on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.11.2019, 10:26

Ноябрь-2019

Шалунья-осень раздевает  Деревья в заспанном дворе.  Все от депрессии страдают,  Я — не.  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новости региона

12.11.2019, 09:47

Творчий вечір Сергія Жадана!

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Никитенко Сергей > Мошенники начала века

Мошенники начала века

Многие херсонцы не раз находили в свои почтовых ящиках конверты с красочными буклетами и уведомлении о выигрыше огромных денежных сумм, автомобилей и прочих ценных призов для получения которых нужно было купить товар из каталога. В этой статье мы ознакомимся как в дореволюционном Херсоне проворачивались подобные аферы.
С виду только кажется, что мошенники изобретают все новые и новые виды «заработка», на самом же деле у же в начале века получили широкое распространение денежно-призовые аферы.
В начале ХХ века на юге Российской империи появилась одна из первых денежных пирамид. В сентябре 1901 года в Херсонских газетах появились объявления «Купив купон фирмы «Deutsche uhren versand-gesellshuft. Muller & C» всего за 3 руб. 50 коп. Вы станете обладателем золотых часов». Сейчас у нашего не раз одураченного народа такое объявление вызвало только улыбку, но в начале века многие херсонцы купились на эту уловку. Чуть позже во многих людных местах стали появляться люди продающие красочные купоны названной фирмы на которых был напечатан тот же текст на немецком и русском языках.


Как писали херсонские газеты: «Сущность аферы ловкой кампании, на удочку которой попалась не одна жертва, заключалась в том, что она в лице легковерных обывателей ищет себе энергичных агентов и приспешников для своего обогащения».
Простыми словами человеку предлагается купить купон за 3 рубля 50 копеек и отослать его компании, приложив к нему еще 14 рублей, взамен по почте приходит конверт… нет не с золотыми часами а еще с четырьмя купонами, эти купоны вы должны продать (раздать) знакомым, которые тоже должны были послать купон с прилагающейся к нему суммой в 14 рублей… И так до бесконечности, правда после реализации знакомыми всех купонов компания обещала выслать счастливчику часы. Конечно же часов никто так и не увидел При казалось бы, простой и даже примитивной идее афера приносила большие деньги. Нехитрые подсчеты дают такую картину, только с одного купона немецкая компания могла иметь около 70 рублей прибыли. Даже если предположить, что кто-то из цепочки не сможет найти «клиента», заработок компании он уже обеспечил.
Конечно, внимательный читатель сразу отметит: «Да это же обычная пирамида. Мы таких в начале 90х насмотрелись!». И будет прав, ведь ситуация в чем то схожая. Как и в конце ХХ века в его начале большим авторитетом пользовались средства массовой информации и именно на их авторитете сыграли мошенники.


Число жертв обмана росло в геометрической прогрессии, и именно в саамы разгар «золотой лихорадки» в дело вмешалась власть. Херсонская газета «Югъ» привела пример, как один любитель дешевых золотых часов с легкостью получил перспективу быть привлеченным к уголовной ответственности. Херсонский «авантюрист» некий А.Алексеев предстал перед судом по обвинению в том, что 21 декабря 1901 года, на Привозе, был задержан как продавец купонов берлинской конторы. На вопросы судьи, где он взял купоны, подсудимый ответил, что приобрел их там же месяцем ранее у неизвестного и успел уже получить свои четыре купона которые и реализовывал. Себя виновным не признал, и заявил, что сам является жертвой аферистов и потерял свои трудовые сбережения. Несмотря ни на что Алексеев был приговорен за мошенничество к 15 рублям штрафа или аресту на 3 суток.
К марту 1901 года Херсон был наводнен купонами «дядюшки Мюллера». Лавры «золотых дел мастеров» не давали покоя и отечественным делкам. Один из них Ф.Розен из Петербурга даже начал усиленно конкурировать с немецкой контрой, выставив цены на свои купоны в 2 рубля. И пока херсонцы попавшие в сети немецких и отечественных аферистов удивлялись, как удалось делкам получить разрешение на такой «серый» вид деятельности по Херсону прошел слух, что нашелся и в нашем городе предприниматель, добивающийся в городской управе разрешения на купонные операции. Версии о том кто бы это мог быть выдвигали журналисты в своих заметках, торговки на Привозе, но нам так и не известно кто же хотел открыть такой бизнес в Херсоне – предпринимателю «по весьма понятным причинам» отказали.


Факты пресечения деятельности новоявленных аферистов полицией были во всех крупных городах империи, и примерно к 1904 году «купонная лихорадка» прекратилась.
Новая волна афер захлестнула Российскую империю перед Первой мировой войной. В конце 1913 года в прессе активно начали появляться объявления рекламирующие солидные фирмы специализирующиеся на торговле предметами домашнего обихода. Адреса контор как правило были в Варшаве, Лодзе и других городаз Польши. Цены на товары были небывало низки (существовало несколько ценовых диапазонов 50коп-1руб. и 1-2 руб.). Этот период был временем кооператорского бума, и именно на кооператорской волне и всплыли такие фирмы. Когда этот бум дошел до Херсона, и люди стали пользоваться услугами польских кооператоров оказалось, что заплатив 2 рубля (довольно значительную сумму на то время) клиент получал откровенный хлам ценой 30-50 копеек. Закономерно, что вскоре начался спад в делах польских кооператоров и падения интереса к их ширпотребу. И тут во второй раз всплыли купоны, правда, с немного другой идеей.


Сущность новой купонной эпопеи была таковой – человеку предлагалось купить билет-купон достоинством в 1 рубль, таинственной фирмы которая скрывалась за номеров почтового ящика (как правило под тем же номером что и торговцев ширпотребом). После этого рекомендовалось купить еще от 10 до 25 билетов и продавать их своим знакомым после чего человек должен был получить товар ценой около 20 рублей. Понятно, что ни первичный распространитель ни последующие не получали ничего, но за то время пока распространялись билеты фирмы успели заработать неплохие барыши при минимальных капиталовложениях. На Херсонщине новая аферы нашла своих жертв среди крестьян, рабочих и мелких торговцев. «Население губернии окончательно сбилось с толку в погоне за премией. Крестьяне продают последний свой скарб в целях приобретения билетов» писала херсонская газета Югъ.
Вслед за билетным бумом в полицию пошел поток жалоб от неудачливых кооператоров на в свою очередь удачливых фирмачей. В январе 1914 года Министерство внутренних дел вынуждено было выступить с ограничительными мерами против подобного вида деятельности.
Но тогда как это случается и сейчас аферисты молниеносно оценили ситуацию и поменяли свое «место работы» и найти никого полиции так и не удалось.
 

Никитенко Сергей
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.