Третья жизнь на листе бумаги
26.02.2004
«Рисование - словно исповедь, оно разоблачит тебя до конца, хотя тебе будет казаться, будто разоблачаешь кого-то ты». «Рисунок -это свеча, которую зажигают для того, чтобы скульптор не спотыкался в темноте».
Только душа художника и сокровенная, тайная душа изображаемого, сливаясь вместе, и создают новую третью жизнь на листе бумаги. Владимир Григорьевич Чуприна. И стоит ли называть звания? В глазах этого художника бурлит непрекращающаяся жажда что-то высказать. Почему он позволяет своим рукам говорить? Чтобы не испытывать страдания. Ведь искусство - это удел тех, кто без него всю жизнь испытывал бы страдания. Да, руки у него такие, что прятать их было бы грех.
- Владимир Григорьевич, правда ли, что все, что видят глаза, может нарисовать и рука?
- История искусства знает примеры слепых художников и скульпторов, - когда не видели глаза, а чувствовала рука. Была такая художница в Харькове Лина По - совершенно слепой человек. Но она лепила. Лепила портреты А. Чехова, А. Пушкина - глаза не видели, но видело сердце. В этом, по-моему, и есть ответ.
- У Вас много учеников, для которых Вы - Маэстро? Молодые художники умеют учиться так, чтобы не утрачивать свою гордость?
- Мне кажется, это зависит от педагога - насколько он с тактом может вести предмет. Со своими же учениками в университете я стараюсь делать так, чтобы выявить то сокровенное, что заложила ученику природа. Стараюсь подбадривать его, чтобы он чувствовал себя на равных. Главное - не давить.
- Человек должен быть художником не потому, что он может им быть, а лишь потому, что он не может не быть им. Как вы думаете, этот закон искусства устаревший или недосягаемый?
- Мне кажется, все воедино связанно. И зависит от Бога и от природы. Естественно, каждый творческий человек, если ему Бог дал талант, не может не быть художником. Другое дело - ответственность за этот талант - важно не растерять его, а сохранить и суметь реализовать себя как художника.
- Владимир Григорьевич, у скульптуры и живописи одни родители?
- По-моему, да. Одни.
- А кто?
- Бог.
- Что происходит сегодня с искусством камня? Творцы скульптуры остались во временах Микеланджело или живы и поныне?
- Часто люди так почему-то могут сравнивать: мастера эпохи Возрождения - это высокие, великие мастера, а нынешние....
Это время было такое -высокое и великое время. Мастера той эпохи выполняли социальный заказ общества. Поэтому, характер творчества Микеланджело - бунтующий - это характер общества. Обществу необходимо было это искусство. - А прошли века - мы сейчас в 21 столетии. Конечно, таланты такого диапазона, скажем, как Микеланджело, есть и сегодня. Они есть - но время изменилось. Наш век требует абсолютно другого искусства. Мы сейчас находимся в мастерской нашего Ю. Степаняна - скульптора, который сделал нашумевшую в Херсоне статую Потемкина. Степанян как бы сказал, что и мы умеем делать классические вещи. Но если в этой работе ему довелось делать реплику конца 18-го века, то в своем личном творчестве он принадлежит уже 21 веку - и пластика, конечно, абсолютно отличается от Микеланджело и от автора Потемкину - И. Мартоса. Хотя высокие достижения мастеров прошлого всегда будут для нас примером служения искусству и честности в нем.
- В ту же эпоху Возрождения существовало мнение, что каждый раз, изображая распятие Христа, художник пишет автопортрет. Почему этот сюжет так обнажает душу художника?
- Я вам скажу - пишет ли он распятие, или зачатие Христа - это будет автопортрет. Потому что любой сюжет, который пишет художник, - это отзвук его души. Если художник берет тему вообще из жизни Иисуса Христа, - это ответственность колоссальная. Если я что-то пишу абстрагируемое, понятное мне, - я хочу эту абстракцию передать другому, рассказать о ней. Но о жизни Иисуса Христа знают все - возникает ответственность перед людьми, важно, чтобы они тебя поняли. Кульминация жизни Христа - распятие, он погибает, спасая человечество-естественно, тут даже автопортрета не хватит....
- Вы можете сейчас услышать запах своей мастерской? Какой главный его ингредиент?
- Запах моей мастерской - это запах краски. Расскажу связанную с этим историю. У меня есть кот, хороший рыжий кот - друг мой. Я когда уезжаю в свою мастерскую работать недели на две, а он у меня находится в Станиславе Белозерского района, кота некуда деть -и я его забираю с собой. Мастерская у меня на втором этаже. Когда я занес кота на первый - он мяукает, ищет что-то - ну непривычно ему: обстановка другая. И вдруг он услышал запах краски - то, к чему он давно привык! Он бегом на второй этаж! Я захожу - кот уже возле палитры сидит - успокоенный... То есть кот рыжий попал в знакомую среду. Так что если для кота это, - то для художника, я думаю, тоже запах краски -это самое главное.
- Что для Вас есть более высокое и совершенное в искусстве живописи, нежели человеческое тело?
- Культ человеческого тела существует и будет существовать! Но все равны перед Творцом. И самое совершенное и высокое, -это природа! Правда? А человеческое тело - возможно, тоже продукт природы? Я думаю, что Создатель сделал все настолько совершенно, что нас - художников и простых смертных как раз привлекает это совершенство мира, и человеческое тело в том числе.
- Карикатура. Ее основа - сатира, главный козырь - гротеск, оружие - шутка. Но каждая шутка - это своего рода копье. Что привлекает Вас в этом жанре изобразительного искусства, что отталкивает?
- Карикатура - это жанр искусства. И если это сделано талантливо - то привлекает. Делали прекрасную карикатуру Кукрыниксы - непревзойденные мастера России; во Франции - Жан Эффель - блестящий карикатурист. У этих мастеров привлекает именно мастерство. В карикатуре выразительность должна быть максимальная. Вот если пишет портрет художник-портретист - он старается найти черты лица, свойственные определенному человеку, а карикатурист должен найти самое острое, изюминку. Если такая изюминка есть у талантливого карикатуриста - это основа. А отталкивает безграмотность, как в любом виде искусства.
- «Прикосновение к земле обновляет нас». Что обновляет Вас, Владимир Григорьевич? Благодаря чему третья жизнь на листе бумаги такая пульсирующая?
- Обновляет несколько факторов - это и любовь к ближним, и к женщине, естественно. Но больше всего, конечно, мироздание. Помните, писал К. Паустовский о том, что, если ты идешь мимо розы, которая расцвела, и не улыбнешься ей - ты черствый человек. Так же и художники. Каждый день тебя будет обновлять то, что дает жизнь, только нельзя проходить мимо этого безразлично. Надо уметь видеть все в первый раз - розу, красивую женщину... Это восприятие жизни. - А как бы это звучало в вашем исполнении? Я говорю «.....» - и ставлю на этом точку. - Я говорю «Да здравствует жизнь!» - и ставлю , на этом точку.
Попытка понять другое человеческое существо, постигнуть его сокровенные глубины - это одно из самых опаснейших человеческих дерзаний. Художник ходит по лезвию этих дерзаний. От того его все муки и радости. От того это искусство людям приносит счастье, даже если они видят перед собой печальные образы святых, отданных на мучение.
Беседовали Елена ШУЛЬЦ, Татьяна КОНДАКОВА
Джерело: "Херсонський вісник" 26 лютого 2004 г.
Публікація першоджерела мовою оригіналу