on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Старые здания на улице Перекопской

Старые здания на улице Перекопской

В прошлом номере «СВ», совершая виртуальное путешествие по главной улице старого Херсона Почтовой (ныне проспект Ушакова), мы познакомились с историей Мореходного училища и с первым городским биоскопом (кинотеатром), носившим громкое название «Американский биоскоп». Хотя местный биоскоп к Америке имел такое же отношение, как к Китаю. Американским он был, пожалуй, потому, что все «сногсшибательные» новинки традиционно попадали к нам из далёкого «забугорья», а посему уже в само название была вложена «скрытая» реклама... Продолжим нашу прогулку нынешним центром Херсона сквозь времена и годы…

Здание 2-й Мариинско-Александровской гимназии
Раз уже мы познакомились в одной из наших краеведческих публикаций с площадкой физического воспитания детей, а в прошлом номере – со старейшей Херсонской мореходкой, располагавшимися на Пестелевском бульваре напротив Александровского парка, то, пожалуй, стоит вспомнить и о других не менее примечательных зданиях старого Херсона, находящихся здесь же. Этот сравнительно небольшой участок нынешней улицы Перекопской состоит из исторических построек конца XIX – начала ХХ века.

Интересно, что на плане 1892 года, составленном херсонским городским землемером Щелкуновым, показан обширный пустырь Ярмарочной площади, на котором тогда были отмечены лишь здание мореходного училища и соседствовавшая с ним ночлежка Фальц- Фейна, выходившая фасадом на Почтовую.

С 1895 года этот участок Пестелевского бульвара испытал строительный бум. В 1896 году был освящён возведённый здесь красивый учебный корпус 2-й Мариинско-Александровской гимназии с устроенным перед фасадом изящным сквериком и аккуратной кованой оградой. К сожалению, гимназическим здание оставалось всего лишь два десятилетия. Причиной тому послужила разразившаяся революция. В послереволюционные годы, когда гимназия была уже закрыта, её здание использовали под воинские казармы. Осенью 1917 года из Эстляндии (северная часть Эстонии) в Херсон был эвакуирован из Юрьева (ныне Тарту) учительский институт, который за неимением постоянного помещения в то тяжёлое время вынужден был ютиться по съёмным квартирам. Лишь в апреле 1919 года была решена проблема его размещения в Херсоне: «Обсудив вопрос о предоставлении помещения для Юрьевского учительского института, губисполком предложил губвоенкому приготовить помещение в бывшей каторжной тюрьме для размещения там красноармейцев, а занимаемое красноармейцами здание 2-й женской гимназии предоставить для Юрьевского института», – сообщала херсонская газета «Известия» 18 апреля 1919 года. Юрьевский институт былпреобразован уже в июле 1919 года в Херсонский государственный педагогический институт. Ныне в историческом здании 2-й Мариинско-Александровской гимназии размещается один из факультетов Херсонского государственного университета, который в этом году празднует свой столетний юбилей.

Храм великомученицы царицы Александры
Спустя два года после постройки и освящения учебного корпуса 2-й Мариинско-Александровской гимназии, 31 мая 1898-го, состоялась торжественная церемония закладки гимназической церкви, средства для которой были пожертвованы Тропиным, Волохиным, Спозито и другими известными в Херсоне меценатами. Новый храм органично вписался в пространство меж двух учебных заведений – женской гимназии и мореходного училища. 14 августа 1902 года на колокольню были подняты колокола, а ещё через 10 дней храм великомученицы царицы Александры был освящён. Спустя 20 лет, уже в советское время, на волне борьбы с религией храм неоднократно порывались закрыть. В конце 1920-х намерения осуществили. С колокольни были сняты для дальнейшей переплавки колокола, с куполов – кресты, уничтожены иконы и не представлявшие ценность для вандалов утварь и книги. После придания храму «надлежащего вида» помещение передали педагогическому институту для мастерской. Лишь спустя семь десятилетий, 26 апреля 1992 года, храм был вновь возвращён верующим.

Отделение Государственного банка и Городская аудитория
Ещё два исторических здания, ныне находящиеся на соседнем квартале на улице Перекопской, Херсонское отделение Государственного банка и Городская аудитория (народный дом) построены здесь практически в одно время, в 1903 году. Здание Государственного банка сохраняло свои целевые функции вплоть до оккупации Херсона в 1941 году. С 1923-го здесь находился Херсонский уездный финансовый отдел (Уфинотдел). После освобождения города от фашистов, с 1944-го по 1990-е годы в здании размещался военный госпиталь. В настоящее время – управление Национального банка Украины в Херсонской области.

О Городской аудитории (ныне это – Областной дворец культуры, до этого – Дом офицеров) можно рассказывать долго и много, ведь это здание всегда было связано с культурной и творческой жизнью старого Херсона (фото № 4). Помнит оно самодеятельных и профессиональных артистов далёкого прошлого. Здесь давали спектакли украинские и еврейские национальные труппы, покоряли публику актёры, музыканты – композитор Александр Скрябин, пианист Йозеф Гофман или непревзойдённая украинская актриса Мария Заньковецкая. Зачастую в стенах Городской аудитории организовывали художественные выставки, на которых представляли работы художники. Например, уроженец Херсона, авангардист с мировой славой Владимир Баранов-Россине, закончивший жизнь в немецком концлагере Аушвиц в 1944 году. Тем, кто не знаком с творчеством прославленного херсонца, интересно будет 
узнать, что его картина «Ритм» (Адам и Ева, 1910 г.) продана в 2008 году на аукционе Кристис в Лондоне за 2,72 миллиона фунтов стерлингов.

Или, скажем, нашумевшая и нещадно обруганная в местной прессе выставка футуристов Бурлюков: «Открывшаяся третьего дня выставка картин художников Бурлюков разместилась в три ряда во всю длину залы в городской аудитории. Выставлено художниками свыше 200 полотен, все – в духе “новейших течений современной живописи”. Тут – “пуантилизм” (письмо точками), “импрессионизм”, “примитивизм”. Но всё слишком “примитивно”, грубо, по-ученически. Следуя по пятам за апостолами “нового искусства”, г.г. Бурлюки однако дальше простого кривляния не идут. Выставка такого рода, несомненно, является новинкой у нас. Тем не менее, побывав на ней, публика познакомится лишь с отрицательными сторонами декадентства», – писала в 1907 году херсонская газета «Родной край».

А вот образчик, подчёркивающий ещё одну направленность этого общедоступного культурного центра в старом Херсоне: «Со вчерашнего дня в городской аудитории открылась лотерея-аллегри, устроенная баронессой А. М. Гревениц в пользу херсонской общины сестёр милосердия Красного Креста. Среди выигрышей – масса ценных вещей, в том числе пианино, фаэтон с лошадью и упряжью, корова, гарнитуры, самовары, граммофоны, машины (интересно, что подразумевалось под этим словом? Однако явно не автомобиль. – Прим. автора), серебряные вещи, ковры и проч.», – писали «Херсонские новости» в 1913 году.

Ну и, конечно же, в репертуаре аудитории были общедоступные благотворительные концерты, народные гуляния, новогодние маскарады, семейные вечера и лекции. А ещё городская аудитория располагала хорошей библиотекой художественной литературы. Словом, всё это в полной мере оправдывало название здания Народный дом. В 1912 году в одно из помещений аудитории был переведён из Херсонского музея древностей «Педагогический музей имени Н. И. Пирогова». В 1917-м, сразу же после революции, в его стенах расположилась самодеятельная труппа Украинского народного театра.

Чуть позднее, в средине 1920-х, в свете новой большевистской идеологии Народный дом стал называться официально Домом просвещения. Конечно, ныне здесь уже не было места «буржуазным танцулькам» и развлечениям, признанным пережитком старого буржуйского общества. Теперь в нём всецело отдавали первенство политическому воспитанию нового советского человека. Кстати, на волне «всеобщей советской украинизации» с 1927 года Дом просвещения стал учебным центром украиноведения.

После освобождения Херсона от фашистов в 1944 году вплоть до конца 1980-х в этом здании размещался Дом офицеров Херсонского гарнизона. В нём демонстрировали фильмы, проводили концерты. Многие херсонцы, чья молодость пришлась на эти годы, ещё помнят «не юношеский» возрастной контингент, посещавший танцевальные вечера в Доме офицеров, что давало повод шутникам называть его домом последних надежд. Для молодёжи же в те времена «центровыми» танцплощадками были «Ромашка» в парке имени Ленинского комсомола (ныне «Херсонская крепость») и «Клетка» в парке имени Ленина (ныне парк Шевченковский).

Александр Захаров

Источник информации

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.