Служили два «Товарища»
Многим херсонцем хорошо знаком парусник «Товарищ» — всемирно известный трехмачтовый барк, который был приписан к Херсонскому мореходному училищу. Как учебный корабль он дважды побеждал в регатах, проводимых для самих больших парусников в мире. За годы херсонской прописки корабль прошел более 500 тысяч морских миль, побывал в 102 портах 86 стран мира. На нем отбывали практику более 15 тысяч будущих мореплавателей.
Интересна такая историческая справка: «Товарищ» бил построен в Германии и носил название «Горх фок-1». Во время второй мировой войны он затонул. Парусник подняли со дна моря и передали СССР, где он и получил свое новое имя.
Но оказывается, в 1926 году херсонские будущие моряки в первую учебную практику тоже ходили на паруснике «Товарищ»! Об этом сообщала газета «Рабочий» 11 августа 1926 года в публикации «Советское учебное судно «Товарищ» в Англии»:
«На борту судна находится 27 слушателей Херсонского мортехникума. На днях в Херсоне получена телеграмма от капитана судна, в которой он извещает, что «Товарищ» прибыл в английский порт Саутгемтон. Судно выдержало несколько штормов, потеряло часть парусов и нуждается в частичном ремонте. Команда и ученики работали превосходно. Все здоровы.
После ремонта «Товарищ» будет продолжать свое дальнейшее плавание в Южную Америку».
К сожалению, о первом, довоенном «Товарище» известно немногое. В архивах удалось отыскать следующую справку: вначале название «Товарищ» носил четырехмачтовый парусник, совершенно другой барк. Корабль был построен в 1898 году в Белфасте и носил название «Лауристон». В 1916 году его приобрело правительство России для доставки из Англии материалов для строительства Мурманской железной дороги. После Октябрьской революции парусник стал учебным судном и с новым названием «Товарищ» осуществлял походи в Европу и Южную Америку. Погиб довоенный «Товарищ» в 1942 году.
Анатолий Андреев
Булава.-25.10.2007.