on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > Візуальне мистецтво > Перельмутер Михайло Семенович > Рождение океанских черепашек (Коста Рика)

Я захотел кратенько поделиться своими свежими впечатлениями от недавнего пребывания в Коста Рике. Точнее, об отдыхе, совершенно банальном, в "all-inclusive" отеле на берегу Тихого океана. Было там одно событие, которое меня поразило и восхитило, и даже, по каким-то внутренним ощущениям и эмоциям, вернуло в детство. Может быть кому-то это тоже будет интересно. Хотя, один мой знакомый, интеллектуал и любитель искусств, после моего рассказа скептически заметил: "И тебе это интересно?".

КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ О ПРЕБЫВАНИИ НА ПЛЯЖЕ В КОСТА РИКЕ - 2013

- 1 -

Отдых прошёл очень хорошо – в небывалом (даже для нас, отпетых лентяев) тепле, неге и сытости – за исключением последнего утра перед самым отъездом. Море стало волноваться, вдруг пошла волна, один-полтора метра – у самого берега. Мы-то с супругой опытные ребята, перемахнули через это беспокойное место и шутя прыгали чуть поодаль на поднимающейся волне.

Спокойный океан.                                                 Разбушевавшийся океан

А друзья наши, не умеющие плавать, пошли пройтись вдоль берега, я ещё заметил Кате, что вряд ли они решатся зайти в воду. Вдруг вижу – идут. Боятся, держатся за руки, но идут. Только успел крикнуть: прыгайте, прыгайте. Какое там – с перепугу побежали от очередной волны, вместо того, чтобы перепрыгнуть через неё или упереться рогом и стоять как скала. Мало того, что при беге назад к берегу тебя сбивает с ног сильная обратная тяга по дну – т.е. они и без волны упали бы, так ещё и волна обрушилась на них сверху, совершенно подавив ориентацию. Короче, хорошо ещё, что отделались двумя потеряными фирменными дорогими очками и одним сломаным пальцем – что, конечно,совсем нехорошо. Я, правда, уже был рядом, когда они вставали, но могло всё кончится гораздо хуже – тут же рядом уже и глубоко, сверху волна сбивает, снизу течение уносит поглубже, а там и следующая волна подоспеет – 10-15 секунд под водой, в панике, это уже очень много для человека, не умеющего плавать. Напоследок и Катю, когда она выходила, вдруг сильно ужалила медуза. Пришлось бежать к бассейнам, чтобы на руку полили уксус – первое средство от этих кусючих тварей. Хотя до этого ни медуз, ни волн вообще не наблюдалось всю неделю. Это нам, наверно, было наказанием за предыдущее блаженство – вода была теплейшая – супруга наслаждалась лёгким плаванием "туда-сюда", по часу не выходя на берег – и утром, и днём, и вечером, на закате. Ну и я тоже старался не отставать. Все мои поползновения поехать куда-то, пресекались мягким равнодушным вопросом: А зачем? Или: Оно тебе надо? И я смирился – когда ещё девушка поблаженствует в тихом и тёплом море!

У океана все деревья наклонены в сторону воды.   А тут вообще дерево растёт горизонтально.

Тем более, что несколько лет назад мы провели в Коста Рике более чем активный отдых – и ездили на автобусе к вулкану, и плыли на утлой плоскодонке по речушкам среди живописных джунглей, и кормили курицей настоящих диких крокодилов, и обезьяны над нами перелетали с дерева на дерево по дороге на пляж, и сами мы летали над джунглями на зип-лайн (canopytour), натянутой между деревьями. В этот раз только взяли водный велосипед и отправились далеко-далеко на пустынный пляж, еле видневшийся между горами. Но и этой прогулкой я не был доволен, так как неожиданно очень устал. Кроме самого тёплого в мире моря (во всяком случае, за последние годы наших поездок), здесь ещё была самая лучшая еда. Общее ухудшение ресторанного сервиса не коснулось этого отеля, может быть, потому что он совсем новый – открылся только в прошлом году, и они стараются привлечь сюда туристов. Соблюдать рыбную диету было здесь легко и приятно, ибо кроме обычных сухих и костлявых рыб, ежедневно был мягкий и сочный запеченый или жареный лосось, а также всевозможные морепродукты: омары, креветки, кальмары, ракушки и прочее. Мы уже давно не видели такого изобилия. Думаю, от этих всех некошерных созданий у меня и поднялась ненадолго температура по возвращению в НЙ. Но главный интерес – это не еда, конечно, а дикая природа вокруг отеля. Восемь лет назад мы жили в бунгало, прямо посреди тропического леса. А сейчас вокруг простиралась саванна, причём, если отойти пару шагов от территории отеля, то она подходит к самому берегу. Днём мы видели массу здоровенных игуан и маленьких ящериц, ночью – огромных серых и небольших ярко-зелёных лягушек (кстати, обойтись без интимных подробностей не удаётся, так как, похоже, не очень приятные пупырышчатые земноводные спаривались прямо на кустиках, где я их застукал).

Игуаны во всей своей красе.

Однажды, гуляя, заметили на двух деревьях большое семейство активно жующих чёрных обезьян, забавно и беззаботно висящих вниз головой на своих хвостах. А над окружающими нас со всех сторон невысокими горами гордо и величественно парили орлы (прямо "Маугли" какое-то описываю). Однако, самая запоминающаяся встреча с фауной случилась непосредственно на гостиничном участке пляжа… И опять же не обойдёшься без интимных подробностей, ибо мне с товарищами из разных стран пришлось принимать роды.

No comments.                                                     Прямо кадр из "Маугли": водяное перемирие.

- 2 -

Да, так вот, пришлось принимать роды прямо на пляже. Причём, в таком количестве! А дело было так… Большая часть отдыхающих в таких отелях, как правило, находится целый день возле бассейнов – там и к еде ближе, и к неограниченной выпивке, и к различным развлекательным мероприятиям. В нашем отеле к тому же ещё и не было грибков для тени. Поэтому на пляже сидело не так уж и много народу. Мы всегда старались занять место под скудными деревьями, которые давали довольно прозрачную тень – всё не так жарко, когда солнце печёт. Уже в первый день заметили невдалеке от нас какие-то вертикальные цилиндры из тонкой металлической сетки с ячейками примерно 1*1 см. К каждому такому цилиндру был прикреплён запаяный в пластик сертификат.

Оказывается, каждый цилиндр обозначал место кладки яиц большой морской черепахи. На сертификате было указано количество яиц, день кладки и день приблизительного вылупления. Я как-то не сильно на это всё сначала обратил внимание, тем более, что ближайшее вылупление должно было состояться 16 декабря, т.е. уже после нашего отъезда. Но в один из дней заметил пару человек, суетящихся возле сеток и когда подошёл, увидел, что они помогли выбраться из песка маленькой черепашке. Спросил, когда ещё появятся другие – сказали, проверят завтра часа в три. На следующий день, гуляя с друзьями по пустынному берегу далеко от нашего отеля, мы увидели совершенно беспомощное существо, которое еле-еле, явно из последних сил, гребло малюсенькими ластами по песку к кромке воды. Как эта черепашка умудрилась сама добраться почти до воды и не быть съеденной никем – я удивляюсь. Я, конечно, как юный натуралист, положил её на ладошку и занёс в море. Здесь она сразу почувствовала себя в своей тарелке, грести ей стало гораздо легче и она, помахивая мне ластой, стала ловко удаляться. А я смотрел ей вслед, переполненный сладкими чувствами о спасённой божьей твари и сознанием собственного благородства и величия. Правда, в тот же день мне сообщили, что в море таких малюток ожидает почти верная смерть – из сотни выживает чуть ли не одна. Но я уверен, что моя – это как раз та одна.
Вернувшись на наш пляж, я уже более заинтересованно стал наблюдать за местом, где стояли цилиндрики, в надежде на этот раз сделать хоть какие-то кадры. И не зря – местный работник появился задолго до обещаных 3-х часов. Я сразу схватил фотоаппарат, позвал своих друзей – и бегом к цилиндрам. Мы были возле них первыми.  Местный дядька осторожно и медленно круговыми движениями разгребал песок. Наконец, он нащупал черепашку, сначала показалась её голова, потом передние плавники (ласты), а потом и вся она. Положили её в большой пластмассовый ящик где было уже немного песка и воды.

Первая черепашка.                                         Следующая новорождённая.

Мои друзья оказались, наверно, не такими страстными юными натуралистами и отошли обратно, в более густую тень, на лежаки. Я тоже думал на этом всё и закончится – как вчера, но затем также медленно и осторожно мужичок отрыл вторую и третью. Потом пришла молодая женщина, которую я сразу обозвал про себя "опытной акушеркой", и стала быстро и уверенно вынимать из под песка черепашек жменями по 3-4 штуки. Я и пара других зрителей, одной рукой держа фотоаппараты, другой перекладывали новорожденных рептилий в ящик. Всего мы достали из этой кладки не меньше шестидесяти. Они сначала были растерянные и неподвижные, серые, все в песке, но очень быстро приходили в себя, начинали грести по ящику и после окунания в воду в одном из углов являлись нам во всей своей блестящей чёрной красе.

Достаём черепашек жменями.                                 Новое Поколение.

Вот такие чудеса удалось увидеть в замечательной стране Коста Рике. Бесплатно! Как нам объяснили, черепашек измерят, изучат и через день-два, когда они хоть чуть-чуть окрепнут, выпустят в океан. Я не знаю, почему эти создания вызывают столько умиления. Может быть, потому что они маленькие и беззащитные, совсем не агрессивные, но в то же время абсолютно самостоятельные, автономные с первого дня жизни, и потому что их так много гибнет в первые дни жизни, и потому что они, такие одинокие, так отчаянно и целеустремлённо гребут своими ластами эти страшные 30-40 метров по песку к воде, и потому что там в воде этих безобидных симпатяг в первые дни ждут не меньшие опасности, чем на суше.
            Чтобы уже закончить эту тему, замечу, что через день, гуляя по пляжу рано утром, мы обнаружили на песке серию аккуратных параллельных бороздок ведущих из воды и теряющихся среди редких деревьев – как будто игрушечные бульдозеры прошлись здесь своими гусеницами. Судя по всему, это запоздавшие черепахи вылазили на берег, избавиться от бремени. Даже эти бороздки впечатляют. Представляю, как интересно наблюдать ночью весь процесс. "Акушерка" говорила, что в некоторых местах иногда на одном пляже выходят тысячи особей, никаких бороздок тогда не видно – лезут толпами друг на друга, ступить негде. Ну – это зрелище уже оставим на будущее. Вот уйду на пенсию, отосплюсь – и поеду дежурить ночами на пляжи в Коста Рику.

P.S. Если есть желание посмотреть подборку коротеньких клипов (прямо с костариканского пляжа) о рождении черепашек, это можно сделать по следующему линку (займёт 7-8 минут):

Youtube PlayList (Рождение черепашек):  www.youtube.com/watch

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.