«Вагончик тронется», или Детская железная дорога в Херсоне
Уже основательно забытый лозунг «Всё лучшее - детям» периода ушедшей советской эпохи в СССР начали претворять в жизнь ещё в начале 1920-х годов. Причём «лучшее» неизменно соседствовало с идеологическим и практическим воспитанием подрастающего поколения
Одним из первых декретов ВЦИК нового советского государства стало положение о единой трудовой школе, подписанное в октябре 1918 года и предусматривавшее наряду со всеобщим бесплатным образованием и помощь детям в выборе будущей профессии.
Конечно, знания теории - это хорошо, однако профессиональные особенности и навыки постигаются только на практике. Поэтому для внеклассного развития советских школьников было организовано множество различных технических кружков и творческих объединений. Интересно, что подобный формат обучения в ряде случаев носил совсем не «кружковый» характер: скажем, постижение мальчишками профессии токаря и работа на простеньких станках под руководством заводских профессионалов. Причём порой мальчишкам-ученикам доверяли даже изготовление несложной мелочи для производственных нужд.
И всё же, пожалуй, самыми интересными учреждениями профессионального образования детей были детские железные дороги, которые не стоит путать с парковыми аттракционами, где электрический паровозик, бегая по кругу, катает малышей. На детских железных дорогах все процессы управлялись детьми, всё происходило по-настоящему, ну разве что только в формате дороги-узкоколейки.
Первая такая железная дорога былапостроена комсомольцами Москвы и 1932 году и хотя но несла профессионально обучающую нагрузку, пользовалась неизменным успехом у посетителей парка. Правда, просуществовала она всего несколько лет и была закрыта. А спустя два года, в 1934-м, школьники Тифлиса (ныне Тбилиси, Грузия) выступили с инициативой строительства теперь уже профессиональной детской железной дороги. Идею поддержали в верхах, и уже 24 июня 1935 года первая в мире детская железная дорога была открыта. Все профессиональные работы, от начальника станции и машиниста паровоза до дежурного по вокзалу и диспетчера, исполняли сами дети. Конечно, под непосредственным контролем взрослых и лишь после окончания курса спецобучения.
Через советскую прессу, в том числе и газету советских пионеров «Пионерская правда», о первой детской железной дороге узнали по всей стране, и не только в бывшей нашей. Инициатива грузинских пионеров была поддержана тогдашним наркомом путей сообщения Лазарем Кагановичем и будущим генерал-директором движения первого ранга (в те времена существовало и такое звание) Владимиром Образцовым. Детские железные дороги стали строить в столицах республик и крупных городах страны, а спустя короткое время эту идею подхватили страны тогдашнего социалистического лагеря: ГДР, Чехословакия, Куба, Китай, Болгария, Венгрия...
Весной 1936 года комсомольцы Днепропетровского института инженеров транспорта при поддержке Днепропетровского паровозоремонтного завода объявили о первом субботнике по строительству детской железной дороги. Желающих поработать на последующих субботниках оказалось так много, что уже в июле того же года, новая железная дорога вступила в строй. Это была первая детская железная дорога в Украине. В настоящее время она продолжает работать.
К средине 1980-х годов в СССР было построено и успешно работало не менее 52-х детских железных дорог находящихся в подчинении МПС, 17 из которых находились в крупных городах Украины. На сегодняшний день в нашей стране сохранили свою учебную базу и продолжают работать 9 детских железных дорог.
В конце 1970-х начале 1980-х, продолжалась разработка проектов устройства детских обучающих железных дорог в других городах Украины. Причем, в некоторых даже было начато строительство, скажем в Виннице и Кривом Роге. Впрочем, этим проектам не повезло с временами, как не повезло с ними и детской железной дороге в Херсоне.
Осенью 1980 года комсомольцы Херсонского железнодорожного узла, опираясь на инициативу своих коллег из других городов, подняли на собрании вопрос о строительстве в Херсоне детской железной дороги.
Городской комитет комсомола идею железнодорожников поддержал, а уже в начале октября того же года в газете «Наддніпрянська правда» было напечатано обращение секретаря комитета комсомола Херсонского железнодорожного узла В. Дубровского: «Ми, комсомольці херсонського залізничного вузла, хочемо, щоб найближчим часом у нашій країні стало 45 дитячих залізниць. І збудувати її треба в нашому місті. Наш комітет комсомолу звертається до комсомольских організацій, робітників підприємств, батьків, учителів, студентів із закликом підтримати нашу ініціативу та об’єднавши наші зусилля, збудувати дитячу залізницю. А її спорудження оголосити ударною комсомольською будовою міста».
Подходящим местом для осуществления этой инициативы посчитали парк им. Ленинского комсомола, находящийся в центре Херсона и занимающий довольно большой земельный участок. За одним из сохранившихся со времён основания херсонской крепости пороховых погребов, который в 1980-х исполнял роль довольно популярного в городе пивного бара, расчистили площадку, на которую уложили шпалы и рельсы узкоколейки.
А пока готовили площадку, в 1981 году, к херсонскому паровозному депо на ремонт доставили два видавших виды маленьких узкоколейных паровозика. Комсомольцы железнодорожного узла с энтузиазмом принялись за восстановление и косметический ремонт тягловой техники и даже успели закончить его в краткие сроки. Паровозы уже были готовы к отправке - один в парк имени Ленинского комсомола в Херсоне, другой в Каховку, где по слухам также планировалось строительство аналогичной детской железной дороги, но тут произошёл неприятный казус.
Вездесущие местные мальчишки, облюбовавшие неохраняемые паровозики в качестве места для игр и даже приглашавшие поглазеть на это чудо своих приятелей из других районов города, решили разжечь паровозные котлы, чтобы всё было «по-заправдашнему». Натащили мусора, хлама, резины и наперегонки раскочегарили топки.
Рассказывает очевидец и участник этой мальчишеской проделки Николай: «Пламя бушевало всерьёз. Естественно, всё внутри раскалилось, некоторые приборы были приведены в негодность, краска вздулась, облезла и чадно горела. Паровозы были окончательно испорчены. Пришлось отложить их транспортировку и сызнова начинать ремонт и покраску. Сотрудники милиции и работники депо ходили по дворам и опрашивали всех встречных, искали “преступников”, но никого не нашли, никто ничего не видел».
После второго ремонта восстановленные паровозики спешно развезли по пунктам назначения. Херсонский был установлен на коротеньком отрезке уложенного в парке пути в надежде на скорое осуществление комсомольського проекта. Вот только ждать пришлось бесконечно долго. Минули зима, весна, очередное лето, а всё оставалось на своих местах, так как проект мини-железной дороги столкнулся с рядом новых неразрешённых проблем.
Довольно скоро трудовой запал рабочей молодежи иссяк, местная газета «Наддніпрянка» уже не вспоминала о «городской ударной стройке», да и в самом городе ожидались существенные перемены, связанные с горбачёвской перестройкой. И только забытый на рельсах паровозик грустно ржавел и понемногу приходил в негодность, уже ни на что не надеясь.
К началу лихих 1990-х о неосуществлённом проекте в городе давно забыли, его вытеснили другие, более насущные жизненные проблемы... К тому же лозунг «Всё лучшее - детям» к этому времени уже потерял свою былую актуальность.
Александр Захаров
Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №21 (1018).- 27.05.2021.- стр.5
Публікація першоджерела мовою оригіналу