on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Новости региона

17.11.2020, 10:30

«Морський» мурал створили херсонські художники

10.11.2020, 16:10

«Кіноджем-2020»: нагородження переможців фестивалю

09.11.2020, 09:42

Фільм відеостудії Гончарівки став призером Фестивалю живого кіно

Скифская Триада

01.01.1997

В. С. ОЛЬХОВСКИЙ

Понятие скифской триады вошло в научный оборот в начале 1950-х гг. Так, говоря о скифских племенах Поднепровья, Крыма и Поднестровья, М. И. Артамонов отметил, что общими для них оказываются "только некоторые типы оружия, конского снаряжения и личного убора, в украшениях которых видное место занимали изображения животных" [Артамонов М. И., 1950, с. 39]. После конференции ИИМК АН СССР, посвященной проблемам скифо-сарматской археологии, и публикации доклада Б. Н. Гракова и А. И. Мелюковой, в котором, очевидно, впервые был употреблен термин "скифcкая триада" [Граков Б. Н., Мелюкова А. И., 1954], данный термин приобрел весьма широкое распространение и в научной, и в научно-популярной литературе. Объединяя наиболее яркие, броские элементы культуры скифов — оружие, конский убор и звериный стиль — триада оказалась очень удобной, емкой и понятной "визитной карточкой" скифов. В музейных экспозициях выразительные предметы триады всегда занимали заметное место; значительное количество их обнаруживалось случайно (подъемный материал), попадало в частные коллекции, фиксировалось в ходе раскопок. Внешнее соответствие элементам скифской триады позволяло археологам, музейным работникам и краеведам без особых сомнений атрибутировать соответствующие археологические материалы. С культурологической же точки зрения было достаточно очевидно, что триада далеко не исчерпывает "предметно-материального" содержания скифского феномена. Вопрос о том, что же именно характеризует триада — скифскую археологическую культуру, скифов как палеоэтнос или что-то иное — в то время почти не обсуждался.

Произошедшее в 1970—80-е гг. резкое увеличение источниковедческой базы, открытие нескольких весьма ярких памятников VII—V вв. до н. э. значительно расширили представления археологов о населении Евразийской степи и лесостепи в эпоху раннего железа. При этом определенно подтвердился факт наличия полного набора элементов триады не только практически у всех кочевых и полукочевых, но и у некоторых оседлых палеоэтносов — носителей "скифоидных" ("скифообразных") культур указанной части Евразии. Таким образом, появились основания для выделения савроматской, сакской и иных "триад", чего, однако, не произошло.

Примерно в это же время в этнологии и археологии значительно активизировалась (и продолжается до сих пор) разработка теоретических моделей кочевых обществ, изучение проблем взаимодействия кочевого и оседлого компонентов населения Евразии, возникновения института гомударства в условиях кочевой среды; источниковедческой базой этих работ нередко служили массовые археологические материалы, как правило, в той или иной степени сопоставляемые с этнографическими данными и средневековыми письменными источниками. Кроме того, многолетняя дискуссия о содержании понятия "археологическая культура", стимулировавшая разработку понятийно-терминологического аппарата археологической науки, наложила свой отпечаток и на сложение концепций, объясняющих "скифский (шире — кочевой евразийский) феномен", вещественным проявлением которого явилось бытование на огромных пространствах Евразийского континента в эпоху раннего железа сходных предметов материальной культуры, нередко оформленных в своеобразном художественном стиле. При этом выяснилось, что фактическим (и нередко единственным) обоснованием ввода в научный оборот новых понятий и терминов (скифо-сибирское единство, скифо-си6ирская общность, скифское культурно-историческое единство, культурно-историческая общность, историческая общность, культуры скифо-сибирского круга, скифо-сибирский мир, скифский мир, скифо-сибирское историко-культурное единство; см.: Мошкова М. Г., 1991, с. 18) являлся факт наличия в материальной культуре населения данного региона элементов "скифской триады". И, наконец, длительные и активные поиски прародины скифов, а также исходного района зарождения скифской археологической культуры также в конечном итоге свелись, как правило, к поискам района форми-


--------------------------------------------------------------------------------

Артамонов М. И., 1950. К вопросу о происхождении скифов // ВДИ. № 2.
Граков Б. Н., Мелюкова A. И., 1954. Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях Евразийской части СССР в скифское время // Вопросы скифо-сарматской археологии. М.

Портал "Археология России", 2006

http://www.archeologia.ru/Library/Book/ff766fc2b84a/page85
2. 26.01.2011 12:39
Редакция

Для того, чтобы прочитать статью полностью, надо пойти по ссылке http://www.archeologia.ru/Library/Book/ff766fc2b84a/page85 и провести регистрацию на портале "Археология России"

1. 26.01.2011 10:31
Anonymous

А как прочитать полную статью? 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.