on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.12.2017, 14:26

Декабрь-2017

Відійшла в минуле осінь. Грудень – первісток зими – оглядає володіння. Сніг іскриться під саньми. В білих шатах ліс дрімає. Кригою взялись річки. І виблискують під сонцем, як посріблені стрічки. Навкруги панує спокій, а сусідньому дворі червоніють горобини, ніби спалахи зорі. Лідія Кир′яненко  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

12.12.2017, 13:38

Херсонцев приглашают на «Историческую вечеринку»

  15 декабря состоится последняя в этом году встреча в известной ...
12.12.2017, 12:26

Каховчани - переможці конкурсу «KIEV ART FESТ»

08.12.2017, 10:15

Херсонцы окунулись в сказку

  Вчера в Херсонском выставочном зале Национального союза художников ...

> Персоналии > Визуальное искусство > Степанян Юрик Грантикович > Силен только тот, кто сомневается в себе

Силен только тот, кто сомневается в себе

08.04.2004

Господь был первым скульптором - он изваял первую фигуру человека. И когда он захотел дать человеку свои законы, какой он применил для этого материал? Камень. Десять заповедей, открытых Моисею, начертал он на каменной скрижали. Из чего были сделаны первые орудия человека? Из камня. По умению людей обращаться с камнем можно судить, насколько они цивилизованны. По умению скульптора обращаться с материалом можно судить, насколько он скульптор, насколько он колдун.
Художник рисует, чтобы заполнить пространство, а скульптор - чтобы его воспроизвести. Художник заключает в раму нечто остановившееся, скульптор же, рисуя, схватывает движение, вскрывает каждое усилие, каждый изгиб напрягшегося человеческого тела. Скульптор должен показать трехмерность фигуры - ему нужна не только высота и ширина, но и глубина. Глубина, без которой и время, и пространство - сущая пустота, если не заполнить ее статуями.

ЮРИКА СТЕПАНЯНА можно представить беспроигрышно: просто сказав, что этот скульптор сделал статую Потемкина в Херсоне. А можно....
- Юрик Грантикович, каков ваш самый сильный жизненный интерес?
- Жизненный интерес мой в том, чтобы жить. И причем жить так, как я живу, - с неурядицами, проблемами, успехами и всем тем набором драм и комедий, что есть в моей жизни. Я испытываю жажду жизни и радуюсь, что я живу.
- Камень чтили великие скульпторы в великие времена, камень - живой материал, который отзывается на любовь и умение. Вы остаетесь верны камню или новому времени, которое склоняется к новым материалам?
- Я очень люблю камень -это самый живой материал. Но скульптор должен мыслить и в камне, и в бронзе, и в дереве. Одним словом, в том материале, которому его мысль должна дать форму. Материалы меняются - мы же должны оставаться неизменными. Художник должен работать не только у станка с резцом в руке, но и в самом себе. Нехорошо, когда скульптор и его работа пахнут потом. Нужно парить во Вселенной и вместе с нею. Но лишь после титанического труда дух человека способен парить на широко раскрытых крыльях. В эти минуты художник одинок и устремлен к истине.
- Есть одиночество - палач, есть добровольное одиночество. Какое одиночество - спутник вдохновения?
- Человек, желающий служить искусству, должен быть готов остаться в одиночестве. Ведь художник выходит за пределы человеческого понимания - он своего рода колдун. А любому колдовству сопутствует одиночество, отшельничество. Погружение в себя - одно из условий творчества. Одиночество, вдохновение и художник - понятия неразделимые.
- Что хуже - подчиняясь чужой воле, заниматься не своим делом или испытывать неудачи?
- Хуже, когда ты мнишь себя совершенно успешным художником. Если это так - то ты мертвый художник. Неудачи необходимы. Безусловно. Чувство неудовлетворенности разжигает твои силы и пополняет резервы, дает тебе возможность сделать еще что-то. Силен только тот, кто сомневается в себе. Ну а чужая воля - это рамки, несвобода - горе для любого творческого человека.
- Свобода, равно как и несвобода, может стать горем?
- Это неоднозначные понятия. Наверное, каждый сам для себя определяет рамки свободы. Художник должен иметь очень широкий и ясный кругозор. Необъятный кругозор в необъятном мире. Он должен быть свободен, совершенно свободен, и он должен обладать высшей любовью к людям.
- Готовы ли вы сегодня к передаче мастерства наследникам - ученикам? Есть такой человек, в кого вам бы хотелось влить свой опыт и мастерство, как вливают расплавленную бронзу в форму?
- Я в поисках. Все время ищу такого человека. Мне кажется, он должен скоро появиться. Я жду его. Сегодня я преподаю. Но в ВУЗе не специализированном по скульптуре, при том количестве учеников и времени занятий наивно думать, что все они станут художниками. Они будут лепить. Счастье, если хотя бы один из них приблизится вплотную, впритык к настоящему искусству. Я ставлю себе задачу, прежде всего, сориентировать их в том мире творчества, который они выбрали. А также развить чувство вкуса - чтобы спустя годы мой ученик, придя в выставочный зал, смог сказать: вот это классная работа, а эта - так....
- Легко ли Вам сегодня, глядя на работы своих коллег, почувствовать невольное восхищение?
- Да. Я люблю восхищаться работами, удачами, победами других. Когда вижу эту искру, она проходит сквозь меня дрожью, и я говорю: «Да! Это достойная вещь». И я радуюсь, я зажигаюсь. Я понимаю, что так должно быть. Чем больше удается коллегам, тем больше удастся тебе - потому что есть стимул. Если есть сравнение, значит, есть стремление, есть необходимый разряд энергии художника.
- Юрик Грантикович, а случается, что техника подменяет чувство?
- Художник, как любой человек, может пойти на компромисс с собой, может изменить себе. Но это тяжелый шаг. Если ты заведомо знаешь, что делаешь халтуру - зачем ты это делаешь? Чтобы было стыдно? Легкий путь никогда не приводит к росту, никогда не обогащает. Легкий путь ворует тебя "самого и, в конечном счете, опустошает. Должно быть, это грустный, трагический момент для художника. Пример этому - жизнь и творчество Родена.
- Каждая ваша работа -это плод переживаний, цепь чувств. Где взять столько сердца?
- Художник должен чувствовать все. Мы бессильны воплотить то, что чуждо нам самим. Мы не способны создать лицо другого человека. Все, что мы создаем,- это, несомненно, наше собственное лицо, озаренное нашим знанием. Чтобы увидеть и синтетически воплотить лицо, нужно обладать зрением мага, чувствами, нужно суметь распознать его скрытую сущность - иначе произведение будет лишь жалким трупом.
- Долг каждого поколения
- хранить родовое имущество. Если скульптура -это имущество, то умеет ли наш город его хранить?
- Я рад, что сегодняшний Херсон обращен к возрождению и сохранению родового имущества. И уже посажены некоторые саженцы - архитектура, скульптура становится предметом внимания. Есть понимание того, что начатое сегодня должно быть непреходящим. Работать ради мгновения скульптор не может и не должен. И понимание этого сегодня я, к счастью, начинаю видеть.
- Не всякая натурщица может придать мрамору трепет живого тела. А может быть, женщины хороши для любви, а не для скульптуры?
- Я бы предложил вспомнить легендарного скульптора Пигмалиона и его любимую девушку Галатею - она-то была создана как раз из статуи, а не наоборот.
- Юрик Грантикович, как бы вы хотели, что бы вас называли: СТАТУАРИО (изготовитель статуй) или МАЭСТРО?
- Судить об этом должны вы. Я не могу судить о себе, тем более придумывать себе зычные звания, ярлыки.... Я молчу. И в этом состоянии создаю то, что потом, может быть, назовет и обозначит время.
....И как бы мы его не называли, он был и остается Художником, сомневающимся в себе, гордым и добрым, таящим груду неиспользованных возможностей. Воздух его мастерской, решенной в неприхотливом пространстве, говорит об этом, когда струится энергией, наполняя все вокруг силой, цветом и чувством. Мы склонны ожидать от него неожиданного.

Елена Шульц, Татьяна Кондакова
"Херсонський вісник" 8 квітня 2004 р.
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.