on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новини регіону

11.12.2024, 11:43

Оголошено переможців Всеукраїнського конкурсу «Лідер українства: шлях Бориса Грінченка в Україні»

  10 грудня відбулося нагородження переможців та призерів конкурсу ...
07.12.2024, 23:26

“Ігродіжка”: в Херсоні проводять заходи із настільними іграми

У Херсоні клуб “Ігродіжка” проводить зустрічі з настільними ...
06.12.2024, 23:22

Збирали гроші для ЗСУ. У Херсоні відбувся благодійний різдвяний ярмарок

У Херсоні в укритті 5 грудня відбувся благодійний різдвяний ...

100-летие железной дороги в Херсоне


Значение железной дороги для Херсона в 1907 году трудно переоценить. Её ждали, возлагая большие надежды на развитие торговли и промышленности в городе, надеялись, что экономическое значение Херсона снова возрастет.
Первый русский паровоз был пущен на первые русские рельсы в 1834 году отцом и сыном Черепановыми. А уже через 10 лет развитие экономики России без железных дорог было немыслимым.

Южная Украина в промышленной конкуренции старалась не отставать.
О необходимости проведения железных дорог к южным портам говорили еще до Крымской войны. Первые строительные компании были частными и опирались на частный капитал. Главное общество российских железных дорог, основанное в 1857 году, обязалось выстроить железнодорожную линию от Феодосии до Москвы и начало земляные работы в Крыму. Однако тогда оно не смогло дать гарантии под собираемые средства от частных лиц, и строительство пришлось прекратить.


Было выдано несколько лицензий строительным компаниям на линии к Черному морю, но все проекты по разным причинам остались невыполненными. Тогда этот вопрос был рассмотрен на государственном уровне, и в 1865 году был открыт, наконец, первый в Причерноморье участок железных дорог Одесса – Балта на проектируемой линии Москва – Одесса. Её протяженность была всего 202 км. В 1867 линия продлилась до станции Голта, в 1868 – до Елисаветграда (Кировоград), и в 1869 – до Крюкова (Кременчуг). Когда в 1871 году открылась линия Одесса – Кишинёв, южное железнодорожное предприятие получило общее название “Одесской железной дороги”. В 1890-х годах она стала государственной.
В 1871 году заключен договор с предпринимателем Губониным на постройку линии железной дороги от станции Лозовой к Севастополю. В 1873 открылось движение от Лозовой до Александровска (Запорожье), в 1874 – до Симферополя, в 1875 – по горному участку до Севастополя. Это – первая линия, которая прошла по территории Херсонской области (в Геническом районе). В 1876 году была построена небольшая ветка от станции Ново-Алексеевка до порта Геническ, протяженностью 14 км. Эти линии образовали Курско-Харьковско-Севастопольскую железную дорогу.
Третья линия к берегам Черного моря велась к Николаеву, а впоследствии была доведена и до Херсона. В 1871 году был утвержден устав общества Харьковско-Кременчугской железной дороги, преобразованного в общество Харьковско-Николаевской железной дороги. Оно приобрело у правительства участок Елисаветград – Крюков (Кременчуг) и взяло обязательство построить линию от станции Знаменка до Николаева. Эта дорога протяженностью 237 км была открыта для движения в августе 1873 года.


В начале ХХ века начались изыскательские работы по проектируемой линии ко вновь открытому порту Скадовску от станции Пришиб, а также линии Одесса – Николаев – Херсон – Джанкой через Перекоп. Вообще бросалось в глаза, что при всей развитости и разветвленности сетей железных дорог в Южной Украине в конце XIX века громадный район Нижнего Поднепровья во главе с губернским центром Херсоном долгое время оставался совершенно лишенным этих путей. Главная причина – отсталость промышленного развития и замедление торговых операций речного и морского портов. Все это еще усугубилось с открытием железнодорожных путей в соседних городах-конкурентах.


14 июля 1901 года, когда по вновь построенному судоходному каналу к Херсону подошла черноморская эскадра под флагом вице-адмирала Я. А. Гильтебрандта, Херсон был торжественно объявлен морским портом. В те торжественные дни Херсон посетил министр путей сообщения князь Хилков, который, кроме всего прочего, сказал: “Я имею возможность порадовать вас приятной для Херсона вестью: мне дано поручение ознакомиться на месте с условиями проведения железной дороги от Херсона на Перекоп”. Строительство началось гораздо позже, но можно себе представить радость и воодушевление херсонцев.


Первый поезд из Николаева в Херсон прибыл 16 октября 1907 года.
В нынешнем году 13 сентября начались празднования, посвященные 100-летию открытия станции и железнодорожного вокзала Херсон. Сотрудники краеведческого музея присоединяются к поздравлениям и приглашают всех железнодорожников и херсонцев посетить выставку, посвященную 100-летию железнодорожной станции Херсон в Краеведческом музее. Она будет открыта к 16 октября.

Сергей Дяченко
Вгору.-27.09.2007

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.