on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.03.2020, 09:19

Март-2020

Дух пряный марта был в лунном круге, Под талым снегом хрустел песок. Мой город истаял в мокрой вьюге, Рыдал, влюбленный, у чьих-то ног. Ты прижималась все суеверней, И мне казалось — сквозь храп коня — Венгерский танец в небесной черни Звенит и плачет, дразня меня. А шалый ветер, носясь над далью,- Хотел он выжечь душу мне, В лицо швыряя твоей вуалью И запевая о старине… И вдруг — ты, дальняя, чужая, Сказала с молнией в глазах: То душа, на последний путь вступая, Безумно плачет о прошлых снах. Александр Блок

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новости региона

31.03.2020, 12:55

Херсонці проводять онлайн лекції та майстер-класи

31.03.2020, 12:48

Херсонщина хоче розвивати спа- та велнес-туризм

26.03.2020, 10:31

"Фільми з херсонськими коріннями"

  На своїй сторінці у Леонід Єжуров повідомляє про те, що фільми ...

Шведы под Каховкой

30.10.2006

В деревню Змиевка Бериславского района Херсонской области ежегодно приезжают тысячи шведов. Любая турфирма, приглашающая их в Украину, обязательно включает в программу как минимум 2-часовое посещение единственного в восточной Европе села, населенного этническими шведами, кроме того, еще и говорящими на разговорном старошведском языке, который более нигде не сохранился.

В Швеции село знают под названием Гаммаль-свенскби (Gammal-svenskby, буквально переводится как «старое шведское село»). Оно стало для потомков викингов по-настоящему святым местом. В интернете есть постоянно действующий сайт svenskbyborna.com, в 2001 году журналист Йоран Сведберг издал альбом с фотографиями и историями жизни жителей села. Существует несколько исторических монографий, напечатанных на шведском языке. Открытки с видами села местные продают туристам по 5 гривен, а не так давно известный украинский производитель водки задумал выпустить 40-градусный напиток Gammalsvenskby, на экспорт в Швецию.

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ?
Шведских колонизаторов, переселившихся в XIV веке на остров Дагё (сейчас это часть Эстонии, по-эстонски «Хийумаа»), в 1781 году из-за того, что они были недовольны российским порядком после победы России в Северной войне, по приказу фаворита императрицы князя Потемкина выслали на новые земли, отвоеванные у Турции, под Херсон.

В августе 1781 года в сопровождении полусотни донских казаков, 1200 шведов с Дагё отправились в путь, до конца которого дожили только 535 человек, остальные погибли от холода и голода. Не выдержав жестокой зимы, умерли еще 385 шведов. Те же, кто остался в живых, основали на пустынном берегу Днепра село. Первые годы жили в землянках. Через 5 лет в селе появилась первая деревянная церковь, которую в XIX веке перестроили в каменную.

ШВЕДКОМПАРТИЯ.
Пережив революцию и гражданскую войну, Шведкомпартия (так село называлось в советских довоенных источниках) не вынесла эпоху коллективизации. После того как советская власть в 1929 году закрыла ширку (шв. — церковь), превратив ее в сельский клуб, местный священник собрал всю церковную утварь и колокола и, списавшись с властями Швеции, договорился о тотальной эвакуации на родину.

Корабль Красного Креста пришвартовался в 1929 прямо в Змиевке (сейчас это невозможно-Каховское водохранилище в 1956 году похоронило возможности навигации, а заодно и две шведские улицы) и забрал около 800 шведов сперва в Херсон, а затем в румынскую Констанцу. Оттуда морем сельчане добрались до Швеции, которую никто из них не видел раньше.

Тогда Швеция, как и вся Европа, была в глубокой экономической депрессии, и часть наиболее «обукраинившихся» шведов уже через 2 года отправилась домой, в Змиевку. Те, кто остался, поселились в городке Рум на острове Готланд (от Стокгольма — час на катере). Там выходцы из Украины построили такую же церковь, где звучат змиевские колокола.

В 1929—1931 годах в шведских домах власти поселили бедных евреев из соседнего Берислава, которые освободили жилье вернувшимся с родины. В 1937 году в селе раскрыли «шведский националистический заговор», 18 из арестованных по этому делу шведов исчезли бесследно, в 2001 году возле реставрированной ширки появилась стела с их фамилиями. Кстати, после реставрации, начатой в 1989 году, к лютеранской церкви приделали православный купол, и сегодня там проводятся богослужения обеих конфессий.

СВЯЗЬ С РОДИНОЙ.
Первый швед со Скандинавского полуострова посетил Гаммаль-свенскби в 1856 году. В своих путевых заметках он отметил, что «местным жителям не хватает мужества изгнать из села еврея-шинкаря, который спаивает их водкой». Пик интереса пришелся на 1929 год.

На Змиевку пока никто не смотрит как на культурное достояние, а зря. Впрочем, шведов там осталось не более сотни, молодые разъезжаются кто куда, а носителей шведского языка не более 2 десятков. Хотя в сельской школе сейчас и преподают шведский, из обихода он уходит и, к сожалению, может исчезнуть вместе с уходящими из жизни живыми шведскими достопримечательностями. Самому младшему из тех, кто помнит переселения и ссылки — 77 лет.

ЕВГЕНИЙ ИХЕЛЬЗОН, КАСПЕР АНДЕРССОН, ЯНА НОВОСЕЛОВА
Газета "Сегодня".- 2006.-30 октября

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.