Тарапунька и Штепсель… прописаны в Херсоне
В редакцию нашей газеты обратился херсонский пенсионер С. – владелец двух совершенно уникальных кукол, изображающих известных и очень популярных в прошлом веке артистов эстрады – Юрия Тимошенко и Ефима Березина, известных как Тарапунька и Штепсель.
Херсонец С.(по вполне понятным причинам попросивший не называть его имя) рассказал историю своего раритета. В 1961 году в тогдашнем СССР был всплеск увлечения самодеятельностью. Он любил слушать пластинки с записью выступлений народных артистов Украины Юрия Тимошенко и Ефима Березина, и вдруг обнаружил, что сам может копировать их голоса. Испробовал на друзьях – те были в восторге. И тут же возникла идея сделать номер, и не просто имитацию, а именно с куклами.
Говорят, если человек очень чего-то хочет, то судьба тут же подбрасывает ему подсказки. С уже не помнит, кто именно дал ему адрес известной киевской художницы – скульптора Татьяны Максимович. И он ей написал о своей идее выступать с куклами Тарапуньки и Штепселя. Самое удивительное, что она вообще ответила парню из Херсона. И просто невероятно, что согласилась сделать пальчиковые (управляемые при помощи пальцев) куклы с удивительно похожими на оригиналы лицами. Кстати, пальчиковые куклы – одни из самых старых в театральном искусстве – они использовались ещё в скоморошьих “театрах”-ширмах. И большая часть кукол театра Сергея Образцова, гремевшего в свое время в СССР и за рубежом, – тоже пальчиковые.
Две куклы обошлись юному дарованию в 50 советских рублей – по тем временам почти зарплата. Но они того стоили! Скульптор смогла передать не только портретное сходство, но и выражение лиц артистов. С. нашёл в библиотеке, в сборнике для самодеятельности интермедию “Отцы и дети” (авторы Бахнов и Костюковский), в которой куклы говорили от имени сыновей Штепселя и Тарапуньки, сделал номер по-настоящему. Первое же выступление (как и все последующие) было просто обречено на успех.
А вскоре, в том же 1961 году, в Херсон приехали на гастроли сами народные артисты. После концерта юноша решился подойти к ним со своими куклами и показать свой номер – пародию. Его за кулисами смотрели еще и все участники концерта, а двое актеров спешно соорудили “ширму” из большого банного полотенца. После выступления все смеялись и искренне аплодировали. Тимошенко и Березин были в восторге от кукол. Тарапунька сказал: “Фима настолько похож – прямо скульптурное сходство, один к одному, а я похож, но несколько условно”. Артисты предложили С. сфотографироваться на память с куклами, похвалили за мастерство, дали автографы. Кстати, эти фото должны быть в архивах семей Ю.Тимошенко и Е.Березина.
И ещё одна встреча – только уже с одним Ефимом Березиным – произошла в 1988 году. С. очень жалеет, что тогда не пригласил фотографа на эту встречу. Березин выступал с концертом-воспоминанием о своем друге и коллеге Юрии Тимошенко. Это были кинохроники, воспоминания о совместной работе и сольные номера самого Ефима Березина. Его жена Розита, увидев куклу, засмеялась: “Это что – наш внучок?”. А сам артист написал на буклете: “Здоровенькі були, Александр Николаевич! Ефим Березин”.
Херсонский пенсионер говорит, что не собирается расставаться с куклами, разве что (увы! таковы наши реалии!) кто-то предложит за них сумму в 5 000 евро. А деньги ему необходимы для осуществления собственных, в том числе и благотворительных проектов.
Татьяна Крючкова,
Вгору.-31.07 .2008
Публікація першоджерела мовою оригіналу