Арестанты поздравляли начальника с Днем Пасхи
Лет сто назад, когда церковь и религия еще занимали главенствующее положение в обществе, подготовка к главному христианскому событию – Святой Пасхе – начиналась за 40 дней до ее празднования. К этому времени заканчивалась развеселая Масленица, и с Прощёного воскресенья для православных начинался самый долгий и строгий Великий пост
Вето на венчание
С началом поста в культурной и светской жизни херсонцев наступало определенное затишье, так как в силу входило ограничение на проведение общественных увеселений, вечеров, концертов, развлекательных представлений и занятий в танцклассах. Даже полюбившиеся херсонцам прототипы позднейших кинотеатров – биоскопы – во время Великого поста обходились без широкой и яркой рекламной помпы. Да и любители спиртного, завсегдатаи многочисленных трактиров и кабаков, не признававшие авторитета церкви, в этот период вели себя значительно тише. Примечательно, что в эти 40 дней поста стражи порядка практически всегда отмечали некоторое уменьшение общего уровня преступности. То есть атмосфера поста и ожидание главного, следующего за ним события, – Воскресения Христова – наполняли город своим особым благоговейным духом.
Предпасхальные строгости в традиционных правилах церкви становились еще жестче. В период Великого поста были запрещены и привычные в иное время церковные мероприятия, такие как, например, свадебные венчания. Причем даже серьезные обстоятельства не могли считаться причиной послабления принятых издревле церковных законов. В старых херсонских газетах того периода можно отыскать множество тому примеров. Скажем, в одной из заметок говорится о том, что прибывшему с позиций в отпуск солдату (в период империалистической войны) было отказано в таинстве венчания именно по причине того, что по срокам венчание совпало с днями Великого поста. Не помогло бедняге даже обращение в вышестоящие церковные органы. Высший орган церкви Святейший Синод разъяснил, что соблюдение церковных канонов обязательно для всех без исключения, и солдатик остался неженатым... Правда, чуть позже, в 1916 году, в Синоде был поднят вопрос о послаблении в некоторых особых случаях строгости церковного закона для воинов, отправлявшихся на войну.
Пост – не просто отказ от пищи…
Интересно, что зачастую в современной интерпретации церковный пост ассоциируется лишь с отказом от определенного вида пищи. В то же время главное предназначение его всегда заключалось в подготовке внутреннего духовного состояния человека, отказе от греховного пути и в искреннем желании творить богоугодные дела. Поэтому в прежние времена Великий пост всегда был отмечен всплеском благотворительности и милосердия к ближним. Те, кто имел возможность хоть чем-то помочь нуждающимся, в эти дни старались в полной мере этим воспользоваться. Если вновь обратиться за подтверждением к старым херсонским газетам, то без труда можно отыскать на их страницах массу сообщений о сборе в период поста пожертвований для неимущих, проводимых различными благотворительными обществами, раздаче продуктовых и денежных вспомоществований ко Дню Святой Пасхи в городских ночлежках и бедных районах города.
В старых газетах совсем не редко попадаются и такие сообщения: «Член благотворительного общества И. И. Волохин пожертвовал 100 пудов (1638 кг) зерна для раздачи бедным». «Неизвестное лицо прислало на имя графини А. И. Шуваловой пожертвование для бедных в виде одного вагона пшеницы». Исходя из того, что с 1875 года «подъемная сила» грузовых вагонов равнялась 10 тоннам, а в 1911-м появились новые вагоны грузоподъемностью до 16,5 тонны, можно предположить, что пожертвование составило от 10 до 16 тонн. Или вот, под грифом «Поступило на устройство разговен для бедных» – длинный список почти из сотни фамилий с указанием пожертвованной суммы: «от Э. Струницкого – 15 р., Е. Далькина – 1 р., В. Коника – 50 коп., Тюрина – 2 р., Заранкина – 10 р.». Причем местные газеты, выходившие ежедневно «кроме праздничных и выходных дней», печатали подобные списки каждый день.
Не забывали в дни Великого поста и Светлого воскресенья и о заключенных в узилище. Газета «Родной край» сообщала в пасхальные дни: «Благодаря пожертвованиям добрых людей и отпущенным казной средствам заключенные имели возможность провести пасхальные дни в довольствии: варился улучшенный обед, были розданы куличи, яйца и проч.». Однако об этом – чуть позднее, чтобы сохранить хронологический порядок повествования.
Как праздновали Светлое Воскресенье в Херсоне
В Страстную пятницу во всех храмах города и предместья проходили службы воспоминания страданий Христовых, в Великую субботу – воспоминания Его распятия и погребения. В ночь с субботы на воскресенье православные верующие собирались в храмах на богослужение. А в полночь начиналась Пасхальная служба, на которую чинно и торжественно спешили целыми семьями все православные горожане – от губернатора до последнего чернорабочего – без социальных различий.
Примечательно, что все питейные заведения старого Херсона начиная со Страстной пятницы и до понедельника были закрыты, торговля спиртными напитками запрещена. За соблюдением этих правил строго следила полиция, привлекая к ответственности нарушителей – как торговавших, так и употреблявших спиртное. К сожалению, даже в эти высокоторжественные дни случались исключения из правил. Только на второй день Пасхи, в понедельник, всё возвращалось на круги своя, а губернатор давал праздничный обед с горячительными напитками для «избранных» из неимущих слоев населения.
С провозглашением Воскресения Христова во всенощном служении оживали колокола многочисленных городских соборов, «дремавших» в период всей Страстной седмицы. Утренний праздничный перезвон наполнял весь Херсон и разносился далеко за его окрестности, слышимый на огромном расстоянии в дальних сёлах. С перезвона колоколов начиналась Светлая седмица. Издавна в первые три дня Святой Пасхи в старом Херсоне дозволялось всем желающим подниматься на колокольни и звонить в колокола. Возможно, благодаря этой традиции Светлая седмица получила в народе название «звонильной недели».
А еще в Светлое воскресенье существовали иные добрые традиции. Помимо раздачи щедрой милостыни и подарков нуждавшимся в этот праздничный день массово отпускали на волю птиц, купленных специально для этой цели на рынках или у птицеловов. Этот день в старом Херсоне был по-настоящему светлым и радостным для всех его жителей, даже для арестантов, о которых я обещал рассказать в свое время.
«С благодарностью тюремщикам!»
Заключенным Тюремного замка и других узилищ Херсона, так же, как и свободным его гражданам, доводилось вкушать от «праздничного пирога». Причем независимо от того, за какие провинности те были наказаны. Да и сами арестанты, отбывавшие заключение в стенах Тюремного замка, в эти дни вели себя совсем не привычно и удивительно для нас.
Приведенная цитата из газеты «Родной край» – явное тому доказательство: «6 апреля, в день Светлого Воскресения, можно было наблюдать в стенах местного Тюремного замка трогательное зрелище: заключенные устроили овацию начальнику тюрьмы кн. Гурамову и тюремным помощникам. Выстроившись полукругом на дворе тюрьмы перед главным корпусом, причем хор поместился в середине, арестанты пригласили к себе начальника и встретили его пением “Христос Воскресе” и многолетием. Затем из рядов выделился арестантский староста А. Скалин и преподнес кн. Гурамову торт (работы арестанта – повара В. Григорьева), прося начальника принять этот знак признательности арестантов, благодарных за справедливое и заботливое к ним отношение…».
Чествование было подготовлено арестантами в глубокой тайне и оказалось полной неожиданностью для тюремного начальства. Мало того, на второй день праздника Святой Пасхи две сотни арестантов, сделав меж собой денежный сбор, вручили его тюремному священнику «с настоятельной просьбой отслужить молебен о здравии своего начальника кн. Гурамова и его семейства».
Праздник продолжается и… заканчивается
В городе меж тем продолжались традиционные народные гуляния, которые для некоторых категорий обывателей растягивались не на один день. Хотя официальные выходные дни в те времена были даже не у всех трудящихся. Существовали и такие категории работников, которые при тяжелом 12–14-часовом дне имели всего лишь три-четыре выходных в году. Но один из них обязательно выпадал на Пасху. Следующее за Святой Пасхой воскресенье называлось Фомино воскресенье (или Фомина пасха). Начиная с этого дня уже можно было беспрепятственно венчаться в церкви, а жизнь в городе входила в свою будничную колею…
Христос – «враг трудового народа»?!
Прошло всего лишь полтора десятка лет, в которые вместились и революция, и Гражданская война с разрухой, и победа социализма «в отдельно взятой стране». В новом советском государстве не нашлось места Богу, а посему в стране приступили к планомерному извращению и уничтожению самой идеи христианства.
«Паска належить до релігійних свят, найбільш ворожих інтересам пролетаріату та всіх трудящих,– гневно обрушивалась на христианство херсонская “Надднепрянка” в 1932 году. – Її складні та численні закони й обряди відтягують трудящих від повсякденної класової боротьби й утворюють штучний міст над тією соціальною безоднею, що відокремлює його від експлуататорів».
Александр Захаров
Джерело інформації: газета "Гривна", 2016 р.
Публікація першоджерела мовою оригіналу