Синематограф завоёвывает Херсон. 2 часть
В № 45 «Гривны» я рассказал о том, как херсонцы знакомились с синематографом и биоскопом, прототипом знакомого нам кинотеатра. Ныне - продолжение «киношной» темы
Что такое биоскоп?
Итак, как я уже говорил, в самые краткие сроки - всего лишь за несколько лет - к 1907-1910 годам биоскоп уже окончательно завоевал Херсон. Кстати, пожалуй, стоит более подробно пояснить, откуда взялось это название - биоскоп. Как известно, патент на изобретение кино принадлежит братьям Люмьер, однако снять кино - это только полдела. Кроме всего прочего, требуется еще и аппарат для его демонстрации публике. Вот такой аппарат был придуман и создан французом Леоном Гомоном, тесно сотрудничавшим с братьями-изобретателями.
Интересно, что первый проекционный аппарат не имел никакого отношения к звуку, ибо, конечно же, был ещё «немым», а назвали его фоноскопом. Однако уже в 1896 году после ряда внесённых в эту несовершенную конструкцию существенных изменений первую часть слова «фоно» (относящийся к звукам) поменяли на «био» (био - с др.-греч. - жизнь, приставка, означающая «отношение к жизни»). Так появился биоскоп. Впрочем, здесь удивительно другое. За короткий срок изобретателю Гомону удалось разработать уникальный тип обтюраторного проектора, принцип действия которого использовали в плёночных кинопроекторах до недавнего времени. В 1897-м биоскопы поступили в свободную продажу.
Как херсонцы смотрели кино
К 1910 году в Херсоне функционировало уже, пожалуй, не менее десятка биоскопов. Стоимость просмотра кинокартин в различных биоскопах была примерно одинаковой и так же, как в театре, зависела от удобства и расстояния до экрана: «Цены местам от 15 до 40 к., для учащихся и детей - от 12 до 30 коп.». А вот доходы владельцев целиком зависели от рекламы, подборки интересных фильмов и популярности приглашаемых «для разогрева» артистов. Интересно, что и сами киносеансы, длившиеся примерно так же, как сейчас, от полутора до двух часов, в то же время совсем не были похожи на привычные нам.
Обычно программа состояла из четырёх-пяти отделений и выглядела в газетных афишах примерно так: «Американский биоскоп. Херсон. Суворовская против Александровского парка. Программа с 1-го по 17 июля 1908 года: Отделение 1-е: "Путешествие по Африке":
1. Африканское народонаселение.
2. Водопад Виктория (большие научные картины с натуры). Отделение 2-е: "Жизнь средних веков" (эпизод XV столетия). Отделение 3-е: "Обработка конопли и кустарное производство ткани". Отделение 4-е: "Неутешная вдова" (комическая). Начало в будние дни с 5 ч. до 11 ч. вечера, а в праздничные дни - с 3 до 11 часов вечера».
Кроме демонстрировавшихся отдельных картин, в программе участвовали приглашённые заезжие актёры, иногда даже с громкими иностранными именами и якобы всемирной славой. Они зачастую оказывались посредственными артистами из захолустных губерний. Живые выступления обычно служили своеобразными «перебивками» между киноотделениями. Однако порой при большой востребованности артиста ему выделяли для выступления особое отделение в программе или же завлекали публику интригующей припиской «сверх программы»: «Американский биоскоп Л. В. Ахтерова, Сверх программы: гастроли знаменитого артиста мнемотехника-антиспиритиста Притель-Фан (правильно Притель-Фай. - А. 3.). Искусство и таинственность. Всюду сенсация! Ясновидящий медиум, всегда служащий темой дня! Посредством зрения мнемотехники демонстрация телепатии, аутосугостион (аутосуггестия - самовнушение. - А. З.)».
Чем больше непонятных простым смертным слов, тем Загадочней и эффектней была реклама! Впрочем, иные владельцы херсонских биоскопов, потакая не слишком добрым нравам и не слишком хорошему вкусу городских обывателей, ограничивались откровенной пошлятиной и приглашали для выступлений частушечников и куплетистов. Дошло до того, что в 1912 году херсонский полицмейстер Пащенко издал распоряжение о запрещении исполнения циничных номеров куплетистами, выступавшими в биоскопах. А в местной газете «Родной край» появилось следующее сообщение: «За порнографическое содержание суд постановил уничтожить сборник куплетов известного куплетиста С. Ф. С. Сборник, озаглавленный "Модные куплеты", содержит в себе песенки: "Качели", "Хвостик", "Женские ножки", "Ухарь-купец", "Автомобиль" и др. Уничтоженные судом куплеты в прошлом году исполнялись С. в одном из херсонских биоскопов, и херсонцы приходили от них в восторг. Интересно, какими куплетами теперь будет забавлять публику порнографист С.».
Первый художественный фильм в Херсоне
Что и говорить, конечно, каждый владелец или арендатор биоскопа ревностно следил за рынком новой кинематографической продукции, пытаясь увеличить доходность своего предприятия за счёт приобретения самой последней новинки для демонстрации публике. Стоит отметить, что к 1913 году кинопроизводящая отрасль уже переросла период любительских съёмок и стала более профессиональной. В биоскопах империи начинают демонстрировать художественно ценные картины, снятые по мотивам произведений известных писателей.
Одной из первых таких картин, показанных в Херсоне, можно считать фильм «Ключи счастья», снятый по роману Анастасии Вербицкой. Показу фильма предшествовало строгое заявление, опубликованное в местных газетах: «Заявление. Кинематографическая контора Д. И. Харитонова, в Харькове, доводит до сведения херсонской публики, что настоящая картина «Ключи счастья» по роману А. А. Вербицкой представлена под ответственность неустойки в 1000 рублей исключительно "Американскому биоскопу". Все же появляющиеся картины в других кинематографах под этим или подходящим названием ничего общего с нашей картиной, воспроизведенной по роману А. А. Вербицкой, не имеют и являются грубой подтасовкой названий. С почтением Д. И. Харитонов». (Дмитрий Иванович Харитонов - купец, кинопромышленник, с 1909 года спонсировал съёмки и прокат отечественных фильмов. - A.3.)
Тысяча рублей неустойки по тем временам - это было слишком уж круто! Пожалуй, ни один из действовавших в Херсоне биоскопов вместе с имевшимся в них оборудованием не стоил таких больших денег. Что же касается романа «Ключи счастья», экранизированного в 1913 году ставшими впоследствии известными режиссёрами Владимиром Гардиным и Яковом Протазановым, то темой его содержания была сексуальная свобода женщины. А так как тема эта в те времена была весьма пикантной и находилась за пределами общепринятой морали, то кинокартина «Ключи счастья» стала самой кассовой лентой дореволюционного русского кинематографа.
Новое в кинотехнике
Главным недостатком первого кинематографа было, конечно же, отсутствие звука. Что только ни делали неутомимые владельцы и арендаторы биоскопов в попытке исправить этот существенный недостаток! Специально приглашённые чтецы на разные голоса читали появлявшиеся на экране титры и в нужные моменты создавали различные шумовые (порой не совсем безопасные для публики) эффекты. Я уже упоминал в предыдущей публикации о сильнейшем пожаре с человеческими жертвами в биоскопе Бологого, вызванного именно такими действиями обслуживавшего кинотеатр персонала.
В 1910 году в прессе появились восторженные заметки о новом изобретении неутомимого американца Эдисона. Оно состояло в том, что изобретатель попробовал соединить кинематограф с фонографом. Новейшее изобретение получило название «кинетофон». «К движениям фигур на экране приурочены все необходимые звуковые эффекты: слова раздаются в тот момент, как начинают двигаться губы, падение предметов одновременно сопровождается соответствующим стуком. Кинетофон ещё нуждается, по мнению изобретателя, в некоторых поправках и улучшениях, но всё-таки будет вполне закончен через непродолжительное время. Разумеется, его сейчас же начнут демонстрировать во всех театрах, на разных эстрадах и сценах кафешантанов», - сообщал херсонский «Югъ».
В 1914-м владелец Херсонского художественного театра миниатюр Писаренко приобрел монопольное право на устройство в Херсоне кинетофона. И тут же «Югь» разразился очередной тирадой: «Подумать только, что теперь мы в состоянии слышать и видеть оратора, произносящего речь за несколько тысяч вёрст от нас. Представьте себе какое-нибудь историческое заседание парламента: бурные дебаты, речи... и через каких-нибудь несколько дней мы всё это "видим" ясно перед своими глазами, как будто сами присутствуем на этом заседании... А что скажут наши далёкие потомки, когда им будет дана возможность "увидеть" и "услышать" какое-нибудь историческое событие, произошедшее несколько сот лет тому назад... Воображению рисуются такие картины, от которых становится жутко...».
Летом 1914 года биоскоп-кинетофон Писаренко был в Херсоне, пожалуй, самым популярным кинотеатром города. А эффект, произведенный им, наверное, сравним лишь с 70-эффектом для современного зрителя... Тем не менее синхронизировать артикуляцию (движение губ персонажа) и звук ещё долго не удавалось. Приходилось внимательно следить за звуком и происходящим на экране, иногда притормаживая или наоборот разгоняя пластинку пальцем... Можно представить только, каково было качество звукового сопровождения фильма! Персонажи то пищали голосом Буратино, то, наоборот, рычали голосом Карабаса. Случалось, иголка заедала и начинала «квакать» на выщербленной звуковой канавке, провоцируя зрителей на смех в самом неподходящем моменте картины.
«Несмотря на получающуюся по временам полную иллюзию, до технического совершенства кинетофону ещё далеко. Звуки - типичные граммофонные, глухие и шипящие. Пение и музыка передаются ещё сравнительно недурно, но человеческая речь вызывает невольный смех», - сообщали херсонские газеты того периода. Конечно, это было ещё не совсем «звуковое кино». Однако оно стало очередным успешным шагом на пути к совершенствованию киноотрасли.
(Продолжение следует)
Александр Захаров
Джерело інформації: «Гривна».- №47 (1089).- 18-25.11.2015.- стр.10
Публікація першоджерела мовою оригіналу