on-line с 20.02.06

Арт-блог

04.05.2020, 10:16

Май - 2020

Май Ночь нас одарила первым теплым ливнем, Он унес последний холод с мраком зимним, Вся земля покрылась пестрыми коврами, Бархатной травою, яркими цветами. Белая береза распахнула почки: Не стоять же голой в майские денечки! Босиком помчались мы под ветром мая. Растянись на солнце, грейся, загорая! Муса Джалиль

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

29.05.2020, 09:46

Можливості для креативної молоді

28.05.2020, 15:19

Круглий стіл "Успішні практики по вирішенню еко-проблем" під відкритим небом

27.05.2020, 15:14

Переможці конкурсу грантів Програми творчої підготовки та розбудови потенціалу молоді від House of Europe та Goethe-Institut Ukraine

Скифская Триада

01.01.1997

В. С. ОЛЬХОВСКИЙ

Понятие скифской триады вошло в научный оборот в начале 1950-х гг. Так, говоря о скифских племенах Поднепровья, Крыма и Поднестровья, М. И. Артамонов отметил, что общими для них оказываются "только некоторые типы оружия, конского снаряжения и личного убора, в украшениях которых видное место занимали изображения животных" [Артамонов М. И., 1950, с. 39]. После конференции ИИМК АН СССР, посвященной проблемам скифо-сарматской археологии, и публикации доклада Б. Н. Гракова и А. И. Мелюковой, в котором, очевидно, впервые был употреблен термин "скифcкая триада" [Граков Б. Н., Мелюкова А. И., 1954], данный термин приобрел весьма широкое распространение и в научной, и в научно-популярной литературе. Объединяя наиболее яркие, броские элементы культуры скифов — оружие, конский убор и звериный стиль — триада оказалась очень удобной, емкой и понятной "визитной карточкой" скифов. В музейных экспозициях выразительные предметы триады всегда занимали заметное место; значительное количество их обнаруживалось случайно (подъемный материал), попадало в частные коллекции, фиксировалось в ходе раскопок. Внешнее соответствие элементам скифской триады позволяло археологам, музейным работникам и краеведам без особых сомнений атрибутировать соответствующие археологические материалы. С культурологической же точки зрения было достаточно очевидно, что триада далеко не исчерпывает "предметно-материального" содержания скифского феномена. Вопрос о том, что же именно характеризует триада — скифскую археологическую культуру, скифов как палеоэтнос или что-то иное — в то время почти не обсуждался.

Произошедшее в 1970—80-е гг. резкое увеличение источниковедческой базы, открытие нескольких весьма ярких памятников VII—V вв. до н. э. значительно расширили представления археологов о населении Евразийской степи и лесостепи в эпоху раннего железа. При этом определенно подтвердился факт наличия полного набора элементов триады не только практически у всех кочевых и полукочевых, но и у некоторых оседлых палеоэтносов — носителей "скифоидных" ("скифообразных") культур указанной части Евразии. Таким образом, появились основания для выделения савроматской, сакской и иных "триад", чего, однако, не произошло.

Примерно в это же время в этнологии и археологии значительно активизировалась (и продолжается до сих пор) разработка теоретических моделей кочевых обществ, изучение проблем взаимодействия кочевого и оседлого компонентов населения Евразии, возникновения института гомударства в условиях кочевой среды; источниковедческой базой этих работ нередко служили массовые археологические материалы, как правило, в той или иной степени сопоставляемые с этнографическими данными и средневековыми письменными источниками. Кроме того, многолетняя дискуссия о содержании понятия "археологическая культура", стимулировавшая разработку понятийно-терминологического аппарата археологической науки, наложила свой отпечаток и на сложение концепций, объясняющих "скифский (шире — кочевой евразийский) феномен", вещественным проявлением которого явилось бытование на огромных пространствах Евразийского континента в эпоху раннего железа сходных предметов материальной культуры, нередко оформленных в своеобразном художественном стиле. При этом выяснилось, что фактическим (и нередко единственным) обоснованием ввода в научный оборот новых понятий и терминов (скифо-сибирское единство, скифо-си6ирская общность, скифское культурно-историческое единство, культурно-историческая общность, историческая общность, культуры скифо-сибирского круга, скифо-сибирский мир, скифский мир, скифо-сибирское историко-культурное единство; см.: Мошкова М. Г., 1991, с. 18) являлся факт наличия в материальной культуре населения данного региона элементов "скифской триады". И, наконец, длительные и активные поиски прародины скифов, а также исходного района зарождения скифской археологической культуры также в конечном итоге свелись, как правило, к поискам района форми-


--------------------------------------------------------------------------------

Артамонов М. И., 1950. К вопросу о происхождении скифов // ВДИ. № 2.
Граков Б. Н., Мелюкова A. И., 1954. Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях Евразийской части СССР в скифское время // Вопросы скифо-сарматской археологии. М.

Портал "Археология России", 2006

http://www.archeologia.ru/Library/Book/ff766fc2b84a/page85
2. 26.01.2011 12:39
Редакция

Для того, чтобы прочитать статью полностью, надо пойти по ссылке http://www.archeologia.ru/Library/Book/ff766fc2b84a/page85 и провести регистрацию на портале "Археология России"

1. 26.01.2011 10:31
Anonymous

А как прочитать полную статью? 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.