«Фиалка Монмартра» опера или эксперимент
01.06.2005
Венгерский режиссер доктор Бела Мере поставил на подмостках Херсонского академического музыкально-драматического театра имени Н. Кулиша знаменитую «Фиалку Монмартра» своего великого земляка Имре Кальмана. Хотя у многих театралов накануне и возникал вполне резонный вопрос: а может ли полноценная оперетта родиться вне стен специализированного театра? В принципе, может, если в труппе драматического театра есть поющие и танцующие артисты. Если постановщик выстраивает такую концепцию позволяет ему соблюсти правила игры, совмещающие музыкальные и драматические возможности труппы. Один раз доктору Бела Мере это удалось (речь идёт о замечательной постановке «Хочу замуж»).
Что касается замысла новой постановки, то у режиссера-постанощика достаточно прост. Артисты, иными словами художники, как бы «пишут» свои «полотна» на Монмартре, и делают это среди готовых картин импрессионистов и пустых рам для своих будущих работ. Сценография народного художника Украины Виктора Балаша сразу же задает именно такую ключевую концепцию спектакля. Импрессионизм в сценическом воплощении художника-постановщика - это не только визуализация пространственно-временной атмосферы Франции конца XIX столетия, но и программирование зрителя на многокрасочность чувств, переживаний, эмоций и характеров опереточных героев. Здесь нет полутонов или получувств, здесь всё кипит, бурлит, искрится и переливается всеми цветами радуги! Именно в этом и сказалось основное противоречие между постановщиком и сценографом: первый не проникся замыслом (если хотите - подсказкой) второго, и в конечном итоге получилась не оперетта, а музыкальный спектакль, достаточно затянутый по темпо-ритму.
С другой стороны, «пишут» оперетту - и сами же творят её сюжет. Этот ход позволил бы авторам спектакля абстрагироваться от необходимого для оперетты академического вокального профессионализма: молодые люди рассказывают как бы сами себе о себе, о своих творческих муках, своей начинающейся жизни в искусстве. Зрители же при этом становятся невольными, случайными наблюдателями закулисной (внерамочной, если хотите) жизни европейской богемы. И жизнь эта, увы, не такая уж и радужная, как может показаться на первый взгляд... Парадокс? Нисколько! Напротив: единство и борьба противоположностей, если хотите - философия жизни.
Чтобы на подмостках Херсонского театра были созданы необходимые условия для рождения опереточного жанра, тем более венского образца, необходимо, чтобы почти все актеры легко, свободно пели и танцевали. В этот раз хореографические старания балетмейстера-постановщика Валентина Васяка явно не дотягивали до законов жанра оперетты: то ли в силу несоответствия этим самым законам, то ли по причине режиссёрской незаданности. В какой-то мере реализовать составные опереточного жанра удалось лишь заслуженной артистке Украины Светлане Добровольской (Нинон), которая своим актёрским талантом (да и вокальным не в меньшей степени) оттеснила исполнительницу главной роли Виолетты (Татьяна Волгирева) на задний план. У Добровольской-Нинон выразительная внешность, красивый голос, врожденный дар к пластике. Своей уверенностью в себе и дерзостью к окружающим (характерные черты всех молодых), сменой настроения и чувств, женским коварством, сочетающимся с любовью, пока вызывает у публики восторг и восхищение.
Скромная и очаровательная продавщица цветов в исполнении непрофессиональной актрисы, преподавательницы вокала музыкального училища Татьяны Волгиревой внешне несет в себе искреннюю любовь, бескорыстные чувства и нежную преданную дружбу. Впрочем, внешних проявлений явно недостаточно, как и голоса, на который постановщик сделал основную ставку, чтобы Виолетта стала главной героиней опереточного представления. Нужна мастерски выстроенная актёрская игра, с чётко осознанным зерном образа, поставленной сверхзадачей и, естественно, достигнутым сквозным действием. Виолетта-Волгирева с этой задачей просто не могла справиться в силу ряда субъективных причин (незнание основ актёрского мастерства, психофизическая скованность, неумелое владение сценической речью etc.), хотя надо отдать должное самой попытке эксперимента: впервые выйти на профессиональную сцену с главной партией, да ещё в трёх действиях - это ли не подвиг? Не понятно только, ради чего... В результате - отсутствие взаимодействия примы с другими персонажами спектакля, полная сосредоточенность на самого себя.
Из богемной троицы наиболее убедительным выглядит разве что Анри в исполнении Сергея Кияшко. Сергей Михайловский (Рауль) так и не нашёл ключ к характерности своего персонажа, как и заслуженный артист Украины Алексей Панасюк (Флоримонд): и фактурно, и в динамике уж очень напоминал накатанный образ Хлестакова из «Ревизора» Гоголя (эпоха та же, но менталитет, увы, полярный!). В одной комедийной манере сыграны и барон Ротшильд (Александр Мельник), и администратор театра (Евгений Гамаюнов), что принципиально недопустимо в силу хотя бы сословной иерархии. Совмещение «гения и злодейства» в одном лице предложил публике народный артист Украины Анатолий Толок (Спагетти), как и полную «несовместность» белоснежного мундира и запятнанной чести попытался реализовать на сцене народный артист Украины Анатолий Манойло (Фраскатти). Их выразительный буффонный дуэт веселит зрителя, но при этом трудно увязывается с лиризмом самого представления. Директор театра в исполнении народного артиста Украины Василия Черношкура экстраполирован на современность и этим действительно интересен херсонскому зрителю.
Режиссер спектакля доктор Бела Мере уверен, что оперетта будет пользоваться успехом, особенно у молодежи, ведь в ней есть столько жизненных рецептов. Например, один из них, наиболее актуальный в сегодняшней жизни: если есть талант - он обязательно пробьётся.
Анатолий Крат
Журнал «Новый фаворит» июнь-июль 2005 г.
Публікація першоджерела мовою оригіналу