Две свободы Дмитрия Дзюбы
Седьмое ноября, когда после обрушившегося накануне студеного вихря херсонские тротуары устлались слоями пожухлой желто-красной листвы, а изо ртов уже в изобилии заклубился пар, ознаменовалось целой серией замечательных для нашего города культурно-творческих событии. Во-первых, стартовал очередной фестиваль авангардного и смежного с ним искусства «Дідцебаба». Во-вторых, в одном из угрюмых подвалов возле ночного клуба «Шоколад» давала свою скандальную пьесу молодая эпатажная театральная труппа под руководством режиссера Андрея Мая, успевшая наделать шороха в снобистском Харькове. В-третьих, во Дворце культуры судостроителей организовала шоу легендарная банда «Криголам», представившая совершенно новую и необычную программу, немало удивившую людей, знакомых с творчеством «легенд», но не посвященных в «кухню» их последних репетиций. И, наконец, в маленьком, но уже знаменитом в богемных кругах кафе под названием «Шаде» выступил с авторской программой современный акустический бард Дмитрий Дзюба, о чем речь ниже.
Дзюба обладатель редкого мелодического дара, настоящего чутья на мелодию. Это подтверждается, когда аудитория, слушающая ту или иную его песню впервые, уже на втором припеве начинает подпевать, а во время очередного исполнения чуть ли не заучивает мотив наизусть. Не каждому дана такая способность создавать по-настоящему запоминающиеся песни. Хотя, признаться, ничего нового и экстраординарного в музыке как таковой у Димы нет: несколько старых добрых аккордов гитары, лиричное, задушевное исполнение, иногда переходящее в легкую иронию - вот и все ингредиенты.
Конечно, немаловажное значение имеют тексты, где автор выступает ярым борцом с мрачной урбанизацией современности, из песни в песню призывая уйти от «асфальта грязного города» в девственную свежесть Природы, а также неустанно дистанцируясь от механистических, запрограммированных, неискренних взаимоотношений между людьми, которые, по его мнению, царят в актуальном пост-индустриальном обществе. Правила и рамки контролируют и сжимают Дзюбу со всех сторон, он подвергает протесту даже неотвратимое бренчание будильника, зовущего на работу, потому для него, например, «воскресенье - любимый день». Вместе с тем, отчетливо прослеживается в лирике своеобразная эстетика безделья и разгильдяйства, основательно и без всякого стеснения «спрыснутая» алкогольными каплями. Лирический герой Дзюбы - человек по-своему милый, простодушный и «правильный» в своем отрицании условностей и несправедливостей, но все же чрезвычайно инфантильный и безответственный.
Несмотря на все это, вокально-акустические номера барда неизменно очаровывают любого слушателя: кто-то находит в них ноты, созвучные собственным движениям души, а кто-то ищет то, что давно уже утратил безвозвратно - внутреннюю свободу и непосредственность мироощущения.
Мёда этих песен на каждый рот с лихвой хватит.
Евгений Марковский
Херсонський вісник.-13.11.2008
Публікація першоджерела мовою оригіналу