on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

Самолет в Херсонском небе

Официально считается, что в 1783 году человек впервые поднялся в небо. Но правильнее было бы сказать, что первыми в истории совершили полет на воздушном аппарате братьев Монгольфье утка, баран и петух. Дебют, прославивший на весь мир изобретателей, окончился благополучно, если не считать, что при приземлении баран насмерть затоптал бедного петуха. Это уже потом был полет знаменитых братьев, названный «первым».

Был ли этот полет действительно первым в истории, можно и поспорить, даже не обращаясь к мифическому Икару или чертежам летательных аппаратов великого Леонардо. В русских летописях, в записках Боголепова упоминается некий рязанский подьячий Крякутной. Он в 1731 году: «…фурвин сделал большой, надул дымом поганым и вонючим. От него сделал петлю и сел в нее. Нечистая сила подняла его выше березы и ударила о колокольню». Крякутной остался жив, но был бит и изгнан из города.

Демонстрация его изобретения в столице окончилась трагически: непризнанный авиатор был то ли закопан живьем, то ли сожжен – сведения разноречивы. Но тем не менее это была первая жертва отечественной авиации.

Потом были и другие. Несовершенство едва державшихся в воздухе летательных аппаратов оставляло слишком мало шансов на благополучный исход. Но человечество рвалось в небо, не считаясь с неудачами. Только лишь с момента появления моторной авиации начался официальный подсчет ее жертв, количество которых росло с каждым годом. Так, с 1896 по 1908 годы зарегистрировано 3 жертвы. В 1909 – уже 12 человек,1910-й год унес 32 жизни. Должно быть, в подтверждение того мнения, что альпинизм куда опаснее воздухоплавания, рядом с сообщением о воздушных жертвах 1910 года в одной из тогдашних газет было помещено сообщение о гибели в том же году 170 альпинистов.

Однако одна из самых трагических авиакатастроф начала прошлого века произошла в Париже во время подготовки к военному параду. Авиатор Трен, совершая пробный полет, обнаружил неисправность и попытался посадить самолет. Но на пути приземляющегося аппарата оказался марширующий полк кирасир. В последнее мгновение пилот изменил направление и врезался в группу высокопоставленных лиц.

Оторвавшимся винтом был убит военный министр Безото, тяжело ранен президент республики Монис. Многие присутствующие на церемонии военные и государственные чины получили травмы различной степени тяжести.

Эти события происходили очень далеко от сонного губернского города Херсона. Поближе познакомиться с авиацией херсонцы смогли только в 1910 году. До этого были лишь крайне редко проплывающие в небе воздушные шары и еще реже – стрекочущие над городом аэропланы. Полеты их отражала местная пресса: «Вчера (19 октября 1901 года) в четверть пятого часа утра, при свете Луны несколько лиц в Херсоне видели темный воздушный шар, летевший по ветру, в южной части небосклона…».

«Вчера в 3 часа 15 минут пополудни, над Военным форштадтом показался аэроплан, направляющийся на юго-восток на высоте 200–250 метров, что дало возможность его довольно ясно рассмотреть…»

Это потом уже, ближе к началу Первой мировой войны, когда самолетов в небе над Херсоном станет чуточку больше, появятся удивительные циркуляры губернского управления: «…Лица, задержавшие или оказавшие содействие к задержанию аэропланов, будут поощряться денежными и другими наградами, а отнесшиеся к борьбе с полетами аэропланов безучастно, как лица индифферентно и даже враждебно относящиеся к интересам армии, будут подвергнуты высылке в отдаленные губернии…».

Все это в будущем, а пока… В октябре 1910 года в Одессе прошел первый воздухоплавательный съезд. Обсуждали обустройство учебных аэродромов, развитие авиапромышленности, безопасность пилотов.

Одной из основных задач признали популяризацию воздухоплавания. Были проведены 7-минутные полеты авиатора Заикина на высоте 340 метров на аэроплане системы Фармана. Во время полета с пассажиром (писателем Александром Куприным) вследствие перегруза аппарат упал, превратившись в груду обломков. Авиаторы отделались серьезными ушибами ног.

В том же месяце поверенный в делах авиатора Костина обратился в херсонскую городскую управу с просьбой предоставить место для планируемых полетов. Место отвели на площади между церковью на Сухарном и еврейским кладбищем (улица Розы Люксембург). Самолет Костина представлял собой единственный в России легчайший гоночный аэроплан системы Фармана, оснащенный мотором в 50 лошадиных сил и новейшим изобретением – пропеллером Шовьера.

Это была точная копия аппарата, на котором известный авиатор Винмален установил мировой рекорд высоты в 2780 метров. 22 октября аэроплан доставили в Херсон в разобранном виде. Несколько дней ушло на сборку и подготовку. Городские газеты писали: «Сегодня в 2 часа дня на площади у Сухарницкой церкви состоится полет авиатора-пилота парижского аэроклуба г-на Костина. В программу входят полеты на высоту с виражами, полет с пассажиром из публики. Цены на билеты с благотворительным сбором 3 руб.10 коп. Стулья у места подъема – 2 руб. 10 коп., стоять у ангара – 1 руб. Входные – 35 коп, ученические – 25 коп. Полет считается состоявшимся, если авиатор опишет круг на высоте 10 метров. В случае неблагоприятной погоды полет состоится завтра». Погода оказалась неблагоприятной, полет отложили. Авиатор не решился взлететь и на другой день. А потом начался снегопад… «Полет в снежную пору совершенно невозможен, да и кроме того, авиатор, желая показать херсонцам всю красоту авиации, должен для этого ожидать более или менее благоприятной погоды».

Возможность появилась только 19 ноября. И хотя дул сильный ветер, Костин рискнул. Аэроплан на площади был привязан веревкой к столбу. В половине третьего дня при запуске мотора сильным порывом ветра аппарат опрокинуло на крыло, обошлось без серьезных повреждений. Однако полет задерживался. Утомленная длительным ожиданием публика начала проявлять нетерпение. Наконец авиатор занял место в кабине, застрекотал мотор и аэроплан легко и красиво взмыл в воздух. Полет на высоте 250–300 метров продолжался около 15 минут.

Следующим номером был полет с пассажиром. По жребию первыми пассажирами должны были лететь девицы Широцкие, но в последний момент в полет решили отправить мужчину. Секретарь губернского правления г-н Рюмин занял неуютное место в деревянной кабине позади пилота, и аэроплан взлетел. Полет продолжался около 8 минут. При посадке на высоте около 2 саженей (4 метра) от земли сильный порыв ветра бросил аппарат в сторону. На пути самолета оказалась глубокая канава. Костин, желая перелететь препятствие, заложил слишком крутой поворот.

Аэроплан, потеряв управление, врезался в землю. Рюмин вылетел из кабины через голову Костина и приземлился далеко впереди разбитого аппарата, лишь поцарапав лицо. Толпа бросилась к месту падения, но быстро и слаженно действовавшие полицейские восстановили порядок. Затем помогли выбраться из-под обломков Костину. Легкие травмы авиатора признали неопасными. Куда серьезнее оказалось пережитое им нервное потрясение. На следующий день остатки самолета разобрали и отправили на ремонт в Одессу, где предприниматель Анатра уже начинал деятельность по устройству первого авиационного завода на юге России. Так не совсем удачно закончилось знакомство херсонцев с авиацией.

Джерело: "Херсонъ - забытый Югъ. Блог Виктора Хмеля"

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.