on-line с 20.02.06

Арт-блог

04.05.2020, 10:16

Май - 2020

Май Ночь нас одарила первым теплым ливнем, Он унес последний холод с мраком зимним, Вся земля покрылась пестрыми коврами, Бархатной травою, яркими цветами. Белая береза распахнула почки: Не стоять же голой в майские денечки! Босиком помчались мы под ветром мая. Растянись на солнце, грейся, загорая! Муса Джалиль

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

04.06.2020, 14:15

Херсонців запрошують взяти участь у кінодискусіях про права людини

03.06.2020, 10:30

Гончарівка візьме участь у міжнародному творчому проекті

02.06.2020, 09:56

Знайомство з херсонським туризмом

Скифы

 

19.05.2006

Р.КУРТИЕВ

Самоназвание скифов - сколот, скифами же сколотов назвали греки. Основные источники по скифам - греческие свидетельства, в первую очередь Геродот. Современные исследователи считают, что этническое ядро и культура скифов- кочевников - сформировались в Центральной Азии в IX-VIII вв. до н.э. Проникнув в VII в. до н.э. в причерноморские степи, они ассимилировали живших здесь европеоидных ирано-язычных срубников.

Скифы принадлежали по языку к североиранской группе, физический тип лица - узкий, относились к европеоидной расе. Занимали территорию от Дуная до Дона, в т.ч. степи Крыма, где господствовали с VII в. до н.э. - до 2-й половины III в. н.э.

История скифов хронологически подразделяется на два периода: Большая Скифия (VII-IV вв. до н.э.), и Малая Скифия (конец IV и вторая половина III в. н.э.). Окончательно сформировался скифский этнос в IV в. до н.э. По образу жизни скифские племена подразделяются на: эллинские скифы, скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы-кочевники и царские скифы. Царские скифы занимали степной Крым.

Впервые скифы появляются в Крыму в середине VII в. до н.э. на территории Керченского полуострова. В конце VI-начале V в. до н.э. они освоили район Перекопа и северо-западный Крым, и, таким образом, степях полуострова стало постоянно кочевать значительное количество скифов. В IV в. они стали осваивать крымские предгорья. В III в. до н.э. возникают крупные скифские поселения - Кермен-Кыр и Булганакское.

Скифы отвоевали у Херсонеса предгорные районы Крыма. Во II в. до н.э. возникло государство крымских скифов во главе с царем , ему наследовал его сын Палак. Столицей царства стал .

У степных скифов существовал курганный обряд захоронения. В восточном Крыму в V-III вв. до н.э. было распространено также захоронение в каменных гробницах, которое достигало до 40% от всех захоронений, а в северо- западной части полуострова - до 30%. В центральной части захоронение в каменных гробницах доходило до 16%, а захоронение в катакомбных могилах достигало до 28%. Эллинизированные скифы и античные греки захоронение производили в склепах с уступчатым сводом. Покойника укладывали на спине в вытянутом состоянии головой на запад или реже на восток.

Некоторые элементы традиционной культуры. Мужчины носили широкие штаны, кафтан, на голове войлочную шапку, на ногах сапоги до колен. Женщины носили платья, доходящие до щиколоток, на голову набрасывали покрывало.

В предгорьях строили одно- двухэтажные . Бедные жили в полуземлянках. Скифская религия относится к числу индоиранских верований, почитали богиню очага - Табиту, бога неба - Папай и его , которая являлась богиней земли и воды.

Поздние скифы в III в. до н.э. - III в. н.э. производили захоронение в подкурганных погребениях в каменных ящиках. Это единственное историческое (археологическое) свидетельство о процессе смешения таврского и скифского населения, происходящего в предгорье.

Активное участие в этнической истории скифов в I в. н.э. приняли ирано- язычные сарматы. В какой-то степени они сарматизировали скифов. В погребении скифов усиливается восточная ориентация, увеличиваются количество подбойных могил. В погребальном инвентаре скифское оружие заменяется сарматским, распространяется обычай обшивать края одежды бусами, появляются зеркала, усиливается распространение сарматских знаков. Так заметно усиливается влияние сарматской культуры на поздних скифов, которые приобретают "сарматизированный облик".

Этноним "скифы" встречается последний раз в Боспорской надписи 193г.н.э. Боспорский царь Рескупорид III (210/11 - 226/27гг.) назван царем "всего Боспора и тавроскифов".

Позднескифское государство доживало последние годы. Во второй половине III в. н.э. в Крым вторглись готы и аланы: готы заняли Южный берег, а аланы разгромили поздних скифов, оставшихся в живых оттеснили в юго- западный горнолесной регион. В 380г. гунно-аланский союз окончательно фактически уничтожил государство поздних скифов. Остатки скифских племен совместно с готоланами приняли участие в формировании раннесредневекового народа полуострова.



Литература:

1. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.- М.: Наука, 1989.- С. 3-145.
2. Храпунов И.А. Очерки этнической истории Крыма в раннем железном веке. Тавры. Скифы. Сарматы. - Симферополь: "Таврия", 1995.
3. Советская историческая энциклопедия. - М.- Т.12.- 1969.
4. Высотская Т.А. Поздние скифы в юго-западном Крыму.- Киев: Наукова Думка, 1972.
5. Зубарь В.М. Херсонес-Таврический и Римская империя. - Киев: Киевская Академия Евробизнес, 1994.
6. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. - Симферополь: Изд-во "Дар", 1999г. - С. 13-55, 225-230.


http://www.qirimtatar.org/modules.php?name=Hrestomatiya&file=index&func=three

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.