on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

22.08.2019, 11:45

Чемпіонат Світу з повітряних зміїв-2020 буде проведено в Україні

22.08.2019, 09:49

Урочисті заходи у Херсоні до Дня Державного Прапора і Дня Незалежності

15.08.2019, 14:05

В Україні запустився безкоштовний онлайн-курс для митців

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Синематограф завоевывает Херсон. 5 часть

Синематограф завоевывает Херсон. 5 часть

Заканчивая тему кинематографов старого Херсона, сегодня коснусь репертуара и некоторых иных особенностей местного кино, охватывая период с 1914 по 1932 годы

От Зайлера до «Коминтерна»
К 1914 году здание и иллюзион Цисовского (бывший г-жи Зайлер) перешли во владение новому хозяину Спектору. И после серьезной архитектурной перестройки здесь открылся новый кинотеатр.

«Гремит иллюзионный мир!
На днях откроется “Ампир”.
Шикарный, новый, грандиозный,
Для конкурентов очень грозный.
Последней техники там слово,
Изящно, стильно, ярко, ново», –
сообщала стихотворная реклама в прессе. И ниже – весьма важная подробность:

«Известно всем ведь,
Что И. Спектор –
“Ампира” нового директор.
Владелец собственных картин,
И здесь, на юге, он один!».

Из этого вполне можно выстроить определенную хронологическую цепочку: первым херсонским хроникером-оператором был Георгий Зайлер (1907 г.), вторым – Яков Куперман (1910 г.), третьим – Ишая Спектор (1914 г.). Впрочем, секрет хозяина «Ампира» заключался в том, что он являлся еще и владельцем одной из наиболее солидных одесских контор по прокату фильмов знаменитой французской фирмы «Пате». А посему первым демонстрировал зрителям своего кинотеатра поступавшие к нему новинки. В «Ампире» Спектора херсонцы смотрели картину «Дворянское гнездо», снятую по роману Ивана Тургенева, «лучший современный боевик» – «Закон милосердия и смерти», кинодраму «Гибель на “Лузитании” американского миллиардера», классическую трагедию «Гай Юлий Цезарь», первую в истории кино экранизацию романа Генрика Сенкевича «Камо грядеши», итальянский фильм «Quo vadis?» и многие другие. Очень скоро «Ампир» стал одним из лучших кинотеатров Херсона. После революции и установления в Херсоне советской власти кинотеатр был национализирован. После длительного перерыва он вновь начал свою работу в 1924 году, получив название Госкино «Коминтерн» (с 1928-го – Держкіно «Комінтерн»).

Спустя четыре года, 1 марта 1932-го, в Херсоне произошло неординарное событие: в кинотеатре «Коминтерн» впервые в истории города зрители смотрели настоящий звуковой фильм. По некоторым сведениям, это была лента «Снайпер», одна из первых отечест­венных звуковых картин, снятая в 1931 году режиссером Сергеем Тимошенко. Старшему поколению херсонцев Тимошенко известен как режиссер, снявший фильмы «Три товарища», «Вратарь», «Небесный тихоход» и другие. Это событие было увековечено в новом названии кинотеатра: теперь он стал называться «Перше комсомольське звукове держкіно “Комінтерн”». К сожалению, здание, тесно связанное с историей развития общественного киноискусства в Херсоне, в котором когда-то располагался один из старейших херсон­ских кинотеатров, ныне превращено в развалины. И вот уже два десятка лет напоминает мусорную свалку в центре города.

Куда идем?
В начале второго десятилетия ХХ века количество биоскопов в Херсоне продолжает расти. К 1911 году на месте сгоревшего кинотеатра Зайлера, напротив городского театра, было построено легкое временное здание, в котором открылся кинотеатр «Модерн» Гринштейна. Почти одновременно с ним на углу улиц Потемкинской и Суворовской, в доме Дунаевской, начал работу кинотеатр «Экспресс».

Интересно, что в это время, на пике популярности и возраставшего профессионализма киношников, в прессе уже всерьез обсуждают во-просы о введении в школьное преподавание «наглядности и достижении ея при помощи кинематографа». Вместе с тем всё чаще раздавались голоса с требованиями со всей серьезностью относиться к роли кинематографа в воспитании юного поколения. Ибо уже тогда обратили внимание на то, что картины некоторых жанров весьма пагубно действуют на воспитание детей: «Если чахотка, сифилис и другие болезни подтачивают физическое здоровье молодого поколения больших городов, то теперь новый бич – кинематограф – в корне убивает в детях те зачатки добра, которые с такими усилиями стремятся привить семья и школа.

Особенно опасным воспитательным фактором является кинематограф для пролетарских детей, родители которых не располагают необходимыми для нормального воспитания материальными и духовными средствами». В прессе появляются критические статьи по поводу сюжетов некоторых кинокартин, содержащих элементы насилия: «Стоит пройти по улицам города и посмотреть группы детей и подростков, с жадностью рассматривающих кинематографические рекламы, в которых непременными атрибутами являются яд и нож, стоит посетить 2–3 сеанса кинематографа, чтобы увериться, что в современной своей постановке кинематограф является отравой для детских душ, угрозой моральному воспитанию подрастающего поколения».

Конечно, нельзя сказать, что не предпринималось никаких решительных мер по борьбе с воздействием кинематографа на детей. Впрочем, борьба эта сводилась лишь к запретам учебного начальства на просмотр учащимися определенных картини на посещение ими кинематографа в вечернее время. Одно время в афишах даже указывали: «Посещение кинематографа учащимися запрещено» или «Дозволяется с разрешения училищного начальства».

Впрочем, воспитанные в строгости гимназисты в первую очередь всегда оставались обыкновенными мальчишками и находили способы посещения запрещенных начальством мероприятий. К примеру, свинчивание кокарды с форменной фуражки или переодевание в партикулярное (гражданское) платье, что считалось тогда преступлением, достойным самого жесткого наказания. Но как же можно было пропустить фильм с участием любимого всеми киноартиста Макса Линдера! В свое время прозаик, один из создателей одесского литературного кружка Юрий Олеша, наиболее известным произведением которого является роман «Три толстяка», вспоминал о приезде в Одессу кумира своей юности: «Трудно вам передать, как был знаменит Макс Линдер! Духи, папиросы, галстуки, ботинки, покрой, прически, манеры назывались его именем. Макс Линдер! – слышалось на улице…».

А представляете, что творилось в Херсоне, когда в 1913 году одна из местных газет поместила кратенькое сообщение: «Как нам передают, один из местных театров предполагает пригласить на несколько гастролей известного кинематографического артиста Макса Линдера, который с 21 декабря начинает свои гастроли в Одессе». Актера действительно пригласили. Однако, отработав в Одессе вместо трёх запланированных целых пять представлений при полном аншлаге, уставший кумир, к великому разочарованию зрителей, до нашей глубинки не добрался. Потом, уже в период разгара Первой мировой войны, в прессе несколько раз появлялись сообщения о гибели Макса. Причем в Париже была издана даже открытка с портретом Линдера в военной форме и надписью «Убит под Льежем». И всё же эти слухи оказались ложными. Уже зимой 1915 года на первых страницах местных газет появилась свежая сенсационная информация: «Он жив!». А «Ампир», рекламируя новый фильм Линдера «Барометр супружеской неверности», разразился по этому поводу целой стихотворной поэмой:

«Опять он с нами! Линдер жив!
Всё так же весел и игрив!
Все ложны оказались слухи,
Ах, чтоб того заели мухи! –
Кто первый слух о том пустил,
Что Линдер Макс в бою почил!...» и так далее.

Что и говорить, уже к концу самодержавного периода истории, несмотря на свои порой серьезные недостатки, кинематограф стал любимейшим развлечением городских обывателей. «Куда мы идем? Куда заворачиваем? Вот острый как бритва во­прос нашей серой повседневности. В тумане пошлости блистают яркими огнями наши биоскопы. И обыватель отдыхает там душой. Владельцы же, не отдыхая, гонятся за сенсациями», – констатировала факт одна из местных херсонских газет в преддверье новой, теперь уже советской эпохи.

Александр Захаров
"Гривна".- №52 (1094).- 23.12.2015.- стр.15

http://www.grivna.ks.ua/component/content/article/1428-arch/grna/grn-2015/grna-2015-52/55668-sinematograf-zavojovyvaet-kherson

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.