Тайна портрета Херсона
Пожалуй, нет такого херсонца, которому не хотелось бы заглянуть краешком глаза за таинственный занавес истории нашего города, чтобы увидеть его прижизненный облик двухвековой давности. И чтобы предстал он перед ним в натуре, вживую, каким он был в «младенческом» возрасте. Сегодня сохранилось несколько полотен, акварелей и карандашных рисунков, изображающих Херсон в конце XVIII века. Самое объемное и красочное из них почти век находится в «семейном альбоме» Херсона (краеведческий музей). И хотя в том, что на картине изображен наш город, нет сомнений, все же некоторые детали полотна вызывают удивление и недоумение их несоответствием действительности
Первым «портретистом» Херсона можно считать И. Г. Мюнца, который, путешествуя по югу Украины в конце XVIII столетия, сделал зарисовку «Город Херсон». Картина дает панораму города 1780 года со стороны Днепра, но не детализирует вид строений и сооружений. Сегодня картина хранится в Московском государственном историческом музее.
Почти в то же время профессиональный художник Михаил Иванов написал картину «Вид Херсона». Михаил Матвеевич Иванов (1748–1823 гг.) – русский рисовальщик и живописец. Его кисти принадлежат документально точные виды городов Украины и Крыма, батальные сцены (штурмы Очакова и Измаила).
На двух огромных планшетах живописец изобразил почти все крупные и значительные строения Херсона, какими он их увидел в 1780 году. Через 200 лет, в 1980 году, картина была реставрирована. Сейчас она хранится в Петербургском государственном Русском музее.
Среди экспонатов музея НИИ имени Щусева (Москва) экспонируется эскиз неизвестного художника «Вид крепости Херсон» (начало XIX века). Незамысловатая карандашная прорисовка дает четкое зрительное представление о центре цитадели, с которой начинался город.
На картине «Спуск судов в Херсоне», написанной маслом (художник неизвестен), которая хранится в Эрмитаже (Петербург), автор изобразил то, с чего начинался Херсон: верфь и крепость. Глядя на полотно, чувствуешь динамичность изображения: чуть-чуть покачиваются корпуса двух спущенных на воду кораблей, упрощенный рисунок гребных шлюпок дает зрительное ощущение их движения. В верхней части картины отчетливо видны арсенал, колокольня, Свято-Екатерининский собор, дворец Потемкина. Но квинтэссенция сюжета картины – это стапеля, изображение которых дает представление о том, где строили корпуса кораблей (берег Днепра от проспекта Ушакова до парка Славы).
Классикой херсонского городского пейзажа считается картина Федора Алексеева «Вид Херсона».
Алексеев Федор Яковлевич (1753(1754?)–1824 гг.) – русский живописец. В 1773 году с блеском окончил Петербургскую академию художеств. Совершенствовал себя как театральный художник. Но вошел в историю живописи как родоначальник городского пейзажа.
Московская исследовательница творчества этого художника М. И. Андросова так писала о полотне: «...Картина дает яркое представление о степном городе. С помощью своей любимой диагональной композиции художник увеличивает пространство. Он изображает несколько строений, будто бы вытягивая их, и добивается ощущения простора. Умиляют молоденькие деревья. Это была примета времени. В степных городах много внимания и забот уделяли зеленым насаждениям. Деревца на картине подчеркивают молодость города... К тому же полотно оживлено жанровыми сюжетами».
Искусствовед дала яркую профессиональную оценку картине, не подозревая, что художник, имея эскизы, рисованные с натуры, на полотне допустил ряд неточностей и ошибок. Это можно было бы простить художнику, если бы его картина именовалась как «Вид новороссийского города». Но поскольку полотно имеет конкретное название – «Вид Херсона», то причина искажений становится непонятной. Тем более, что все объекты, изображенные на картине, за исключением дворца Потемкина, дожили до наших дней. В этом может убедиться любой херсонец, став на то место, где располагался двести лет назад мольберт живописца (здание спорткомплекса «Динамо»).
Если принять за основу изображенные на картине надгробные памятники генерал-поручику принцу Вюртемберг-Штутгартскому, инженер-полковнику Николаю Корсакову и князю Эммануилу Россете (перезахоронений не было), то можно сделать вывод, что Федор Алексеев на картине развернул Екатерининский собор на 900 с запада на юг. К тому же в нишу вместо статуи Святого Петра он поместил статую Святой Магдалины. При существующих трех ступеньках входа в храм на картине их пять. На полотне недостоверно изображены некоторые архитектурные детали. К примеру, портик показан с полукруглыми в сечении пилястрами, а не с прямоугольными, как в действительности. Что касается дворца Потемкина (на картине он справа в глубине), то по всем правилам проецирования он не мог быть расположенным там, где изображен. Ведь собор и дворец разделяла большая Дворцовая площадь (сегодня здесь расположен телецентр). Картину оживляют жанровые сюжеты: движущийся экипаж, шагающий солдат, всадник. Это позволяет судить о масштабе зданий и сооружений, который явно преувеличен по сравнению с действительным.
Почему Алексеев это сделал? Вряд ли мы об этом узнаем. Но предположить, как это произошло, мы можем.
Может быть, художник писал картину по разрозненным эскизам, а на полотне по памяти соединил их в одно целое. Ведь от момента составления эскизов до написания картины прошло почти три года. К тому же в архиве Алексеева находились десятки набросков и эскизов других городов Новороссии. Только вряд ли можно считать обоснованным такое предположение: художники всех времен отличались незаурядной зрительной памятью. Остается предположить одно: на то время Херсон (точнее – крепость) был мало застроен и Алексеев с помощью своей любимой диагональной композиции изображает разрозненные здания и сооружения в одной линии. Этим «растяжением» художник добивается зрительного восприятия объемности пространства. Подобный метод Алексеев применил при написании картины «Вид Магистратской площади в Николаеве». При беглом взгляде они очень похожи.
Что касается увеличения масштаба сооружений в сравнении с персонажами картины, то не следует забывать, по чьему заказу и для кого художник рисовал. Вопреки реальности, Алексеев на полотне способствовал ощущению зрителем величия и объемности изображенного.
Почему художник исказил реальность? Этого мы никогда не узнаем. А ценность нарисованного от этого никак не уменьшается. Написанная кистью очевидца более двух веков тому назад картина донесла до нас не только красочное изображение, но и дух тогдашнего Херсона.
P.S. Тому, что картина «Вид Херсона» почти век экспонируется в Херсонском краеведческом музее, потомки должны быть благодарны двум своим землякам, безмерно влюбленным в наш город. Это Виктор Гошкевич (основатель музея) и Николай Блажков (тогдашний городской голова). С большими трудностями и за большие деньги они выкупили полотно для всеобщего обозрения его горожанами.
Александр Скороход
Джерело інформації: "Гривна".- № 38 (454).- 19.09.2003.- стр. 24-25