирном – по возведению беспрецедентного гидросооружения – в Красноперекопске воздвигнут монумент «Три штурма Перекопа». На нём – даты трех исторических событий: «1920», «1944» и «1963».

Александр Захаров
"Гривна СВ".- № 37 (513).- 09.09.2011.- стр. 13
www.grivna.ks.ua/severo_krymskomu_kanalu__60_let.htm
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.