on-line с 20.02.06

Арт-блог

07.02.2019, 11:25

Февраль-2019

Б Пастернак Февраль Достать чернил и плакать https://www.youtube.com/watch?v=Ba0t9sndAqg

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Новости региона

29.01.2019, 12:08

Дозволь собі бути щасливим

25.01.2019, 10:00

Відбувся флеш-моб «Моя стрічка-моя згода!»

16.01.2019, 10:38

“Краща книга Херсонщини”

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Синематограф завоевывает Херсон. 3 часть

Синематограф завоевывает Херсон. 3 часть

Продолжая «киношную» тему, начатую в №№ 45 и 47 газеты «Гривна», сегодня расскажу о наиболее известном в начале ХХ века херсонском биоскопе, построенном здесь предпринимателем Георгием Зайлером

Однако прежде сделаю краткое отступление. В истории Днепропетровска, бывшего Екатеринослава, также имеется своя страничка, связанная с биоскопами, начало которой, как утверждают днепропетровские краеведысследователи, положено в 1897 году, когда в городе, впервые в его истории, начал свою работу первый биоскоп. Не стану подвергать сомнению точность хронологических утверждений, скажу лишь, что первым устроителем и владельцем Екатеринославского биоскопа был некто Э. Зайлер. О котором, к сожалению, кроме первой буквы имени, практически ничего не известно. Разве только то, что в биографии «пионера украинской кинематографии», украинско-советского кинооператора и режиссёра Даниила Сахненко упоминается эпизод его работы в екатеринославском биоскопе Зайлера: «Данько Сахненко (как его называли местные), запримеченный Зайлером, стал помогать отрабатывать киносеансы – Сахненко крутил ручку киноаппарата. Уже через полгода Даниил получил должность киномеханика, а позже –старшего механика. Даниил Сахненко освоил в совершенстве кинопроекционный аппарат, даже научившись чинить его в случае поломки».

По воспоминаниям Арнольда Кудюма, в 1908 году представитель известной французской фирмы «Братья Пате и К0», прибыв в Екатеринослав, предложил Сахненко сотрудничество в роли корреспондента киножурнала «Пате» – журнал всё видит, всё знает! Для этого в распоряжение корреспондента были переданы съёмочный аппарат, несколько коробок пленки и предоставлены соответствующие инструкции. Так рассказывает об этом всезнающая интернетовская «Википедия». Это небольшое отступление от темы херсонского биоскопа необходимо для более полного восприятия роли предпринимателя Зайлера (или всё-таки Зайлеров?) в истории отечественного кино.

В Херсоне снимали кино
Как бы там ни было, в 1907 го-ду на волне появления в Херсоне основной массы биоскопов местные газеты «Югъ» и «Родной край» наперебой сообщали: «С завтрашнего дня на углу Витовской и Успенского переулка (ныне ул. Горького и пер. Спартаковский. – А. З.) начинает функционировать вновь выстроенный биоскоп Г. К. Зайлера. Репертуар Зайлера заключает в себе массу интересных картин. Здание биоскопа по своей обширности, внутренней отделке и удобствам является лучшим из всех бывших в Херсоне биоскопов. Имеется, между прочим, особая комната для ожидания».

Интересно, что мне именно в момент подготовки этой статьи к печати удалось отыскать в Интер-нете фотографию херсонского электрического биоскопа Георгия Карловича Зайлера, который по некоторым архитектурным особенностям оказался весьма похожим на размещённый в газетной рекламе в начале ХХ века рисунок электрического биоскопа Зайлера в Екатеринославе. Что, несомненно, говорит о существующей между ними связи. Владелец херсонского электрического биоскопа Георгий Зайлер, страстно любивший своё детище, отличался особой предпринимательской жилкой и безусловным вкусом в подборе картин при составлении программ для демонстрации. К тому же в его заведении впервые в Херсоне стали демонст-рироваться хроникальные фильмы, отснятые лично им в Херсоне и за его пределами. Так что Зайлера, конечно же, можно назвать и первым херсонским кинооператором.

Другой херсонский хроникёр Яков Куперман, ставший владельцем «Парижского иллюзиона» на Суворовской в 1910 году и демонстрировавший херсонцам кроме чу-жих кинокартин отснятую им уникальную кинохронику, был только вторым. К сожалению, практически все эти бесценные местные киноматериалы были безвозвратно утеряны в период войн, революций и смутных времен. Известно всего несколько названий киноработ Купермана: «Король и королева Румынии», «Полёт авиатора Костина в Херсоне», «Встреча чудотворной иконы Касперовской Божьей Матери», «Празд-ник древонасаждений в Херсоне». По доступным в Интернете каталогам удалось отыскать лишь единственный кусочек дореволюционной киноплёнки длиной всего в 52 метра, хранящийся в Российском госархиве кинофотодокументов. На ней запечатлена панорама Херсона со стороны Днепра. Яхт-клуб, яхты под парусами и вёсельные шлюпки…

Естественно, отснятый биоскоповскими хроникёрами местный материал служил особой приманкой для зрителей, так как каждому хотелось увидеть себя и своих знакомых на экране. Посему от посетителей просто не было отбоя. Очень скоро биоскоп Зайлера стал самым популярным в городе. В том же 1907 году на художест-венно-промышленной выставке в Брюсселе киноработы Георгия Карловича были удостоены высшей награды, а сам кинопредприниматель получил золотую медаль и почётный крест.

Благотворитель
Кроме всего прочего, в Херсоне Георгий Карлович был широко известен своей благотворительной деятельностью. Пожалуй, никто из владельцев местных биоскопов не сделал больше для сирот и детей из малоимущих семей, чем немецкий подданный Зайлер: «На днях владелец биоскопа г. Зайлер любезно позволил безвозмездно посетить биоскоп детям-сиротам дома трудолюбия. Несчастные, брошенные на произвол судьбы дети с восторгом смотрели на демонстрируемые картины, и восхищению, и радости их не было конца. Ещё по сей день дети собираются группами и оживлённо толкуют и меняются своими детскими впечатлениями о виденном.

Как оживают личики сирот, какой радостью светятся их юные глазки при обсуждении этой нескончаемой темы! И чистые души детей через нашу газету приносят сердечную и искреннюю благодарность г. Зайлеру за доставленное им удовольствие». «Вчера в биоскопе Г.К. Зайлера состоялся бесплатный сеанс для учениц женского профессионального училища». «Владелец электрического биоскопа г. Зайлер согласился, по просьбе правления попечительства о нуждающихся учениках 3-й гимназии, учр. А. В. Тюльпановой, пожертвовать, за вычетом известной суммы, выручку от посещения биоскопа 28-го марта (в пятницу) в пользу нуждающихся учениц, из которых многие ещё не внесли платы за обучение». Подобные газетные заметки были совсем не редкостью.

Как я рассказывал в предыдущих публикациях, в начале ХХ века биоскопы практиковали программный показ фильмов, состоявший из нескольких отделений. В промежутках между отделениями выступали приглашённые владельцем или арендатором артисты разных жанров, певцы и музыканты. В музыкальных паузах при желании зритель мог посетить буфет, съесть бутерброд, выпить чаю или откушать пирожное. Кроме того, здесь можно было купить газету, открытку и прочую полиграфическую мелочь. В целом «кинопредставление» длилось от полутора до двух часов при стоимости билетов для взрослых от 15 до 40 копеек, а для учащихся и детей – от 12 до 30 копеек.

Ныне нам, с теперешними заоблачными ценами, это кажется очень даже недорого, однако для многих слоёв населения старого Херсона это были весьма приличные деньги. Скажем, за 12–15 копеек в 1906–1908 годы можно было приобрести почти полкилограмма мяса или 5 кг картофеля. Посему уже в тот период в среде херсонских обывателей начали раздаваться голоса недовольства: «Пора бы херсонской городской управе обложить биоскопы налогами в пользу города, так как эти увеселительные заведения получают громадный доход и могли бы уделить городу несколько десятков рублей в год». Забегая наперёд, скажу, что в период Первой мировой войны биоскопы налогами всё же обложили. Сначала это был налог за пользование электричеством, а потом – и налог на доходы биоскопов.

Как известно из газетного объявления об открытии биоскопа Зайлера в 1907 году, при строительстве здания была предусмотрена «особая комната для ожидания», то есть подобие своеобразного фойе в зданиях современных кинотеатров. Это было весьма удобное новшество, которого не имели иные биоскопы в городе. Чтобы посетители не слишком скучали в ожидании начала представления, владелец биоскопа Зайлер выписал из Берлина специальный электрический оркестрион стоимостью в 3 тысячи рублей. Оркестрион (или оркестрина. – А. З.) представлял собой механический музыкальный инструмент, по виду – подобие платяного шкафа со специальным механизмом внутри. Будучи запущенным, оркестрион имитировал звучание оркестра, исполняя определённые музыкальные произведения. Аппарат был привезен в начале мая 1908 года и установлен в «ожидалке», к удовольствию пуб­лики.

Александр Захаров
"Гривна".- №50 (1092).- 09.12.2015.- стр.8

http://www.grivna.ks.ua/component/content/article/1424-arch/grna/grn-2015/grna-2015-50/55505-sinematograf-zavojovyvaet-kherson

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.