on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Трамвай до Херсона не доехал...

Трамвай до Херсона не доехал...

В самом начале херсонской газетной эпохи, когда в 1898 году Виктор Гошкевич начал издавать первую в Херсоне ежедневную газету «для всех», в одном из первых её номеров была размещена информация о представленном в городскую думу проекте киевского купца І гильдии Макса Бродского об устройстве в городе электрического освещения и линии трамвая

Конечно, проект освещения домов и городских улиц электричеством был остро необходим Херсону, только недавно перешедшему от освещения сальными свечами к керосиновому. Тем более что некоторые гласные городской думы, в большинстве люди уважаемые и не бедные, посещавшие более «продвинутые» города, уже не понаслышке знали об электрическом чуде. И, без сомнения, всех горожан привлекала идея строительства в городе трамвайной линии протяжённостью, согласно проекту, целых шесть вёрст!

Это для нас нынешних, привыкших ко всевозможным бытовым благам, электроэнергия – основа всего. Без неё словно жизнь на планете замирает. А тогда, в конце ХІХ – начале ХХ веков, когда электричество использовали лишь для освещения домов и улиц, когда ещё не знали электрических бытовых приборов, электрический трамвай был скорее диковинкой, чудом с другой планеты. Впрочем, к моменту представления в городскую думу проекта Бродского первые в империи электрические трамваи с июня 1892 года уже успешно трудились на линиях в Киеве, пугая зевак завыванием двигателей, металлическим дребезжанием и резкими звонками.

Чуть позже, в 1895 году, был пущен трамвай в Петербурге. Правда, из-за противостояния со столичными извозчиками и акционерными обществами конной тяги первый петербургский трамвай до 1902 года был «зимним», так как ходил по рельсам, уложенным по льду Невы. И если бы херсонская дума сумела найти компромисс с киевским купцом, требовавшим «исключительного права на эксплуатацию электросилы в Херсоне в течение 50 лет», то, возможно, Херсон наравне с главными столичными городами вошёл бы в пятёрку первых «трамвайных» городов империи. Ведь даже в Москве трамвай пустили только в 1899 году. Однако Херсону не судилось…

После Бродского в городскую думу Херсона обращались ещё немало соискателей концессии на устройство в нашем городе «электросилы», даже «всемирно известная» в те времена немецкая фирма «Сименс и Гальске», обвинённая в период империалистической войны в шпионаже в пользу Германии, сыгравшая в истории появления и развития электротранспорта свою «коварную» роль.

В конце концов, как это чаще всего случается и сейчас, благодаря «родственным» связям концессию на устройство электростанции, освещения и трамвая предоставили представителю анонимного бельгийского общества – некоему Максимилиану Рындзюнскому. Вот только совершенно неизвестно, какие цели преследовал концессионер, заключая этот контракт, ведь больше в Херсоне его так и не увидели. Даже несмотря на то, что связанная контрактом как говорится, по рукам и ногам дума отправляла ему через поверенного гневные письма одно за другим. Зато после окончания оговоренного контрактом срока на горизонте вместе с новыми соискателями вновь нарисовалась фирма «Сименс и Гальске».

Впрочем, теперь уже городская дума была осторожнее и, похоже, совершенно охладела к устройству в Херсоне трамвайного сообщения. По крайней мере, в местной прессе появилось больше критических статей, доказывавших несостоятельность проекта и опасность, исходившую от трамвая: «Под колёсами берлинского электроомнибуса уже погибли 20 человек…». Так в дальнейшем ни один из представленных «трамвайных» проектов в Херсоне и не был принят…

За всеми спорами и перипетиями, связанными с устройством «электросилы» и трамвая в нашем городе, никто не обратил внимания на то, что совсем рядом с губернским Херсоном – в соседних Олешках – живёт, а точнее, влачит жалкое существование сам гениальный изобретатель трамвая Фёдор Аполлонович Пироцкий…

Изобретатель трамвая погребён в Олешках
Уроженец Полтавщины Фёдор Пироцкий родился в семье армейского штабс-лекаря, а потому, как и в семьях других офицеров, проблема с выбором будущей жизненной профессии для юноши не возникала.Константиновский кадетский корпус в Санкт-Петербурге, Михайловская артиллерийская академия и, наконец, – служба в отделе технических отчётов и смет Главного артиллерийского управления.

Конечно, отчёты и сметы для 25-летнего офицера – занятие не слишком весёлое. Может, именно поэтому Фёдор Пироцкий занялся изобретательской деятельностью. Впрочем, ещё в академии молодой человек разработал проект передачи электроэнергии через проводник на большое расстояние. Позднее изобретатель не раз возвращался к интересующей его теме, используя не слишком высокое своё жалование на приобретение дорогостоящих электрических машин и приборов для опытов с электричеством. Стоит отметить, что опыты, хотя и были вполне удачными, никого в стране особо не заинтересовали.

В 1875–77 годах Пироцкий провёл новую серию успешных электротехнических опытов и испытание первых рельсовых вагонов на электротяге на небольшом участке железной дороги под Санкт-Петербургом. Однако, с головой уйдя в работу, изобретатель пренебрёг волокитой, связанной с получением патента и закрепления своих авторских прав. Вместо этого Фёдор Аполлонович публикует подробные статьи о своих экспериментах и открытиях в доступном всем «Инженерном журнале». Совершенно естественно, что в тот период интенсивного развития технических инноваций подобная ошибка могла сыграть роковую роль в судьбе изобретателя. И она сыграла…

Уже в 1879 году берлинская фирма Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske, работавшая по несколько иному профилю, продемонстрировала на берлинской выставке некое подобие первого пассажирского трамвая. Пироцкий же в то время работал над новыми конструкциями промышленных и доменных печей, усовершенствовал хлебопекарные печи. В 1880–81 годах по проекту артиллериста-изобретателя впервые был проложен подземный электрический кабель от пушечного литейного завода к Артиллерийской школе. Экспериментировал и добился хороших результатов с двухэтажными вагонами городской конки, переведя их на электротягу. Меж тем всё та же германская фирма «Сименс и Гальске», используя опыт и разработки Пироцкого, открыла в пригороде Берлина в мае 1881 года первый постоянный трамвайный маршрут…

В 1888 году полковник Фёдор Аполлонович Пироцкий, не успев дослужить несколько месяцев до положенного по закону срока и полного пенсиона, был уволен в отставку. В связи с чем пенсию ему определили весьма скромную, как тогда говорили, «половинный пенсион». Впрочем, у изобретателя-пенсионера ещё оставалось унаследованное после смерти дяди-помещика полуторамиллионное состояние и имения в сёлах Масловка и Магдалиновка в Таврической губернии, неподалёку от Олешек. Туда он отправился в надежде в тишине сельских пейзажей продолжить свою изобретательскую деятельность и электротехнические опыты. Вот только работать ему спокойно не дали и здесь. Вскоре на горизонте «нарисовались» некие братья Хохоевы, заявившие свои права на наследство его дяди. Долгая судебная тяжба, отнявшая у Пироцкого массу драгоценного времени и нервов, завершилась не в его пользу. Судебные крючкотворы придрались к букве в фамилии и лишили изобретателя имения в январе 1898 года.

В то самое время, когда изобретатель трамвая воевал с судьями, зимой 1891-го военный инженер-мостостроитель Аманд Егорович Струве, прославившийся в своё время строительством в Киеве железнодорожного моста по собственным разработкам, получил в Киевской думе «добро» на осуществление проекта строительства трамвайной линии и устройства трамвайного сообщения. К слову, вагоны первого киевского трамвая были изготовлены на заводе Аманда Струве в Коломне, где предприниматель давно и успешно строил паровозы и пароходы. В начале июня 1892 года в Киеве был пущен первый в истории империи трамвай. Однако изобретатель трамвая Пироцкий так никогда и не увидел своё детище, перевозившее пассажиров на постоянном маршруте.

Чтобы продолжать свои опыты и иметь возможность выписывать нужные для работы книги, лишившийся имения изобретатель был вынужден экономить средства. Последние четыре месяца своей жизни Пироцкий провёл в олешковской гостинице «Афины», где обитал с полным пансионом за 40 рублей в месяц. По тем временам это были весьма приличные деньги. Интересно, что различные источники указывают неодинаковые даты смерти Пироцкого. Исходя из сообщения в херсонском «Юге», скорее всего, изобретатель трамвая умер в мае 1898 года, всего лишь спустя месяц-полтора после того, как в городскую думу Херсона обратился киевский купец Бродский, возжелавший «осчастливить» херсонцев устройством в городе трамвая, с которого я начал свой рассказ.

По свидетельствам очевидцев, почтальон принёс Пироцкому посылку с заказанными изобретателем химикатами, за которые получателю нужно было заплатить 19 рублей. Вместе с посылкой пришло письмо от отправителя, в котором тот сообщал о допущенной при расчётах ошибке и просил доплатить за груз ещё 5 рублей. Не имея достаточной суммы, Фёдор Аполлонович разволновался, стал нервничать, кричать на почтальона, потом опустился на стул… и умер. Газета «Югъ» в номере от 27 мая 1898 года писала: «Алешки. На базарной площади с молотка продавались разные старые вещи. Выручено всего 65 рублей. Не проданными остались офицерские погоны, пояса, эполеты, разные книги, бумаги и др. Вырученные деньги должны пойти на покрытие расходов по погребению умершего собственника этих вещей Пироцкого, кавалера орденов Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Станислава 2-й и 3-й степеней… Оставшиеся после него 5 сундуков, 4 чемодана и 3 ящика наполнены деловыми бумагами, образами и книгами духовного содержания…»

Спешу добавить, что могила изобретателя трамвая сохранилась на олешковском кладбище, а одна из улиц городка носит имя Пироцкого.

Александр Захаров
Источник информации

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.