on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.07.2020, 09:38

Июль_2020

Июль По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой. Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати, Срывает скатерть со стола. Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка. Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник-отпускник. На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем. Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой. Борис Пастернак

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новости региона

08.07.2020, 11:08

На Херсонщину едут участники ралли «Чумацкий Шлях»

  Все фото Андрея Матросова из архива «Вгору» Ралли ...
08.07.2020, 10:30

На Херсонщині є гори? (фото)

06.07.2020, 10:07

У Херсоні презентують сайт-специфік перформанси «Червона лінія»

Танец времени Юрика Степаняна

Открывшаяся в конце ноября в Художественном музее имени Алексея Шовкуненко персональная выставка известного скульптора Юрика Степаняна заставила по-новому взглянуть на некоторые грани его творчества. И снова убедиться в том, что действительно талантливый человек талантлив во всем, что он делает.
Судьба послала этому человеку немало испытаний, в том числе – на верность однажды выбранному пути. Еще в школе он увлекался многим: и спортом, и музыкой, и лепкой, но, по его словам, «объем переборол».

Потом Юрик закончил художественное училище в Ереване и...оказался в рядах тогда еще советской армии в Хмельницком на Украине. А мечта о знаменитой «Мухинке» (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной) не покидала юношу ни на минуту. Тогда он еще не знал, какой длинный путь придется пройти к ее осуществлению и какого адского труда это будет стоить. Ему пришлось поступать шесть лет подряд – и каждый раз недоставало какой-то половины балла. А дело было в том, что в группу скульпторов набирали всего семь человек, из которых два места отдавали иностранным абитуриентам. Можно только представить психологическое состояние не поступивших и недобравших буквально доли балла.

Были и такие, кто не выдерживал, лишался рассудка, а кто-то даже свел счеты с жизнью... Но Степанян упорно шел к цели, невзирая ни на что. «Да, – говорит он, – эти шесть лет было очень нелегко, я жил в мансардах и полуподвалах, работал дворником, на заводской вахте, в мостострое, а все свободное время отдавал творчеству, старался совершенствоваться. Мне, уроженцу теплых краев, было тяжело не только морально, но и климатически, ведь дождливый и туманный Ленинград – не самое лучшее место для южан. Но я знал, что должен пройти этот путь во что бы то ни стало, гораздо страшнее для меня было бы бросить все и вернуться.»

Но если к осуществлению мечты идти с таким завидным упрямством, то все непременно сбывается. И юноша стал студентом, ни разу за всё последующее время не пожалев о тех шести годах: «Это огромная школа, и сегодня я уверен, что надо было пройти этот путь, что так должно быть. Значит, надо учиться одиннадцать лет – ведь я познакомился и подружился со многими известными художниками, скульпторами, профессурой, «на память» выучил Ленинград. И до сих пор храню вот эту красивую грамоту 1987 года – «Похвалу студенту 2-го курса Степаняну Юрику Грантиковичу за проявленные успехи.»

С 1991 года Юрик Степанян работает в Херсоне. Творчество скульптора, соединившего в своих работах три культуры: армянскую, русскую и украинскую, не могло остаться незамеченным. Его станковые и монументальные скульптуры узнаваемы, а творческая манера оригинальна и легка. «Я понимал, – говорит скульптор, – что надо впитывать культуры, иначе просто не сможешь творить. По своей сути любое творчество – интернационально, а именно это и есть «высший пилотаж». Приезжая на родину, в Армению, чувствую, что уже совершенно по-иному мыслю, и это замечают мои близкие. А еще знаю, что если бы я жил там, то был бы не таким.»

Одну из своих любимых скульптурных серий Степанян не случайно назвал «Танец времени». По мнению автора, танец – это полет души, движение, приносящее радость. Парящие птицы – это души людей и животных, которые, совмещаясь и сближаясь, меняя содержание формы, переходят в иное измерение, в космос, в бесконечность, возможно, к самому Богу. Кажется, лучше, чем сказал о таком состоянии Иосиф Бродский, и не скажешь: «...наматываю, как клубок, на себя пустоту ее, чтобы душа знала что-то, что знает Бог.» Вот на такое стремление к вечным мирам, что внутри нас самих, к сожалению, не всегда остается время в повседневной суете. «Мои последние вещи, – продолжает скульптор, – давались мне легко. И я считаю, что работа не должна пахнуть потом, ей нужна легкость, полет мысли, отсутствие вымученности. Наверное, в таких «легких» вещах и проявляется искусство.»

Монументальные работы Юрика Степаняна хорошо знакомы херсонцам: это и восстановленный (по оригиналу Мартоса) памятник Потемкину, и пектораль «Дары Херсонщины» у Центрального рынка, и памятник Суворову на набережной Голой Пристани. А еще декоративные скульптуры в Батурине, Каневе, Чернигове, в Крыму.
Нынешняя же персональная выставка познакомила нас с еще одной гранью его творчества – графикой. Юрик Грантикович очень любит джаз. Так вот, именно под эту музыку он писал свои картины, импровизируя кистью. «Джазовая импровизация – у каждого своя, – считает он, – я пишу свое, но даю возможность и зрителю импровизировать. Есть какие-то намеки, которые каждый раскроет и поймет по-своему. И потом, не все любят слушать джаз. И не все, я уверен, могут воспринимать то, что делаю я. Есть категория людей, которым не хватает высокого искусства. Я стараюсь доставить эстетическое удовольствие именно им. Эти работы – для собирателей, музеев, галерейщиков. Ну почему я должен подстраиваться под вкусы «колбасников» и ширпотреба?

Моя первая персональная выставка была в 2000 году, а вторая – только сейчас. И не только потому, что работа скульптора очень тяжелая, трудоемкая и затратная. Я – очень трезвый человек, и в отношении своего творчества тоже. Почувствовал, что есть результат, что этот период требует подведения итогов, что есть что показать публике. А самому — двигаться дальше, ведь если ты видишь и признаешь, что есть что-то лучше твоего, ты уже не будешь стоять на месте.»

На персональной выставке привлекает внимание очень интересная работа мастера – фигура армянского монаха с опущенным на лицо черным капюшоном. Вместо сердца у него – золотистый храм с приоткрытой маленькой дверью, и – свет в нем. Скульптор говорит, что эта скульптура ( только большая) должна быть установлена возле строящейся в нашем городе армянской церкви. «Очень хотелось бы оставить такую скульптуру в Херсоне.»
Много планов у Юрия Степаняна и сегодня. Вместе с мэром Голой Пристани Анатолием Негрой они хотят провести первый симпозиум скульпторов в этом городе. А результат подобных мероприятий заслуживает внимания: через месяц работы город получает 10-15 ( в зависимости от количества участников) авторских работ известных профессиональных скульпторов со всей Украины. Вот чем город сможет действительно гордиться.

«Болит у меня душа за бульвар Мирный, ведь какое красивое место, и фонтан есть, и зелени пока немало, а если сделать там нормальную зону отдыха, с красивыми скульптурами, – вот вам и еще одна городская достопримечательность. Да, я понимаю, что и трубы надо за что-то ремонтировать, но есть вещи, которые стоит делать ради будущего.»
С увлечением рассказывает Юрик Грантикович о преподавательской работе на кафедре дизайна Херсонского Национального технического университета: «Моя мечта – создать студию не только для детей, но еще и заниматься творчеством с одаренными людьми. И это вполне осуществимо, идет ремонт помещения, и я надеюсь , что уже к новому году она станет реальностью.»
Ничто не стоит на месте, и все так же продолжает свои творческие импровизации, реализует замыслы и воплощает в металл и камень полет собственной души мастер Юрик Степанян.
Танец времени продолжается...

Татьяна Крючкова
«Вгору».- №49 (480).- 08.12.2011.- стр.

http://www.vgoru.org/modules.php?name=News&file=article&sid=11307  

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.