on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

Есть искусство в отечестве

Три дня подряд – 7, 8 и 9 ноября в Херсоне и области проходил 6-й фестиваль современного искусства “Terra futura” (первые четыре фестиваля, который проводит Центр молодежных инициатив “Тотем”, проходили под названием “Дідцебаба”).
В этом году фестиваль был посвящён 100-летию первой отечественной футуристической группы “Гилея”, объединившей в начале 20-го века таких звёзд футуризма, как Бурлюки, Хлебников, Маяковский, Кручёных, Лившиц, Каменский, Елена Гуро.
Хотя официально “Гилея” заявила о себе в Москве в 1910 году, сама идея создания группы возникла у футуристов на пару лет раньше, и именно на Херсонщине – в селе Чернянка, которое тогда стало первым и главным “штабом” футуризма.

Такую дату хотелось отметить масштабно. В “Тотеме” мечтали и о плакатах, и о каталоге фестиваля, и о гостях из других городов – но всё это, как известно, стоит денег, пусть и небольших. Когда-то средства на фестиваль выделял отдел по делам семьи и молодёжи горисполкома. Но уже несколько лет ни автобусов, ни денег не дают, ни город, ни область. Хотя никто и не возражает, что этот фестиваль – настоящая “изюминка” Херсонщины.

“Добрая фея” появилась в лице благотворительного фонда “Украина 3000”. Среди 70 проектов со всей Украины эксперты выбрали 8, и при этом отметили, что херсонский фестиваль – одно из самых интересных явлений в современном искусстве Украины. Проект фестиваля на конкурс представил один из его идеологов, старший научный сотрудник краеведческого музея, автор многих интереснейших публикаций в газете “Вгору” Сергей Дяченко. Его и поздравила с победой в конкурсе председатель Наблюдательного совета фонда Катерина Ющенко.

“Terra futura” в классическом музее
В первый же день фестиваля в краеведческом музее прошла фотовыставка. Темами для фотографий послужили названия первых книг футуристов, которые были изданы именно в Херсоне и Каховке – “Молоко кобылиц”, “Донная луна”, “Волчье солнце”, “Учитель и ученик”, “Затычка”, и название выставки “Венок”, которую в Херсоне в 1908 году организовал Давид Бурлюк.

Открывала выставку чтением стихотворений Давида Бурлюка 89-летняя жительница Херсона. Сначала она очень волновалась и стеснялась – мол, в стихах Бурлюка нет смысла, но, увидев радостную реакцию зала, с удовольствием прочитала “на бис”. А потом играла на балалайке, на которой учится музицировать второй год.

Кроме того, литературный музей им. Лавренева получил в подарок уникальные книги из Японии. История их такова: Сергей Дяченко через Интернет познакомился и переписывался с японскими “футуроведами” – Давид Бурлюк там очень известен, его знают и ценят как организатора выставок в тот период времени, когда через Дальний Восток пытался эмигрировать в Америку. Когда искусствоведы из Японии в Интернете нашли информацию о фестивале “Terra futura”, то очень удивились: какое отношение Давид Бурлюк имеет к Херсону? Сергей Дяченко объяснил, какое. А потом японцы собрали всё наследие знаменитого футуриста и издали книги. Часть из них на двух языках – японском и русском. В них есть даже отчёты японских спецслужб о пребывании и “подозрительной” деятельности Бурлюка в Японии. И что очень приятно, – есть ссылки на херсонскую молодёжную газету “Бивни”.

Вечером первого дня Херсонский муниципальный театр им. Вс. Мейерхольда показал спектакль “Песочница” (режиссёр Андрей Май). Спектакль прошёл “на ура” – в старинном подвальном помещении со стенами из дикого камня и арочными сводами, а сцену декорировали дорожными знаками.

День второй: на руинах родины авангарда
Выездной день фестиваля начался с посещения музея в школе Чернянки. Поэты из разных городов Украины и даже из Москвы читали свои стихи на родине футуризма и показывали перфоманс “Смерть Василиска”, посвящённый Василиску Гнедову – поэту, который долгое время жил в Херсоне и похоронен здесь же. Чтения шли и в школьном музее, и на берегу озера, на месте которого раньше был Мордвиновский сад. А тем временем дизайнеры сооружали на руинах строений и подвалов поместья инсталляции и развешивали выставки.

Театр “Мастерская Кнехта” (режиссёр – Альбина Ермакова) показал спектакль, посвящённый Маринетти – первому итальянскому футуристу.
Вернувшись в Херсон, поэты продолжили литературные “прения”, соревновались в чтении своих произведений на призы от журнала “ШО”: оценивалось не только содержание, но и оригинальная манера подачи – литературный слэм. Это самое модное сейчас поэтическое явление, когда каждое стихотворение не просто слушается, но и “зрится” как мини-спектакль в исполнении автора.
В рамках фестиваля в Херсонском планетарии прошли показы экспериментальных видео-работ и короткометражных фильмов, среди которых было очень много хороших херсонских работ.

День третий: гости не хотели уезжать
Закончился фестиваль в литературном музее им. Лавренёва, где каждый херсонец всегда может посмотреть и уникальный оригинал картины Давида Бурлюка “Чернянка”, и узнать о том, чем занимались футуристы в Херсоне. Авторский вечер поэта, главного редактора журнала “ШО” и исконного херсонца Александра Кабанова с раздачей его книг “Весь” и выступление группы “The Мля” в составе Евгения Яненко и Мамона (творческий псевдоним кандидата социологических наук Николая Гоманюка) привели к тому, что гости фестиваля не хотели разъезжаться. Они признавались в любви к Херсону и уверяли, что это самый лучший город.

Виктория Глебова
“Вгору” .-13.11.2008

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.