«Как я стану красивой...»
Кто в наши времена не знает родившейся давным-давно истины: «Реклама - двигатель торговли»? Да, да! Реклама как форма успешных продаж или продвижения в карьере политической, военной, общественной и прочая, и прочая стара, как этот мир
Глашатаи и зазывалы
Нечистоплотные рекламные менеджеры, с помощью различных форм рекламы втюхивающие наивному покупателю дорогой, часто ненужный, а порой и некачественный товар, имелись ещё в Древнем Риме. Нет, конечно же, в те, очень далёкие, времена они были слишком уж стеснены отсутствием Интернета, мобильной связи и иных привычных нам средств массовой информации.
Впрочем, всё это в древности успешно заменяли орущие во всё горло на улицах городов и селений глашатаи. Конечно, скажете вы, глотка - вещь не железная, попробуй покричать целый день в полную силу и не охрипнуть при этом. Тут уж и самый сильный крикун (а ведь в глашатаи компетентная комиссия избирала самых громких и выносливых) не выдержит. К тому же, за труд первым медиаработникам нужно было платить, и платить совсем немало, чтобы питались хорошо и хватало сил переорать конкурентов.
Нам сейчас просто невозможно представить, какой шум стоял в торговых местах и на главных улицах римских и греческих городов. Конечно, кому может понравиться такое? Нашу надоевшую до чёртиков телерекламу хоть можно выключить, а куда деться от десятков орущих на все лады глоток? И всё же, похоже, кричащая реклама нашла свою социальную нишу не только в Древнем Риме, ибо даже спустя столетия с успехом использовалась на базарах и ярмарках, в том числе и в нашем Херсоне. В старых дореволюционных херсонских газетах возмущённые обыватели не раз обращали на это внимание.
А какие баталии случались на местных пристанях по прибытии в Херсон очередного парохода, скажем, из Одессы или Николаева! Коротающие время в мирной беседе друг с другом в ожидании прихода парохода зазывалы от разных херсонских гостиниц вдруг в одну секунду становились врагами, когда на причалившее к пристани судно подавали сходни. Выкрикивая название своей, «самой лучшей в городе», гостиницы и суля «все блага мира по сходной цене», комиссионеры, отпихивая и оттаскивая за полы сюртуков друг друга, врезались в вереницу сходящих на берег пассажиров. Тут уж нужно было не зевать, иначе твоего клиента перехватит конкурент, а это чревато потерей комиссионных.
Иногда в порыве борьбы за потенциального постояльца тому обрывали рукава, карманы, а то и ручки саквояжей и баулов, заставляя вконец ошарашенного пассажира, подхватив под мышки багаж, со всех ног улепетывать под защиту пасущихся у пристани извозчиков. Впрочем, в большинстве своём извозчики работали в паре с комиссионерами-зазывалами, подкармливающими их «пятачками» и гривенниками, а посему клиент таки попадал по назначению куда надо.
Ну а если приезжий был местным и не нуждался в гостиничном номере, то в его адрес летели такие эпитеты, что только держись! Так, один обидевшийся на гостиничных комиссионеров пассажир жаловался в 1902 году херсонскому «Югу»: «Лишь только сошли на берег с вещами в руках, как были атакованы целой армией субъектов, на фуражках которых красовались имена разных гостиниц. Каждый из них желал оттереть своего конкурента, употреблял все усилия, чтобы по возможности ткнуть под нос карточку своей гостиницы и вырвать из рук мои вещи... Когда я сказал, что гостиница не нужна, они, не стесняясь присутствия моей жены и других женщин, начали оскорблять разными неприличными намёками и оскорбительными остротами, в числе которых перещеголяли своих товарищей комиссионеры гостиниц “Бристоль” и “Лондонская”».
Магазинные зазывалы начала XX века хоть и действовали всё так же нахально, но были более осмотрительны, так как каждый громко оравший на улицах города человек мог быть привлечён к ответственности за нарушение тишины и спокойствия. Посему приказчики крупных магазинов на Суворовской, в чьи обязанности входило завлекать дефилировавшую по местному «Бродвею» публику, обычно дежурили у дверей, с тем, чтобы, увидев потенциальную жертву, стервятником на неё наброситься и уболтать свернуть в магазин «ну хотя бы посмотреть одним глазком - ведь за просмотр денег не берут».
Да и широко используемая в наше время раздача рекламных листовок прогуливающейся публике была известна в далёком прошлом. Трудно представить, сколько за это время было изведено лесов для изготовления бумаги, на которой были напечатаны все эти листовки и визитки, бесполезные процентов на 90 с гаком, в итоге оказывавшиеся под ногами прохожих. Впрочем, в этой отрасли иногда бывали кратковременные передышки. Обычно это случалось в период смуты и народных волнений, когда в силу вступали обязательные постановления, запрещавшие раздачу какой-либо печатной продукции публике.
Бигборды древности и газетностеновая реклама
Ещё в Древней Греции и в не менее Древнем Риме наряду с голосовой рекламой использовали различные настенные знаки-символы, красочные картинки, на которых, как в современных комиксах, можно было увидеть весь спектр рекламируемых услуг или ассортимент предлагаемых товаров. Вот только нечестные конкуренты и нанятые ими «граффитчики» (не удивляйтесь, эти пакостники, размалёвывающие стены, водились уже в глубокой древности), иногда вносили свои коррективы в рекламные рисунки, изменявшие первоначальный их смысл порой до откровенной пошлости. Возможно, поэтому некоторые весьма продвинутые торговцы и прочий предпринимательский люд, нуждавшийся в рекламе, устанавливали у дверей своих заведений массивные каменные плиты с рельефным изображением - эдакие древние прототипы наших современных бигбордов, которые невозможно было испортить - ну разве что при помощи молотка и зубила. Но тогда, правда, без шума в этом случае просто нельзя было обойтись, что было уже чревато рукоприкладством со стороны хозяина рекламы и его слуг.
Что же касается письменной рекламы, то и эта её форма получила широкое распространение ещё в далекие, даже древние времена. А как же иначе, если мужское население Древней Греции почти сплошь было грамотным. Граждане Римской империи похвастать в таком объёме грамотностью не могли, но, тем не менее, разбирались в настенных рекламных надписях вполне, отыскивая в нагромождении буквенных знаков знакомые слова: «Выпивка стоит здесь асс (древнеримская медная монета. - Прим. авт.). За два асса ты лучшего выпьешь, а за четыре уже будешь фалернское пить».
Не секрет, в Древнем Риме вино было продуктом самого «широкого потребления», на сегодняшний день известно не менее 180 сортов потребляемого римлянами вина. Правда, в отличие от нас, вино они пили разбавленное водой. Причём воды в смеси было больше, чем вина, а соотношение 1:1 уже считалось крепким напитком. Безмерные почитатели сего продукта «по греческому обычаю» упивались вином неразбавленным, а то и приправленным для крепости различными специями и травами. Упоминаемое в рекламе вино фалернское - широкий спектр благородных вин, от сухого до сладкого, производимых в Древнем Риме. Одним из самых благородных считалось фалернское вино янтарного цвета, доступное лишь римским аристократам.
По словам некоторых серьёзных исследователей, возраст письменной рекламы на сегодняшний день насчитывает никак не менее шести тысяч лет. Понятно, что за такое продолжительное время её существования уже давно была выработана основная концепция рекламной сути - активно воздействовать на потенциального потребителя, привлекая его внимание, пробуждать непреодолимое желание совершать действия, необходимые именно рекламодателю, а не самому человеку.
Продолжение следует
Александр Захаров
Джерело: «Гривна-СВ».- №38 (982).- 17.09.2020.- стр. 13