on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.12.2017, 14:26

Декабрь-2017

Відійшла в минуле осінь. Грудень – первісток зими – оглядає володіння. Сніг іскриться під саньми. В білих шатах ліс дрімає. Кригою взялись річки. І виблискують під сонцем, як посріблені стрічки. Навкруги панує спокій, а сусідньому дворі червоніють горобини, ніби спалахи зорі. Лідія Кир′яненко  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

12.12.2017, 13:38

Херсонцев приглашают на «Историческую вечеринку»

  15 декабря состоится последняя в этом году встреча в известной ...
12.12.2017, 12:26

Каховчани - переможці конкурсу «KIEV ART FESТ»

08.12.2017, 10:15

Херсонцы окунулись в сказку

  Вчера в Херсонском выставочном зале Национального союза художников ...

> Темы > Театр > Из театральной истории Херсона > Трагедия херсонского театра

Трагедия херсонского театра

21.07.2005

История Херсонскго театра берет начало с 1830 года, когда он был открыт в помещении Дворянского собрания. И, так как другие сведения отсутствуют, то мы, херсонцы, считаем эту дату его рождением. Находился он по ул. Потемкинской. Помещение было тесным, неуютным и, практически, не приспособленным для этой цели. В таких условиях театр просуществовал более 50 лет, жил полной жизнью и пользовался у горожан большим вниманием и любовью. В этом театре вместе с херсонскими и николаевскими актерами выступали знаменитые М.С. Щепкин и И.А.Кропивницкий.

Вопрос о постройке нового театра обсуждался давно, но на это требовались большие деньги. Благодаря меценатам, нужная сумма была найдена. Главным инициатором этого славного дела был Херсонский губернатор, Действительный Статский Советник Александр Семенович Эрдели. Он сумел сплотить вокруг себя единомышленников, людей разной национальности, но любящих Херсон всем сердцем и душой. Среди них были такие уважаемые люди, как Голова городской думы Василий Григорьевич Иовец-Терещенко, Иван Иванович и Сергей Иванович Волохины, А. С. Фельдман, Л. А. Гурфинкель, М. С. Рабинович, П. С. Радченко, А. А. Ефанов, Т. Л. Фельдзер, И. С. Кароль, М. Г. Олевинский и Г. 3. Соколовский. Они все входили в состав театральной комиссии, и «благодаря их просвещенному содействию и неусыпной заботливости» 18 апреля 1884 года был заложен первый камень нового здания театра. А 29 сентября 1889 года театр был принят технической комиссией, которая нашла его построенным прочно и вполне удовлетворительно.

Торжественное открытие нового театра
1-го октября 1889 г. в 12 часов дня произошло торжественное освящение нового театра в присутствии господ начальника губернии, вице-губернатора, заведующих отдельными частями военного и гражданского ведомств, гласных Городской думы и многочисленной публики. По окончании богослужения в торжественной обстановке архитектор В.А.Домбровский вручил ключи городскому голове В.Г.Терещенко, который особо поблагодарил строителя за изящное, удобное и вместительное театральное здание.

Того же 1 октября в 8 часов вечера было дано первое представление. Вся обширная театральная зала сверху донизу была переполнена публикой. При открытии занавеси, вся труппа, при участии хора певчих и оркестра, исполнила народный гимн «Боже Царя Храни». По требованию публики гимн был повторен три раза. Затем прозвучали стихи Шадурского и Владимира Бегака. После сего, оркестр исполнил марш «Привет Херсону» соч. Малина. По заключении пролога даны были два акта комедии А.И.Островского «Доходное место» и комедия Николаева «Тайна». В антракте многочисленная публика три раза вызывала архитектора Домбровского и единодушными рукоплесканиями благодарила его «за отличное и вполне изящное устройство театрального здания». И было за что благодарить. Существует мнение, что Херсонский театр был в числе трех самых красивых театров по внутреннему оформлению, таких как знаменитый «Ла Скала» и Одесский театр.

Во сколько же обошелся городской казне новый театр? Д.Н. Горловский в своей книге «Итоги 25-летия Херсонского городского самоуправления» писал: «Общая стоимость здания, с устройством отопления, приобретением декораций, мебели, бутафорных вещей и проч. обошлась в 125 тыс. руб..... В настоящем 1896 году, в сентябре месяце установлено в театре электрическое освещение... Установка обошлась городу в 12 тыс. рублей». Для удобства публики при посещении театра, а также для стоянки извозчиков и частных экипажей замостили местным камнем (кременицей) площадки по обе стороны театра, «пространством в 250 квад.саж.», на что ушло еще 600 рублей. Расцвет театрального искусства в Херсоне.

На сцене театра выступали знаменитые украинские, российские и зарубежные труппы: А.К.Саксаганского, М.Л.Кропивницкого, Н.К.Садовского, И.К.Карпенко-Карого, итальянская труппа с Густаво Сальвини (1898) и др. Русские актеры В.Н.Давыдов, П.Н.Орленев, А.Г.Крамов, оперный певец Леонид Собинов радовали херсонцев своим искусством. Несравненная Мария Занковецкая часто гастролировала у нас в городе, а в 1900 г. публика могла услышать на сцене театра самого И.М.Москвина.

Значительным событием для Херсонского театра стал приезд в 1902 году Всеволода Мейерхольда. За три года он поставил на Херсонской сцене 47 спектаклей, в 44-х из которых играл ведущие роли. В.Мейерхольд и А.С.Кошеверов создали труппу «Товарищество новой драмы» и в Херсоне опробовали первые авангардные театральные приемы, что позже дало большой толчок для развития авангардизма в России. В 1917 году при Херсонском театре организовывается национальный украинский театр, который возглавил И.Сагатовский. Ему удается привлечь таких уже известных актеров, как Е.Л.Лучинская, ее брат В.Л.Данченко и великолепный дирижер П.П.Бойченко; позднее в труппу вливается 18-летняя Оксана Петрусенко, с успехом работает актер Юрий Васильевич Шумский (в последствии - народный артист). Оксана Петрусенко, или как ее называли «украинский соловушка», играет ведущие роли в пьесах «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем», «Сорочинская ярмарка», «Вий» и др. Летом 1920 года актеры Херсонского театра выступают по просьбе М. В. Фрунзе в прифронтовой полосе Перекопского фронта. «Случалось так, что спектакль прерывался командой «По коням!», а затем продолжался уже после боя».

Трагические события
В 1922 году из-за страшного голода театр приостанавливает свою работу, творческий коллектив распадается, и до 1936 года Херсонский театр своей труппы не имел.
В1928 г. уже Городской театр им. Луначарского был отремонтирован и частично перепланирован: зрительный зал украсили золочением декоративных деталей, а перед главным входом в театр был поставлен четырехколонный портик дорического ордера под широким балконом своеобразной трибуны. На Театральной площади в те годы проводились главные митинги и празднования. В 1936 году в театр возвращаются В.Данченко, Л.Свободина, И.Гранкин, К.Светланова, С.Каро, Г. Шевченко и в своем первом выступлении показывают херсонцам спектакль Д. Власюка «Переможці смерті».

В тяжелейшее для всех время Великой Отечественной войны актеры театра давали представления на передовой, затем большая часть труппы была эвакуирована в Среднюю Азию. Выступая в госпиталях, они несли радость встреч с искусством раненым бойцам. Оставшиеся в оккупации актеры и рабочие сцены по приказу немецкого коменданта города Херсона под угрозой расстрела возобновили работу театра, пополнив труппу молодыми актерами из клуба им. Шмидта. Художественным руководителем в те годы был Г.А. Рыбалкин. Незадолго до освобождения Херсона от немецких оккупантов, практически весь состав труппы был насильно вывезен в Германию. Трагическая судьба артистов каким-то странным образом переплелась и с судьбой самого театра. На второй день освобождения Херсона от немецкий захватчиков, 14 марта 1944 года, через полчаса после торжественного собрания, театр взорвался и был полностью разрушен. Возвратившиеся из эвакуации артисты были вынуждены давать спектакли в ДК Судостроителей.

Существуют две версии взрыва. Согласно одной из них: театр был заминирован еще немцами. По другой недоказанной версии: сотрудники КГБ использовали заложенные немцами мины, чтобы одним махом расправиться со всей интеллигенцией, находившейся в оккупации и собравшейся на торжественное собрание. Интересный факт: в день освобождения города театр, как и многие другие здания города, был проверен на наличие в нем мин, и минер, завершив осмотр, на стене здания написал «Мин нет» и поставил свою роспись. Через некоторое время после происшедшего взрыва горожанам было объявлено, что минера расстреляли.

Материал подготовила к печати МАРИНА БУЛАХОВА
"Херсонские известия" № 2, 21 июля 2005 г.

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.