on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Новости региона

12.09.2019, 11:57

Як Херсон святкуватиме свій День народження

11.09.2019, 11:43

У ККЗ "Ювілейний" проходить показ фільму "Заборонений"

10.09.2019, 11:36

В Херсоні вібудеться фестиваль аматорського кіно «КІНОКІМЕРІЯ»

> Темы > Кино > Кинокритика > Тоска по советскому кино.

Тоска по советскому кино.

29.12.2005

Начиная с перестройки и заканчивая 2005-м на родине Булгакова на протяжении нескольких десятилетий над экранизацией романа «Мастера и Маргарита» бились лучшие постановщики, но до реализации дошло только сейчас. Но несмотря на длительность предварительной подготовки, ощущение фальстарта и некоторого разочарования довлеет над сериалом.

Нет никакого сомнения, что сериал «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко можно отнести к удачно реализованным проектам. Но не в сфере кинематографа, а шоу-бизнеса. Да он и не мог быть неудачным. Даже время показа (конец года) указывает на то, что мы имеем дело с очередными «Старыми песнями о главном», ведь сериал - это своеобразный актерский хит-парад мастеров уже минувшего столетия и уже несуществующей страны. Ностальгия по Советскому Союзу и советскому кино по-прежнему остается товаром, который не залеживается на прилавках.

С одной стороны, это дань уважения к славной плеяде актеров советского кино, а с другой - свидетельство то ли творческой импотенции, то ли отодвинутости нынешнего поколения от массового искусства. В итоге, в сериале не малая часть актеров оказалась явно старше своих персонажей. Молодые Безруков и Галкин только подчеркивают «многая лета» метров советского кино.

Выбранный для экранизации жанр - сериал (не забываем, что в народе этот жанр называют мыльной оперой), также не внушает уважения. Слишком он легкомысленный и даже бульварный. Предыдущая работа Владимира Бортко в этом жанре, фильм «Идиот», была заметно ярче. Извини, писал Чехов, своему брату, времени у меня нет, так что письмо выйдет длинным. Вот и «Мастера» Бортко явно затянул. Утратил динамичность. Уже с четвертой, примерно, серии, когда зрительские страсти улеглись, граждане начали спокойно ожидать очередную серию, запасаясь на просмотр попкорном. Так же, как они ожидают очередную серию «Моей прекрасной няни» или «Не родись красивой».

Как и группа «Европа», группа одной песни «Финальный отсчет», Владимира Бортко пока остается режиссером одного фильма - талантливейшей экранизации другого булгаковского произведения - повести «Собачье сердце». В тот раз режиссер обошелся «малой кровью» - кроме Евгения Евстигнеева и Романа Карцева во второстепенной роли в фильме нет раскрученных актеров. Даже одна из главных ролей досталась тогда еще практически неизвестному Владимиру Толоконникову.

В «Собачьем сердце» режиссер бережно отнесся не только к тексту (большая его часть передана слово в слово), но и к времени: благодаря удачным авторским вставкам-сюжетам сумел передать его дух. В «Мастере и Маргарите» Бортко сделал ставку на почти полную трансляцию авторского текста. Шаг влево, шаг вправо - попытка к бегству. В итоге сериал можно рекомендовать школьникам для изучения «Мастера и Маргариты» без отрыва от экрана.

Не обошлось в фильме и без анахронизмов. В романе нет прямых указаний на время действия. Но все указывает на конец 20-х. Владимир Бортко роман Михаила Афанасьевича немного осовременил - лет на 10-15. Например, откуда-то в сериале появился НКВД вместо ОПТУ с руководителем, явно смахивающим на Лаврентия Берию, а Берия стал наркомом внутренних дел в 1938 г. Это можно понять - если фильм о сталинских временах, то без репрессий нельзя обойтись. Вот Бортко и посадил Мастера в тюрьму, а только потом в психиатрическую лечебницу.
Еще один пример: Воланд одаривает москвичей червонцами нэповского образца, а это первая половина 20-х годов. Даже не специалист может заметить, что показываемые в фильме банкноты имеют номинал не «червонец», а «3 червонца». Почему-то и таксист, и буфетчик упорно дают сдачи с них как с десятки.

Несуразности в сериале встречаются и во время показа библейских сюжетов. Даже обычный школьник знает, что римляне брюк не носили. Не было у них такой одежды. А в сериале Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата показывается именно в брюках. И таких «мелочей» в фильме масса.

Отдельного внимания заслуживает музыка в фильме. Понят но, что Игорь Корнелюк не Владимир Дашкевич и шедевров от него ждать не приходиться. Если в «Собачьем сердце» музыкальный ряд шел как параллельная тема, то в «Мастере и Маргарите» музыка лишь поддает апокалиптичности. Да, главный роман Булгакова жизнеутверждающим не назовешь, но это и не голос из преисподней, как может сложиться впечатление после готических наигрышей Корнелюка.

В любом случае, надо поклониться Бортко за то, что он не дает забыть Мастера не только тем, кто воспитывался на его произведениях, но и тем, кто только что открыл для себя миры Михаила Афанасьевича Булгакова.

ОЛЕСЬ БОГДАНИВ. Газета «Взгляд», 29 декабря, 2005г.

1. 18.02.2012 19:16
Сергей

Полностью согласен с  представленным материалом. Ведь раньше, снимались фильмы не для "бабла", а для души! Сейчас же с точностью до наоборот. 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.