on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.10.2019, 14:32

Жовтень - 2019

Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей, Пусть сеет мелкий дождь или порою град В окошки звякает, рябит и пенит лужи, Пусть сосны черные, качаяся, шумят, И даже без борьбы, покорно, незаметно, Сдает угрюмый день, больной и бесприветный, Природу грустную ночной холодной мгле,— Я одиночества не знаю на земле. Забившись на диван, сижу; воспоминанья Встают передо мной; слагаются из них В волшебном очерке чудесные созданья И люди движутся, и глубже каждый миг Я вижу души их, достоинства их мерю, И так уж наконец в присутствие их верю, Что даже кажется, их видит черный кот, Который, поместясь на стол, под образами, Подымет морду вдруг и желтыми глазами По темной комнате, мурлыча, поведет...  Аполлон Майков  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новости региона

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

03.10.2019, 09:49

Студенти училища культури пройшли «Шляхом сови»

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Археология Таврии > Терракоты из Ольвии

Терракоты из Ольвии


01.04.2000

При основании античных городов Северного Причерноморья греческие колонисты наряду с другими ремеслами, перенесли сюда и один из видов художественного ремесла — коропластику — производство терракотовых статуэток. Слово «терракота» в переводе с итальянского звучит как обожженная глина, коропластика же переводится с древнегреческого, как ваяние изображений девушек. Изготовление терракот уходит своими корнями в глубокую древность. Господствующими сюжетами во времена златообильных Микен и таинственного Крита были изображения: «Великой» богини-матери, а также сидящей женщины с младенцем на руках — так называемой куротрофы «божественной кормилицы». Эти изображения отображали религиозные воззрения жителей материковой и островной Греции.

Интересные сведения о ранних скульпторах сообщает Плиний Старший (I век н.э.) Первым скульптором-портретистом, работавшим в глине, он называет гончара Бутада, сикионца из Коринфа. Дочь гончара Бутада очертила на стене тень от лица юноши, отец наложил на очертание глину и сделал лепное изображение, которое подверг обжигу вместе с посудой. Оно хранилось в святилище нимф, по свидетельству Плиния, до разрушения Коринфа около середины II века до н.э. Это все, а также изобретение архитектурной терракоты и лепки фигурок из обычной горшочной глины красного цвета, ошибочно приписывается Бутаду.

Дело в том, что по археологическим данным первые глиняные статуэтки были лепные, но уже с середины VII века до н.э. коропласты обращаются к использованию полой формы-матрицы.

Однако, массовое производство терракот в Элладе, в том числе и архитектурной терракоты, началось лишь с середины VI века до н.э. Это время совпадает с периодом интенсивной торговли многих греческих полисов с возникшими колониями на Понте, в Сицилии и Южной Италии.

Статуэтки VI-V веков до н.э. — это в основном изображения божеств и животных. Они были приношениями богам, как в домашних культах, так и в святилищах, их помещали также в могилы, особенно детей и женщин, изредка их находили и в тризнах. Массовое производство терракот приводит к доступности их широким слоям общества. Об этом свидетельствуют раскопки греческих городов и некрополей. Интересные сведения в связи с этим содержатся в басне Эзопа: «Гермес захотел узнать как оценивают его люди. Приняв вид обыкновенного человека, он зашел в лавочку коропласта и спросил о цене статуэтки Зевса. «Она стоит одну драхму», — ответил продавец. Бог усмехнулся и спросил о цене статуэтки Геры. Она стоила немного дороже. Увидев статуэтку, изображавшую его самого, он подумал: «Если я — любимый бог у людей, то статуэтка изображающая меня должна стоить дороже всех других». «Как дорога вот эта?» — спросил он. «Если ты возьмешь две первые, то эту я отдам тебе даром!».

Отсюда выходит, что статуэтки были доступны, но все же лучшие образцы, стоили недешево.

В древнегреческих терракотовых статуэтках нашли свое воплощение мифологические образы, отразились различные верования древних эллинов, их повседневная жизнь и представления о прекрасном. Эти произведения искусства вводят нас в духовный мир той отдаленной эпохи, раскрывают перед нами мировоззрения древних. Находки новых произведений коропластики имеют большой научный интерес.

Несколько лет назад в Ольвии было случайно найдено несколько терракотовых статуэток (хранятся в частных собраниях). Это статуэтка черепахи и голова протомы Деметры или Коры-Персефоны.

Черепаха изображена в выпуклом панцире с рельефными прямоугольными делениями, и рельефным выступающим краем панцыря. Из-под панциря выступает маленькая трапециевидная голова, лапы выделены в виде выступов. Верхняя часть статуэтки изготовлена в форме, нижняя заглажена от руки, внутри полая.

В нижней части большое овальное отверстие, на панцире сверху и сзади у хвоста — сквозные отверстия. На поверхности в углублениях заметны следы белой обмазки, глина светло-коричневого цвета без заметных примесей. Высота статуэтки — 25 мм, длина — 55 мм, ширина — 42 мм.

Изображения животных были излюбленными мотивами в классический период: изображались обезьяны, петухи, лошади, быки, орлы и прочее. Черепаха же является одним из излюбленных персонажей в коропластике архаического и классического периодов, поскольку связывалась с культами Афродиты и Деметры. Известная статуя Афродиты Фидия показывает богиню стоящей одной ногой на черепахе. Аналогичные терракоты были найдены в Пантикапее, Фанагории, Березани, Ольвии. Найденные в античных городах Северного Причерноморья терракоты с изображением черепахи относятся к родосскому производству. Английский исследователь Р.А.Хиггинс на основании находок статуэток на Родосе относит их к началу V века до н.э. Они найдены на Березани и Ольвии в слоях V века до н.э.

Начиная со второй половины VI века до н.э. в греческих городах появляется один из интереснейших видов терракотовой пластики — протомы. Они служили вотивными приношениями в храмы и святилища, а также являлись ритуальными предметами при погребении, отражая символическое возвращение хтонических божеств из подземного мира на землю. Широкое распространение протомы получили уже в период поздней архаики. Особенно возросло их разнообразие в V-IV веках до н.э.

Одной из уникальных подобных находок является протома, найденная на территории Нижнего города Ольвии. К сожалению, она склеена из трех частей и имеет утраты.

Лицо богини — в форме вытянутого овала, волосы валиком обрамляют высокий лоб, над ними повязка стефана и покрывало, спадающее складками. Части лица тщательно выделены: надбровные дуги плавно переходящие в линию носа, большие миндалевидные глаза, небольшой рот, толстые губы застывшие в архаической улыбке, пухлые щеки и выпуклый, не пропорционально малый по высоте, подбородок. Протома была покрыта белой обмазкой, которая частично сохранилась. Поверх обмазки сохранились следы росписи краской: светло-желтой — на щеках, в области глаза и на лбу; красной — на губах и в уголке глаза; коричневой — на волосах. Глина серая, без заметных примесей, высота протомы — 195 мм.

Ряд стилистических особенностей позволяет отнести ее к произведению родосского коропласта.

 

Слипец Е.Ю.
Журнал «Летопись Причерноморья» №4 Херсон 2000


 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.