on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

15.08.2019, 14:05

В Україні запустився безкоштовний онлайн-курс для митців

14.08.2019, 10:32

У Херсоні відбудеться Флешмоб жіночності-2019

14.08.2019, 10:21

Херсонців запрошують відсвяткувати День Незалежності

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Синематограф завоевывает Херсон. 3 часть

Синематограф завоевывает Херсон. 3 часть

Продолжая «киношную» тему, начатую в №№ 45 и 47 газеты «Гривна», сегодня расскажу о наиболее известном в начале ХХ века херсонском биоскопе, построенном здесь предпринимателем Георгием Зайлером

Однако прежде сделаю краткое отступление. В истории Днепропетровска, бывшего Екатеринослава, также имеется своя страничка, связанная с биоскопами, начало которой, как утверждают днепропетровские краеведысследователи, положено в 1897 году, когда в городе, впервые в его истории, начал свою работу первый биоскоп. Не стану подвергать сомнению точность хронологических утверждений, скажу лишь, что первым устроителем и владельцем Екатеринославского биоскопа был некто Э. Зайлер. О котором, к сожалению, кроме первой буквы имени, практически ничего не известно. Разве только то, что в биографии «пионера украинской кинематографии», украинско-советского кинооператора и режиссёра Даниила Сахненко упоминается эпизод его работы в екатеринославском биоскопе Зайлера: «Данько Сахненко (как его называли местные), запримеченный Зайлером, стал помогать отрабатывать киносеансы – Сахненко крутил ручку киноаппарата. Уже через полгода Даниил получил должность киномеханика, а позже –старшего механика. Даниил Сахненко освоил в совершенстве кинопроекционный аппарат, даже научившись чинить его в случае поломки».

По воспоминаниям Арнольда Кудюма, в 1908 году представитель известной французской фирмы «Братья Пате и К0», прибыв в Екатеринослав, предложил Сахненко сотрудничество в роли корреспондента киножурнала «Пате» – журнал всё видит, всё знает! Для этого в распоряжение корреспондента были переданы съёмочный аппарат, несколько коробок пленки и предоставлены соответствующие инструкции. Так рассказывает об этом всезнающая интернетовская «Википедия». Это небольшое отступление от темы херсонского биоскопа необходимо для более полного восприятия роли предпринимателя Зайлера (или всё-таки Зайлеров?) в истории отечественного кино.

В Херсоне снимали кино
Как бы там ни было, в 1907 го-ду на волне появления в Херсоне основной массы биоскопов местные газеты «Югъ» и «Родной край» наперебой сообщали: «С завтрашнего дня на углу Витовской и Успенского переулка (ныне ул. Горького и пер. Спартаковский. – А. З.) начинает функционировать вновь выстроенный биоскоп Г. К. Зайлера. Репертуар Зайлера заключает в себе массу интересных картин. Здание биоскопа по своей обширности, внутренней отделке и удобствам является лучшим из всех бывших в Херсоне биоскопов. Имеется, между прочим, особая комната для ожидания».

Интересно, что мне именно в момент подготовки этой статьи к печати удалось отыскать в Интер-нете фотографию херсонского электрического биоскопа Георгия Карловича Зайлера, который по некоторым архитектурным особенностям оказался весьма похожим на размещённый в газетной рекламе в начале ХХ века рисунок электрического биоскопа Зайлера в Екатеринославе. Что, несомненно, говорит о существующей между ними связи. Владелец херсонского электрического биоскопа Георгий Зайлер, страстно любивший своё детище, отличался особой предпринимательской жилкой и безусловным вкусом в подборе картин при составлении программ для демонстрации. К тому же в его заведении впервые в Херсоне стали демонст-рироваться хроникальные фильмы, отснятые лично им в Херсоне и за его пределами. Так что Зайлера, конечно же, можно назвать и первым херсонским кинооператором.

Другой херсонский хроникёр Яков Куперман, ставший владельцем «Парижского иллюзиона» на Суворовской в 1910 году и демонстрировавший херсонцам кроме чу-жих кинокартин отснятую им уникальную кинохронику, был только вторым. К сожалению, практически все эти бесценные местные киноматериалы были безвозвратно утеряны в период войн, революций и смутных времен. Известно всего несколько названий киноработ Купермана: «Король и королева Румынии», «Полёт авиатора Костина в Херсоне», «Встреча чудотворной иконы Касперовской Божьей Матери», «Празд-ник древонасаждений в Херсоне». По доступным в Интернете каталогам удалось отыскать лишь единственный кусочек дореволюционной киноплёнки длиной всего в 52 метра, хранящийся в Российском госархиве кинофотодокументов. На ней запечатлена панорама Херсона со стороны Днепра. Яхт-клуб, яхты под парусами и вёсельные шлюпки…

Естественно, отснятый биоскоповскими хроникёрами местный материал служил особой приманкой для зрителей, так как каждому хотелось увидеть себя и своих знакомых на экране. Посему от посетителей просто не было отбоя. Очень скоро биоскоп Зайлера стал самым популярным в городе. В том же 1907 году на художест-венно-промышленной выставке в Брюсселе киноработы Георгия Карловича были удостоены высшей награды, а сам кинопредприниматель получил золотую медаль и почётный крест.

Благотворитель
Кроме всего прочего, в Херсоне Георгий Карлович был широко известен своей благотворительной деятельностью. Пожалуй, никто из владельцев местных биоскопов не сделал больше для сирот и детей из малоимущих семей, чем немецкий подданный Зайлер: «На днях владелец биоскопа г. Зайлер любезно позволил безвозмездно посетить биоскоп детям-сиротам дома трудолюбия. Несчастные, брошенные на произвол судьбы дети с восторгом смотрели на демонстрируемые картины, и восхищению, и радости их не было конца. Ещё по сей день дети собираются группами и оживлённо толкуют и меняются своими детскими впечатлениями о виденном.

Как оживают личики сирот, какой радостью светятся их юные глазки при обсуждении этой нескончаемой темы! И чистые души детей через нашу газету приносят сердечную и искреннюю благодарность г. Зайлеру за доставленное им удовольствие». «Вчера в биоскопе Г.К. Зайлера состоялся бесплатный сеанс для учениц женского профессионального училища». «Владелец электрического биоскопа г. Зайлер согласился, по просьбе правления попечительства о нуждающихся учениках 3-й гимназии, учр. А. В. Тюльпановой, пожертвовать, за вычетом известной суммы, выручку от посещения биоскопа 28-го марта (в пятницу) в пользу нуждающихся учениц, из которых многие ещё не внесли платы за обучение». Подобные газетные заметки были совсем не редкостью.

Как я рассказывал в предыдущих публикациях, в начале ХХ века биоскопы практиковали программный показ фильмов, состоявший из нескольких отделений. В промежутках между отделениями выступали приглашённые владельцем или арендатором артисты разных жанров, певцы и музыканты. В музыкальных паузах при желании зритель мог посетить буфет, съесть бутерброд, выпить чаю или откушать пирожное. Кроме того, здесь можно было купить газету, открытку и прочую полиграфическую мелочь. В целом «кинопредставление» длилось от полутора до двух часов при стоимости билетов для взрослых от 15 до 40 копеек, а для учащихся и детей – от 12 до 30 копеек.

Ныне нам, с теперешними заоблачными ценами, это кажется очень даже недорого, однако для многих слоёв населения старого Херсона это были весьма приличные деньги. Скажем, за 12–15 копеек в 1906–1908 годы можно было приобрести почти полкилограмма мяса или 5 кг картофеля. Посему уже в тот период в среде херсонских обывателей начали раздаваться голоса недовольства: «Пора бы херсонской городской управе обложить биоскопы налогами в пользу города, так как эти увеселительные заведения получают громадный доход и могли бы уделить городу несколько десятков рублей в год». Забегая наперёд, скажу, что в период Первой мировой войны биоскопы налогами всё же обложили. Сначала это был налог за пользование электричеством, а потом – и налог на доходы биоскопов.

Как известно из газетного объявления об открытии биоскопа Зайлера в 1907 году, при строительстве здания была предусмотрена «особая комната для ожидания», то есть подобие своеобразного фойе в зданиях современных кинотеатров. Это было весьма удобное новшество, которого не имели иные биоскопы в городе. Чтобы посетители не слишком скучали в ожидании начала представления, владелец биоскопа Зайлер выписал из Берлина специальный электрический оркестрион стоимостью в 3 тысячи рублей. Оркестрион (или оркестрина. – А. З.) представлял собой механический музыкальный инструмент, по виду – подобие платяного шкафа со специальным механизмом внутри. Будучи запущенным, оркестрион имитировал звучание оркестра, исполняя определённые музыкальные произведения. Аппарат был привезен в начале мая 1908 года и установлен в «ожидалке», к удовольствию пуб­лики.

Александр Захаров
"Гривна".- №50 (1092).- 09.12.2015.- стр.8

http://www.grivna.ks.ua/component/content/article/1424-arch/grna/grn-2015/grna-2015-50/55505-sinematograf-zavojovyvaet-kherson

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.