Театр с бородой, но молодой
13.09.2006
«УМИРАЯ НА СЦЕНЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ...»
Чем семьдесят лет не юбилей? Задавался вопросом директор театра им.Н.Кулиша Александр Книга, выслушивая молодого клерка. Бюрократ, лет 23-х отроду, пытался доказать, что юбилеем, по закону, зовется никак не 70-ти, а 75-летие. «Солнышко, - обратился к чиновнику Александр Андреевич, - ты продержишься до 75-ти, а некоторые актеры могут и не дожить. Они жизнь отдали театру, умирая на сцене каждый день, а мы отменим праздник?». Директор твердо решил, что юбилей должен быть.
Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им.Н.Кулиша (в самом начале создавался как городской украинский драматический театр) в этом году разменял седьмой десяток лет. А если «покопаться» в истории, то существованию профессионального театра в городе можно смело прибавить годков. Херсонский профессиональный театр официально открылся 1 октября 1889 года.
Разместился в здании, за основу проекта которого архитектор В.Домбровский взял строение Одесского оперного театра - одного из самых красивых в Европе. Время текло, театральное бытие знавало взлеты и падения, да и сама обитель Мельпомены сейчас уже другая (фашисты, в 1944-м отступая из Херсона, подложили под стены здания взрывное устройство), но театр живет. Память хранит имена людей, оставивших яркий след и ушедших навсегда. А на сцене рядом с корифеями появляются новые Мавки, Фигаро и Хлестаковы...
ХОТЬ КРАЕШКОМ ГЛАЗА.
«Занавес и служебный вход в театре придуманы не случайно. Для зрителя мы должны быть тайной», - делится заслуженная артистка Украины Валентина Дронова, которая на херсонской сцене жила судьбой Миледи из «Трех мушкетеров», Сэлли из «Кабаре», других женщин и оставалась загадкой за кулисами. «И если актер с актрисой играют на сцене любовь, все почему-то считают, что они обязательно муж и жена, - добавляет Элиза-Констанция, она же - заслуженная артистка Украины Светлана Добровольская. - Я давно дружу с одной организацией, сотрудники которой часто приходят на спектакли. И лишь недавно узнала, что они все время представляли меня женой Василия Черношкура. Зрители любят нас всех «женить», но мы спокойно к этому относимся».
В любой профессии случаются курьезы. И в арсенале каждого артиста обязательно припасены театральные байки. Ими делятся при встречах. Иногда они становятся известны зрителю. Светлана Добровольская с ностальгией вспоминает советское время, когда театры длительно гастролировали. Именно там, в круговерти перекатной жизни, и происходили забавнейшие случаи: «В спектакле «Развод по-варшавски» у меня была первая большая роль. Не забуду, как мы выступали в Грозном.
Приезжаем в аул. Подготовились - декорации, грим и так далее. Спектакль смешной. Мы привыкли, что в такой-то момент зритель смеется. А тут - тишина. Сидят с совершенно непробиваемыми лицами аксакалы, а впереди - дети. Женщин нет. Мы из шкуры лезем - ноль эмоций. В зале по-русски никто ни бэ ни мэ. Из-за кулис нам шепчут, мол, все, хватит, давайте поклон. Отыграли всего одну сцену и красивенько закончили. Аксакалы-старейшины в обалденных шапках встали, поаплодировали и единственное, что смогли сказать: «Ну, тэпэр идемтэ», и повели нас на шашлыки.
То есть им было неважно, что именно мы играли, главное - артисты приехали», - с улыбкой вспоминает актриса.
А в арсенале народного артиста Украины Василия Черношкура припасен эпизод из гастролей по Херсонщине. Описывая его, Василий Андреевич попросил заменить нелитературное слово: «Играем «Грех и покаяние» Карпенко-Kapoгo. Полный зал народа. Моя коллега - заслуженная артистка, ныне покойная Антонина Щитка. Я играю трудолюбивого мужа, она - жену, что сидит без дела и заводит любовника. Застаю ее «на горячем». Сцена выяснения отношений. Жена вместо оправданий начинает нападать на мужа и кричать. Я замахиваюсь... Из песни слов не выбросишь: в полной тишине из глубины зала раздается мужской голос: «Зараз довбане...» (вот здесь пришлось убрать нецензурное выражение), другой голос со знанием дела: «Ні, не довбане...». Зрители затаили дыхание... Щитка делает паузу и от смеха просто рыдает у меня на груди. В общем, хохоча, Антонина потом выскочила за кулисы.
Пришлось как-то выкручиваться! Играем на следующий день. Антонина в напряжении - хоть бы никто ничего не «ляпнул» во время той сцены. А в зале, чуть ли не на подмостках, - бабушки-зрительницы. Они даже со стульчиками пришли, чтобы быть ближе и лучше слышать. Играем скандал. «Опасный» момент миновал... И тут одна бабушка, облокотившись так на сцену, медленно произносит: «На ферму б її, курву, вона б такого не робила». Антонина пулей рванула за кулисы... То есть простые сельские люди настолько прониклись спектаклем, что даже матерное слово не было обидным...». И поныне благодарный зритель продолжает жить судьбами героев, которые рождаются и умирают на подмостках. В разные времена в херсонском театре работали: В.Данченко, Л.Свободина, И.Гранкин, В.Светланова, О. Каро, Г. Шевченко, М.Литвиненко, А.Щитка, Д.Короленко, Г.Микуцкая, А.Дмитриева, Л.Мосейчук, В.Галл-Савальская, Н.Литвиненко и много других.
Сейчас театр может похвастаться тремя народными артистами, народным художником и десятью заслуженными артистами Украины. А еще театр им.Н.Кулиша - это кипучая энергия молодежи. Именно в нашем городе работает необычайно много молодых артистов. И если в других театрах актерам приходится гримироваться, изображая юные года, то херсонцам чаще рисуют морщины, клеят усы да бороды. И 70-летие театра - не старость. 70 лет - новая точка отсчета.
Алена Веруш
Газета "Горожанин...", 13 сентября 2006
Публікація першоджерела мовою оригіналу