on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > «Ах, як вона нам подобається, зелена красуня!». 2 частина

 

«Ах, как она нам нравится, зелёная красавица!». 2 часть

В начале XX века уже вполне реальным было заказать стеклянные ёлочные украшения из-за границы, ведь ещё в 1848 году стеклодувы Тюрингии (Германия) начали производство «стеклянных яблок» - прототипов привычных ныне для нас ёлочных шаров

К началу же нового века подобных производств в странах Западной Европы было уже весьма много, прейскуранты на ёлочные украшения распространялись по всем странам Старого Света. Чуть позже фирмы, торговавшие ёлками и ёлочными украшениями, прочно обосновались и в Российской империи. В первом десятилетии XX века и ёлки, и украшения можно было уже купить в нескольких магазинах на улице Суворовской в Херсоне по вполне приемлемым ценам. Стоимость ёлки в наших тогда ещё совершенно не хвойных местах начиналась от 20 копеек. А коллекцию ёлочных украшений, состоявшую из двухсот предметов, можно было приобрести на месте всего-то за 2 рубля.

Тем же, кто хотел большего, московский Рождественский базар И. Глазунова предлагал коллекцию ёлочных украшений, состоявшую из 1184 предметов, за 25 рублей с пересылкой за счёт фирмы. Впрочем, лучше «синица в руке, чем журавль в небе»! Ибо порой случалось, что заказанные предметы могли задержаться в пути из-за нашей часто тёплой, слякотной южной зимы и бездорожья. Причём не надень или два. Как сообщала в начале XX века херсонская газета «ЮГъ»: «Ёлочные украшения, заказанные к Рождеству, смогли доставить лишь через месяц после праздника»...

Стоит отметить, что в этот период вместе со сладостями, шарами и простейшими фигурками из стекла для украшения ёлок начали использовать игрушки, сделанные из других материалов: прессованной ваты, накрахмаленной материи, отлитые из гипса элементы фигурок в обрамлении бумажных снежинок. Использовали даже фарфор. Старшее поколение херсонцев помнит некоторые подобные украшения из своего далёкого детства, ибо ещё в советское время их часто производили по старым, дореволюционным технологиям.

Верхушку дореволюционной праздничной ёлки обычно венчала белая восьмиконечная Вифлеемская звезда, нередко выполненная из накрахмаленной материи на проволочном каркасе и усыпанная блёстками бертолетовой соли на клее. А для того, чтобы придать рождественской ёлке окончательный торжественный и таинственныи вид, зажигали закреплённые на её ветвях восковые свечи, которые должны были символизировать свет новой жизни.

Конечно же, использование открытого огня на смолистом древе, украшенном легковоспламеняющейся мишурой, было порой чревато серьёзными последствиями. А посему весёлый и добрый праздник нередко был омрачён пожарами. Тем не менее традиция зажигания праздничных свечей на елке просуществовала не одно десятилетие и даже впоследствии, после появления уже безопасных (или менее опасных) ёлочных гирлянд, оставалась неотъемлемой традицией в некоторых семьях.

Праздники под запретом
Традиции рождественской ёлки в самодержавном государстве просуществовали чуть более семидесяти лет. Спустя два с лишним месяца после социалистической революции декретом Совета Народных Комиссаров на территории страны был введён григорианский календарь, согласно которому вслед за З1 января 1918 года последовало 14 февраля. Православная церковь же продолжала пользоваться старым календарём, что создало определённую путаницу и поменяло Рождество и Новый год местами.

Впрочем, очень скоро Рождество и его символ - украшенная елка - подверглись гонениям со стороны новой власти. Но рождественские традиции за семь десятилетий успели порядком укрепиться в сознании людей, и разрушить их оказалось непросто. Посему в 1922 году была осуществлена попытка преобразовать Рождество Христово в «рождество комсомольское», или «комсвятки», с уже привычным рождественским атрибутом, получившим название «комсомольская ёлка».

Вот только новый праздник не прижился и, изрядно раскритикованный партийной прессой к 1929 году, прекратил своё существование. Вместе с тем в стране началась широкая кампания запрещения празднования Рождества Христова и, естественно, рождественской ёлки. «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов!» «Ёлки сухая розга маячит в глазищи нам, по шапке деда Мороза, ангела - по зубам!» Так гласили новомодные советские слоганы. «Гуляет по свету несуразная рождественская ёлка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе и унижение угнетённых и обездоленных тружеников, издевательство и надругательство над ними»,- вторили им советские газеты, в частности, херсонская «Наддніпрянська правда».

В канун приближения праздников воинствующие комсомольские патрули и примкнувшие к ним активные «швондеры» и «шариковы» обходили дома жителей для выявления нарушителей запрета, которых потом подвергали «прорабатыванию» на активах и публичной экзекуции через местную прессу. Причём со временем придумали новую, совсем не религиозную причину запрета праздничных ёлок.

Возрождение
Долгое время в советской стране ёлка оставалась под запретом, по крайней мере, целое поколение детей выросло, никогда не видя украшенной красавицы, с внушённой им мыслью: «Ёлка - это антисоветский обычай». Однако к вящему недоумению и удивлению поборников советской морали в 1935 году всё вдруг изменилось.

Вот как вспоминает об этом бывший первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв в своих мемуарах: «...однажды позвонил мне Сталин и говорит: "Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город"... Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев (второй секретарь ЦККП(б) Украины) поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция, и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?". Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим". Так это и произошло. Постышев выступил в "Правде", другие газеты подхватили идею...».

Остаётся добавить только, что в декабре 1935 года, то есть ровно восемьдесят лет назад, ёлка (правда, теперь уже не рождественская, а новогодняя) была реабилитирована и вновь заняла своё достойное место главного праздничного символа. На её вершине вместо вифлеемской звезды, указывающей на рождение Спасителя, сияла красная советская звезда.

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна».- №2 (1096).- 05-13.01.2016.- стр.10

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.