on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Що за казковий парад? Це свято-маскарад!

 

Что за сказочный парад? Это праздник-маскарад!

Пожалуй, уже стало традицией, что обычно в новогоднем «Субботнем выпуске» мы говорим об истории и традициях сугубо «новогодних», отставляя на будущее всё остальное. Ведь впереди, в новом году, нас ждут 52 номера газеты, на страницах которой мы надеемся поговорить обо всём, интересующем наших читателей. Поэтому и в этом первом номере года, не отказываясь от традиции, в рубрике «На перекрёстке времён» – очередная новогодняя тема. Сегодня – о карнавалах и балах-маскарадах в Херсоне

Предыстория
Во-первых, стоит прояснить суть вопроса, что же такое карнавал и маскарад. Как говорят исследователи-историки, само слово карнавал имеет франко-итальянские корни и переводится весьма банально: саrnе – «мясо» (иногда переводят «carrus» – повозка) и vale – «прощай». Сторонники христианской версии происхождения карнавала утверждают, что само его название «мясо, прощай» говорит о празднестве накануне начала строгого поста.

Как бы там ни было, считается, что на своей ранней стадии карнавал был неотделим от церковных ритуалов и только в XVII–XVIII веках стал существовать как один из видов массовых светских развлечений. В странах Западной Европы светский карнавал чаще проходил как уличный праздник под эгидой той или иной купеческой корпорации. Скажем, инициаторами и устроителями карнавалов в Нюрнберге выступали местные мясники-торговцы, во Франции – виноделы и т. д.

В Российской империи карнавально-маскарадные традиции были заложены императором Петром І, который стремился перенять у Запада его традиционные культурные ценности. Известно также, что императрица Екатерина ІІ была не менее страстной почитательницей подобных развлечений, устраивая карнавальные празднества для придворных. Конечно, все эти развлечения, перенятые «самодостаточными» подданными империи, оставались недоступны низшим слоям населения, погрязшим в нищете и социальных проблемах. Так что изначально в своём «западном» варианте карнавал в нашей стране был развлечением для весьма богатых. Впрочем, не стоит забывать о том, что параллельно с великосветскими забавами существовали ещё сугубо народные традиции, пришедшие из глубины веков – с песнями, плясками, обильными возлияниями и ряжеными в различные личины. Подобные народные забавы были наиболее характерны для рождественских празднеств, масленицы и святок.

Маскарад (в переводе с французского маска – насмешка) – «маскированный бал». По сути – тот же карнавал, разве что более скромных, «комнатных» размеров.

Начало карнавальной эры в Херсоне
Пожалуй, теперь уже и не отыскать подробных исторических документов или хотя бы скромных сведений, когда состоялся первый карнавальный бал в Херсоне. Скорее всего, он носил частный характер и был устроен для узкого круга представителей высшего херсонского общества. Во второй четверти XIX века, с появлением у местных дворян здания своего «клуба» – Херсонского губернского дворянского собрания – чаще праздничные мероприятия, в том числе и балы-маскарады, проходили теперь в зале собрания. Впрочем, это были в большей степени кулуарные празднования с ограниченным количеством посторонних.

К средине века, когда в Херсоне уже сложилась определённая социальная группа интеллигенции, серьёзным образом влиявшей на общественную жизнь в городе, возник вопрос устройства многофункционального общественного клуба. К строительству здания для городского общественного собрания, по инициативе тогдашнего губернатора Павла Клушина, приступили в 1860 году. Вскоре городской общественный клуб стал любимым местом развлечения для горожан. Здесь проходили концерты заезжих и местных знаменитостей, балы и вечера, а любители азартных игр могли скоротать вечерок за игрой в карты или бильярд. С появлением у херсонского общества своего помещения проблем с проведением карнавалов и балов-маскарадов уже не было.

Спустя 40 лет, в 1903 году, в Херсоне на Пестелевском бульваре (ныне улица Перекопская) была построена Городская аудитория (Народный дом) с прекрасным большим залом для проведения вечеров и выступлений артистов. Кроме того, к этому времени в городе имелось ещё несколько залов, принадлежавших различным благотворительным обществам: «Помощь», «Опора», попечительства «о народной трезвости» и другим, в которых в канун праздников уже традиционно устраивали полюбившиеся херсонскому обществу балы-маскарады. Причём все балы, устраиваемые в городском обществе, всегда носили благотворительный характер, а сборы от них направлялись «в пользу» и «поддержку» неимущих слоёв общества или «на устройство разговений» для бедного населения.

Маскарадные балы ждали с нетерпением
Стоит отметить, что маскарады были своеобразной «отдушиной» для общества, не имевшего ещё привычных для нас домашних развлечений в длинные и скучные холодные зимние вечера. Поэтому к маскарадам готовились со всей ответственностью и серьёзностью. Придумывали и шили костюмы, клеили маски. Тем более был стимул – устроители балов обещали ценные призы за лучшие и оригинальные карнавальные костюмы.

К определению победителей подходили со всей строгостью. Вот сообщение из херсонского «Юга» от 7 декабря 1902 года о прошедшем накануне маскарадном вечере в обществе «Помощь»: «Интересных масок не было совсем, так что первый из назначенных за лучшие костюмы призов остался неприсуждённым. Второй приз достался какому-то остроумцу, весь вечер и ночь выстоявшему под огромным неуклюжим колпаком, изображавшим из себя самовар. Третий приз получил Мефистофель и вполне заслуженно: изящный костюм отлично сидел на стройном его обладателе».

Не повезло с призами и оригиналу, изображавшему «быстротечное время», катавшему по переполненному залу детскую коляску с лежавшим в ней великовозрастным гимназистом. Последний, как удивлялся автор газетной заметки, пролежал в ней в неудобной позе весь вечер до окончания бала.

Или вот более ранняя информация из того же «Юга», 1899 года: «Канун Нового года выдался на этот раз более оживлённым, чем обыкновенно. В городском театре был поставлен общедоступный спектакль. Театр оказался битком набитый публикой, часть которой по окончанию спектакля отправилась встречать Новый год, кто в городское собрание, кто в зал общества “Помощь”. В городском собрании в этот вечер был устроен бал-маскарад. Маскарад с призами привлёк громадную массу гостей, главным образом дам, буквально заполнивших хоры, откуда они наблюдали за масками, явившимися в числе около 50 человек. Здесь были различного рода домино, капуцины, малороссы, сёстры милосердия, испанские гранды, итальянский дож, Мефистофель, двухполовинчатый господин, пытавшийся изобразить медицину старого и нового времени, карточный герой, набравший полный рот воды, турецкий паша и др.».

Впоследствии ассортимент маскарадных костюмов ежегодно увеличивался, а участники его порой балансировали «на грани фола», критикуя и пародируя в своих образах местных чиновников и высокопоставленных лиц. Так, однажды один из участников празднества явился на бал в костюме, пародирующем православного епископа Гермогена (уроженца Херсонской губернии, причисленного к лику святых РПЦ в 2000 году), за что был арестован присутствовавшими там блюстителями порядка, и встретил наступление Нового года в местной «кутузке». Другой оригинал явился на бал-маскарад в карнавальном костюме, представлявшем из себя… чёрный гроб! Причём позднее, ближе к войне и октябрьскому перевороту, подобной «чернухи» во время весёлого маскарада становилось больше. Такие вот были в Херсоне в те далекие времена «чёрные» юмористы…

Теперь, пожалуй, самое время вспомнить о призах, учреждавшихся устроителями балов-маскарадов. Стоит отметить, призы всегда были достаточно ценными, в пределах ста рублей. И если вспомнить, что фунт хлеба (453 г) стоил всего пять копеек, а фунт мяса – 11–15 копеек, то призы были весьма существенными. «Из лучших дамских костюмов удостоены призов “Ёлочка” – первое место, – сообщала читателям газета “Югъ”, – лучший приз – часы CARRE очень изящной работы стоимостью в 85 рублей, как говорят, специально выписаны из Парижа. Другой приз – золотой браслет достался “Болонке”. Владелица костюма умудрилась сделать костюм из бумаги, придав ему вид густой, белой шевелюры, стройно обхватывающей красивую фигуру маски…» В другое время призами за лучшие костюмы были золотые жетоны, бриллиантовые кулоны, серебряный сервиз, каминные часы и прочие ценные вещи.

Как я уже говорил, балы-маскарады были сугубо зимним развлечением, причём заранее запланированным на текущий год и утверждённым губернатором. В преддверии зимы местные газеты публиковали перечень предстоящих праздничных балов с указанием числа проведения. Так что к развлечениям можно было готовиться заранее. Ещё одна особенность маскарадов прошлого в том, что они не должны были нарушать церковных традиций и планировались с учётом религиозных постов.

Маскарад народный
В те далёкие дореволюционные времена отдельно от «городского общественного» существовал ещё сугубо «народный» праздник со своими традициями. Так, в некоторых сёлах Херсонщины на Рождество устраивали представление под названием «Трон». На сельской площади собирались ряженые, в частности, в солдат в раззолоченных картонных мундирах. Общество делилось на зрителей и актёров, и начиналось сумбурное действо, в котором трудно было узреть сюжетную линию. Как утверждал очевидец: «Выражение народной глупости. Здесь всё до того нелепо, что просто из рук вон. Но с каким удовольствием крестьянин смотрит на это представление. Здесь собрано почти всё, что может нравиться неразвитому уму: грубые песни, крик и топтание как можно поусерднее, отважные взмахи сабель, неизвестно, для каких целей, разговор, переходящий в монотонный крик, пьеса ещё глупее и бессвязнее…»

А не менее любимым, чем Рождество, праздником для сельского жителя в те времена была масличная неделя с её разудалым маскарадом. Впрочем, масличную неделю любили и горожане. Пожалуй, самым достоверным и красочным документом о «народном» маскараде в период Масленицы в Херсоне можно считать рассказ херсонского поэта-футуриста Алексея Кручёных «Маскарад». Наш земляк утверждал, что по причине томительного ожидания предстоящего масличного маскарада в забалковской школе прекращали на два дня занятия. Местом проведения маскарада служила широкая Арнаутская (ныне Пушкинская) улица.

«Арнаутская, как и другие улицы окраины, не была мощёной. Здесь без сапог или глубоких калош пройти было нельзя. Но такая “деталь” явно не смущала участников маскарада. Они, а также зрители сего невиданного зрелища, начиная от заборов и хат, утаптывали грязь, и через день-другой после такой “обработки” улица становилась гладкой, словно залитая добротным асфальтом. Маскарад начинался не сразу. Вначале здесь появлялось всего 10–15 масок. Это был молодняк, первый раз одевший маскарадные костюмы. Молодым просто нетерпелось, вот они и появлялись раньше всех в четверг. Но массовый зритель ещё не шёл, зная, что настоящий маскарад начнётся днём позднее, в пятницу. Сейчас же за масками бегали, в основном, подростки – мальчики и девочки».

Главными действующими лицами забалковского карнавала были Янкель, старьёвщик, барыня, лекарь и цыган с медведем. Действо было самое непритязательное, однако весёлое. Основной смысл его сводился обычно к тому, что цыган и медведь ловко провели Янкеля, пытавшегося купить медведя для себя. Ловкий цыган всегда оставался «в наваре», с медведем и деньгами Янкеля…

«И снова неразлучная пара подходила к новым и новым зрителям, пришедшим сюда из Сухарного, Бугушкиной балки, Рогатой, города и далёкого от Забалки Военного форштадта, набивая улицу до отказа. К вечеру масса зрителей и участников маскарада становилась всё гуще и гуще, шум сильнее и звонче. Взрывы хохота, подобно грому, раскатами катились от Кузен до “монопольки”. Что касается последней, то её двери в это время распахивались настежь. Сотки, шкалики, кварты распивались здесь же, не отходя от “закусочной”. От угла “казёнки” и до самой балки, прижимаясь плотно друг к другу, стояли столики и опрокинутые вверх ножками табуреты. Сюда, завёрнутые в тёплые лохмотья, устанавливали большие казаны, чугуны, кастрюли с самой разной едой и закусками: горячими блинами, кусками жареной колбасы, жирные, заправленные жареным луком сальники, залитые томатом толченики, пирожки с гусачком и многое другое. Тут же высились вёдра с солёными огурцами и маринованными баклажанами. С другой стороны угла торговали десертом: хрустиками, жареными каштанами, бацмалой (возможно, местный вариант турецкой баклавы. – Авт.), кабачковыми семечками, фисташками, пряниками-кониками и сладкими петухами на палочках.

Изрядно выпившие гости и хозяева заполняли собой всю улицу и, уже не соблюдая элементарных правил движения, качались из стороны в сторону, от одного забора к другому. Непризнанные городские кавалеры – “ферты” – приставали к приличным девицам, на защиту которых вставали забалковские парни. Завязывались небольшие дуэли в форме мордобития. Или маска, оставаясь инкогнито, обнаруживая, что его барышня кокетничает с другим, под любым предлогом налетал на соперника. Масса быстро реагировала на любой инцидент и тут же бросалась разборонять дерущихся, увеличивая тем самым количество кулаков с одной и с другой стороны.

Стоило крикнуть одному: 
- Рогатских бьют! – как скопище дерущихся увеличивалось в несколько раз. Драка принимала размеры побоища, невозможно было разобрать, кто кого.

На одном конце улицы кричали:
- Нашим шпангоуты рыхтують!
На другом орали:
- Не дрейфь, меть по кумполу!

Битва становилась повальной, охватывая квартал за кварталом…» – сообщает очевидец.

И только активное вмешательство конных городовых могло положить конец хмельному «забалковскому маскараду».

Александр Захаров

Джерело інформації: газета "Гривна", 2017 р.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.