on-line с 20.02.06

Арт-блог

24.11.2021, 16:03

Сергій Жадан "Перші дні листопада"

Перші дні листопада. Вона спить у порожній кімнаті, в чужому ліжку. А він думає: чуже місто, чужа кімната — як я її тут залишу? Третя по обіді. Суха осінь. Посиджу, доки вона спить, заговорюючи постійно. Світло таке легке. Вона четвертий день у дорозі. Хай їй хоча би тут буде спокійно. Якщо буде потрібно — поправлятиму ковдру. Якщо буде холодно — причинятиму вікна. Спробую перехитрити її застуду невиліковну. Я сам усе це вигадав, вона ні в чому не винна. Як я її залишу? Незабаром почнеться вечір. Швидко стемніє, повітря остигне. Краще вже охоронятиму її речі. Краще вже грітиму її стигми. Раптом, коли я піду, ріки затоплять кімнату, раптом птахи почнуть битися в стіни, раптом дерева обступлять її й поведуть на страту, раптом сусіди почнуть рвати тіло її на частини, раптом, щойно я вийду, вона забуде про мене, раптом забуде все, що говорила до цього, раптом серце її, золоте й шалене, буде битись тепер для когось чужого. Хай спить. ...

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

29.11.2021, 12:08

Херсонщина у Національному реєстрі рекордів України

29.11.2021, 11:18

Нa Xepcoнщинi вiдбудeтьcя 18 кiнoфecтивaль дoкумeнтaльнoгo кiнo пpo пpaвa людини

29.11.2021, 10:29

Известная херсонская художница Венера Такаева отмечает юбилей

> Темы > Театр > Из театральной истории Херсона > Сезоны восхождения и славы

Сезоны восхождения и славы

Театр в Херсоне возник в 30-х годах ХІХ века, когда под его нужды было приспособлено одно из помещений Дворянского собрания по улице Потёмкинской (теперь Карла Маркса, 20) - там, где ныне расположен «Брокбизнесбанк». В этом театре в 1846 году дал восемь спектаклей знаменитый русский актер Михаил Щепкин. В путешествии по России его сопровождал Виссарион Белинский, который сокрушался, что Михаил Семенович страдает

В 1858 году был составлен проект на перестройку и расширение дома Дворянского собрания, осуществленный при губернаторе Павле Николаевиче Клушине (1861-1868). Устроен большой зал заседаний, который с тех пор и стал использоваться театром. В 1874, 1875 и 1885 годах на сцене Дворянского собрания выступал украинский драматург, режиссер и актер Марк Кропивницкий. Именно в Херсоне постановкой пьесы Ивана Котляревского «Наталка Полтавка» началась его режиссерская деятельность.

Вместе с тем теснота и неудобства чувствовались постоянно, и мысли о постройке собственного здания возникали неоднократно. Всякий раз это желание упиралось в недостаток средств. По этой причине большинство членов городской Думы считало саму мысль о новом театре - праздной мечтой. Однако сторонники этой идеи оказались очень энергичными. На их сторону примкнул бывший херсонский губернатор Александр Семёнович Эрдели, который и содействовал постановке этого вопроса на очередь. Эрдели лично прибыл на заседание и горячей речью убедил пессимистов в необходимости создать свой собственный городской театр в исключительно культурных целях. Была образована театральная комиссия, в которую вошли уважаемые в городе общественные деятели Василий Иовец-Терещенко (голова городской Думы), Иван и Сергей Волохины, Александр Фельдман, Лазарь Гурфинкель, Моисей Рабинович, Павел Радченко, Александр Ефаиов, Тимофей Фельдзер, Ипполит Кароль, Михаил Олевииский и Григорий Соколовский.

Инициаторы, зная критическое состояние городской кассы, не задавались широкими планами и просили Думу выделить на постройку театра не более 35 тысяч рублей. Но и эту сумму взять было неоткуда. Тогда решено было предоставить театральной комиссии в продолжение 5 лет доходы с корпуса лавок, находящихся у Алешковской пристани (в районе нынешнего речного вокзала) и приносивших городу ежегодно по 5 тысяч рублей дохода. Кроме этого, строительная комиссия своим влиянием на состоятельных граждан убедила их вносить пожертвования на постройку здания театра.

Имея небольшую сумму в своем распоряжении, комиссия поручила архитектору Владиславу Домбровскому разработать проект здания театра, и 18 апреля 1884 года приступила к его постройке. Проект, однако, далеко не вписывался в первоначальные сметы городского управления. Вместо предположенных затрат в 35 тысяч рублей, предпринята постройка здания, ценность которого гораздо превышала их, но насколько - оставалось загадкой. В таких условиях, если здание театра в его проектных размерах и было доведено до конца, то только благодаря твердой воле членов комиссии. 29 сентября 1889 года оконченное постройкой здание было принято технической комиссией. Его общая стоимость с устройством водяного отопления, приобретением декораций, мебели, бутафорных вещей и прочего обошлась, в итоге, в 125 тысяч рублей. Многие тогда шутили, что такого театра Херсон не заслуживает и что его огромный зал вряд ли будет наполняться хотя бы наполовину. Вместимость театра составляла 800 человек. Зрительный зал подковообразного плана бил выполнен в стиле Ренессанс, в таком же виде, как и в Одесском оперном театре (к внешнему облику здания это сравнение не относится). Позднее, в сентябре 1896 года, в театре было установлено электрическое освещение, энергию для которого производили две динамо-машины, приводимые в движение двумя керосиновыми двигателями системы «Гроба и К», каждый в 12 лошадиных сил. Установка электрического освещения в театре обошлась городу ещё в 12 тысяч рублей. Однако все эти затраты не пошли впустую. Злые языки утихли, театр был полон зрителей, и выступления проходили с частыми аншлагами.

Торжественное открытие театра состоялось 1 октября 1889 года представлениями драматической труппы Лелева-Вучетича (два акта комедии Николаева «Тайна»). Под управлением дирижера Малины был исполнен марш «Привет, Херсон!». Уже осенью 1891-го и в 1894 году в новом городском театре выступала труппа Панаса Саксаганского (Тобилевича). В ее составе был его брат Иван Карпенко-Карый (Тобилевич), выступавший и в сезоне 1896-1897 годов.

В1895 году в театре вновь работал Марк Кропивпицкий, На сцену нового херсонского театра он привез свою собственную труппу. В 1898 году в Херсоне гастролировала итальянская труппа с известным актёром Густаво Сальвини (сын Томмазо Сальвини). В 1900 году побывал известный русский актер Иван Михайлович Москвин.

В сезонах 1902-1904 годов на херсонской сцене работал знаменитый режиссер-авангардист и актёр Всеволод Мейерхольд, который совместно с А.С. Kошеверовым организовал «Товарищество русских драматических актеров под управлением Кошеверова и Мейерхольда», открывшее свою деятельность постановкой пьесы Чехова «Три сестры». В 1903 году, когда Кошеверов уехал в Киев, Мейерхольд переименовал труппу в «Товарищество Новой драмы». В его составе были выпускники Московского художественного театра: Н.А. Буткевич, И.Н. Певцов, Н.Ф. Костромской, Пронин. Мейерхольд ставил пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» и «Чайка», Алексея Горького, Александра Островского, Генрика Ибсена. В нашем городе режиссер предпринял первую попытку создать музыкальную пьесу по комедии Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона. Сам Мейерхольд на сцене херсонского театра cыграл 44 роли. (В 1905 году Мейерхольд ушёл из Товарищества. Некоторое время труппой руководил Р.К. Унгерн, а в 1907 году «Товарищество Новой драмы», созданное в Херсоне, распалось). Ещё раз Мейерхольд гастролировал в городе в 1908 году с труппой артистов, совершая поездку по южным и западным губерниям России. Тогда же херсонцы познакомились и с творчеством великой русской актрисы Веры Комиссаржевской.

В 1903 году в городе выступала украинская труппа под руководством Николая Садовского и Панаса Саксаганского (братьев Тобилевичей) при участии Марии Заньковецкой. Были представлены пьесы «За двома зайцями» Михаила Старицкого, «Чумаки» Ивана Карпенко-Карого, «Глитай, або ж Павук» Марка Кропивницкого. В 1914 году в городе выступал композитор, пианист Александр Скрябин. Херсонцы имели возможность оценить мастерство таких талантливых артистов, как Владимир Давыдов, Павел Орленев, Александр Крамов, Мария Савина, братья Роберт и Рафаил Адельгейм, оперных певцов Леонида Собинова и Николая Фигнера. В 1928-1929 годах в нашем театре режиссёром работал член футуристической группы «41о», поэт, драматург и режиссёр Игорь Терентьев.

Вот так неожиданно, казалось бы, сумасбродная идея создать в «захолустном» Херсоне первоклассный театр, обернулась не просто успехом, а выдвижением Херсона в ряд театральных городов страны. В начале XX века был возведён второй театр на улице Горького (бывшая филармония). Он получил название «Малого театра». Ещё одна театральная сцена появилась с постройкой здания Городской Аудитории в 1903 году на улице Перекопской. В 1918 году в Аудитории открылся первый в Херсоне Украинский национальный театр. Зал же «Большого» театра служил не только для театральных представлений, но и для народных собраний и политических съездов, ставших особенно популярными в годы советской власти.

В связи с этим в 1927-1928 годах была проведена даже реконструкция здания по проекту архитектора Давида Бунцельмана. Перед главным входом появился четырехколонный портик дорического ордера, игравший роль широкого балкона-трибуны. Перед театром регулярно стали проводиться митинги. Театральная площадь превратилась в главную площадь города, в 30-х годах здесь был установлен памятник Сталину.

Во время гражданской войны, по распоряжению Михаила Фрунзе, херсонский театр давал спектакли на фронте, разделившись на группы, а в 1922-ом его постоянная труппа, в связи с разразившимся голодом, была распушена. В 1925 году театру было присвоено имя Луначарского.

Новая страница биографии театра открыта 6 ноября 1936 года. Открылся сезон воссозданной постоянной труппой, в составе которой было немало старых сотрудников: В. Данченко, Л. Свободина, И. Гракин, В. Светланова, С. Каро, Г. Шевченко. Представлен спектакль Д. Власюка «Переможці смерті». Во время войны часть театральной труппы уехала выступать на фронтах и в госпиталях, и была эвакуирована в Среднюю Азию, а частью осталась в оккупированном Херсоне. Немецкое командование, стремясь нормализовать жизнь в городе, не упустило из виду и культуру. Театр также восстановил свою работу, ему было присвоено имя Тараса Шевченко. В это время под управлением художественного руководителя Г.А. Рыбалкина было поставлено немало спектаклей.

Неожиданным поворотом в истории театра стало освобождение города от захватчиков в марте 1944 года. На следующий день после взятия Херсона в театре прошло торжественное собрание. По прошествии часа, как разошлась публика, здание взлетело на воздух. Это тем более поразило херсонцев, что театр был тщательно осмотрен перед проведением собрания. Когда освободили Одессу, помятуя херсонский опыт, в одесском оперном театре после долгих поисков взрывчатку удалось обнаружить и обезвредить. Таким образом, наш театр своей гибелью спас знаменитый театр в Одессе.

На руинах решили возвести новое здание, а театральный коллектив временно приютился в бывшем здании Городского Собрания (после гражданской войны в нём работал клуб «Металлист», позднее - клуб имени Ленина). Небольшие возможности сцены компенсировались здесь замечательной акустикой зала. Улица Ленина, 7 оставалась адресом театра до мая 1962-го, когда было торжественно отмечено новоселье на улице Горького, 7. Этот адрес сегодня знаком каждому херсонцу. Ведь театр - не просто необходимое для каждого областного центра культурное учреждение, это его визитная карточка и показатель уровня культуры всего города. В начале XX века он был очень высоким, надеемся, наш театр будет и впредь достойным наследником лучших театральных традиций старого Херсона.

Сергей Дяченко

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.