on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Новости региона

19.09.2019, 14:12

У Херсоні розпочався проект "Коли книги оживають"

19.09.2019, 11:17

Яскравий потік свідомості Валерія Кописова

16.09.2019, 14:15

«Кронау-Fest»: у Високопіллі пройшов масштабний етно-фестиваль

Скульптор и его Персеида

Сказать, что его руки золотые - все равно, что не сказать ничего. Глядя на скульптуры цюрупинчанина Вадима Федоровича, трудно представить, что когда-то это были обычные, безжизненные, куски камня, бронзы или пластилина. Скорее, наоборот: эти фигуры — сама жизнь. Она просто замедлила ход, застыла на миг, дав нам, людям, возможность взглянуть со стороны на счастье, любовь, страсть, пороки человечества. Достаточно одного взгляда, чтобы убедиться в необыкновенном таланте автора. Однако секрет успеха Вадима Федоровича—не только в этом. Тогда в чем же еще?

Все началось с кусочка мыла
Мы решили пригласить скульптора в редакцию «НД», и Вадим сразу сказал, что будет не один. Супруга Лариса по профессии филолог, а все свободное время посвящает искусству мужа. Едва чета Федоровичей появилась на пороге, было трудно не заметить: это абсолютный тандем. Не просто семья, а единомышленники, лучшие друзья. А еще Лариса — преданная творческая спутница, которая не устает вдохновлять, поддерживать и понимать все особенности профессии мужа. Когда мы задали первый вопрос — как у Вадима открылся талант — супруги начали рассказывать эту историю вместе.

— В детстве я бывал в пионерском лагере в Лазурном. В гигиенических целях у каждого ребенка обязательно должно было быть мыло. В советское время оно было в форме больших белых кусков. И мне пришло в голову вырезать из него фигурку животного, — вспоминает скульптор.
— Я услышала эту историю от своего школьного учителя по рисованию, — продолжает супруга. — Ребята увидели у Вадима красивую игрушку, и каждый захотел такую же. Так в один прекрасный день в отряде стало просто нечем умываться. Когда воспитатели прояснили ситуацию и увидели, что их воспитанник сделал из обычного мыла, они были в шоке. А когда к Вадику приехали родители, им сказали, что у них растет талантливый ребенок, которого нужно развивать.

В Киеве у мальчика жила бабушка, и Вадима отправили к ней. Это решение стало судьбоносным. В столице Вадим не только начал изучать рисунок, живопись, скульптуру, историю искусств, но и, спустя год, поступил в Киевскую студию детского творчества Наума Осташинского.
- Многие творческие люди советской эпохи создавали свои работы в рамках социалистического реализма. В чем-то это делало разных художников и скульпторов похожими друг на друга, — делится впечатлениями Лариса Федорович. — Вадиму повезло в том, что Осташинский абстрагировал художественное мышление детей, искал в каждом из них индивидуальность. Поэтому у него сразу формировался свой неповторимый стиль.

Искусство требует жертв
А познакомились будущие супруги на выпускном вечере. Вадим не мог пропустить это важное событие в жизни родного брата. На школьном балу и увидел ее — в легком платье, нежную и грациозную. Лариса несколькими годами раньше переехала с родителями в Цюрупинск из Сибири. О талантливом брате своего одноклассника слышала не раз, однако, какой он в жизни, для нее оставалось загадкой. И хотя после знакомства ребятам предстояло учиться в институтах, искать себя в будущей профессии, они уже тогда знали: свою половинку в жизни нашли.
— Сейчас у нас уже взрослые дочери, а когда были маленькие, Лариса утром — у плиты, потом с ними в школу, затем ведет на танцы и еще находит время, чтобы мне помочь, — вспоминает Вадим.

— Да, я у него как бы в подмастерьях. Поначалу Вадим доверял мне черную работу, а, увидев, что у меня хорошо получается, доверил формовки самых сложных частей скульптуры — лица, рук... Чтобы не оставлять царапины на материале, приходится отказываться от маникюра. Если скульптура большая, на некоторых этапах останавливаться нельзя до последнего штриха. А это 12—14 часов. Но работа очень интересная, пусть и требует каких-то жертв, — рассказывает Лариса. Семейные союзы с творческими людьми — это очень непростые отношения. Ни в одной семье не обойтись без взаимопонимания, а в творческой — тем более. Супруга художника или скульптора не может ждать от своего мужа ежемесячной стабильной зарплаты. Деньги у творческих людей есть тогда, когда есть заказ на их работы. Поэтому только по-настоящему любящая и в чем-то даже сильная женщина, которая будет тылом для творческого супруга, может сделать этот союз прочным.
— У нас бывали периоды, когда работа Вадима не давала денег или они приходили по мере поступления заказа. А ведь кушать нужно каждый день. Поэтому залог стабильности был на мне, — объясняет Лариса. — Была у нас и другая ситуация. Вадим делает великолепные памятники в стиле классики. Это приносило ему хорошие деньги. Но как творческая личность он не развивался. За это время, помимо памятников, он не сделал ни единой скульптуры. Мне было очень жаль, и я подумала: да Бог с ними, с этими деньгами. Без истинного искусства супруг, словно без воздуха. Больше этого допускать нельзя.

Скульптор Феофан
Работы Вадима Федоровича по своему жанру и технике столь разноплановы, как и его образование. У него за плечами Республиканское художественное училище имени Т. Шевченко, где шесть лет проучился на факультете станковой скульптуры, Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства, по окончании которого был создан ряд керамических панно и монументально-декоративные скульптуры в технике «керамика». Вадим Федорович работает в Херсонском художественном фонде при Национальном союзе художников Украины, участвует в международных и региональных выставках. Его работы — в частных коллекциях Германии, Швейцарии, Польши, Чехии, США, Голландии, России, Украины, Норвегии и Австрии. И к какой бы технике не обращался мастер, одни из самых гениальных его творений — это те, которые посвящены Богу. К 2000-летию Рождества Христова, для кафедрального собора святого Александра в Киеве (римо-католическая церковь), он создал памятный знак и горельефное панно «Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу». Над этими работами Вадим работал несколько лет. Описать реакцию прихожан, когда они смотрели на эти творения и их автора, невозможно. Это нужно было видеть.

— Люди помогали нам вешать стации на стены, и обращались с ними, как с реликвией, — вспоминают Вадим и Лариса, — Смотрели завороженными глазами, с трепетом и благоговением. В итоге, сегодня две работы — «Вознесение» и «Умиление Богородицы» находятся в Ватикане.
Свою творческую лепту Вадим Федорович внес и в Украинскую Православную Церковь. В 1997 году он был приглашен в Одессу для реконструкции храма святой равноапостольной Марии Магдалины. Вадиму предстояло выполнить одну из самых сложных задач — иконостас. И снова супруги все делали вместе. Как и весь интерьер, иконостас они выдержали в красно-золотых тонах. Величественный и внеземной, дарящий ощущение духовного праздника, — так хочется сказать об этом храме, находясь в нем сегодня. В знак благодарности за работу Вадиму Федоровичу в церкви даже дали духовное имя Феофан.

Неравнодушен скульптор и к национальной теме, особенно если учесть, что родился на Олешковской земле. Фигуры казаков Вадима Федоровича не похожи ни на какие другие. Они очень характерные, выразительные и тоже будто живые. Присутствует и женская тематика.
— Вадим, а есть посвящение для супруги?
— Да, это скульптура «Импрессия Персеиды».
— Персеида — это ведь звездный дождь, который мы наблюдаем каждый год в ночном августовском небе. Глядя на персеиды, люди всегда загадывают желания. Но мне кажется, вам можно загадывать любое — и оно сбудется, даже если на календаре не август.
 

Татьяна Подгородецкая
«Новий день».- №18 (4960).- 28.04.2011.- стр. 18

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.