Филатов, Мопассан и немного политики
07.12.2006
Были времена, когда от режиссеров просто требовали четкой идеологической и политической подоплеки в каждой постановке. Сегодня в моде намеки на политическую ситуацию в стране. Намеки эти должны звучать достаточно четко ~ чтобы каждый понял, но при этом и не превращаться в лозунги, иллюстрирующие позицию режиссера.
Спектакль Крымского академического театра «Дилижанс", показанный недавно на сцене Херсонского музыкально-драматического театра им. М. Кулиша, - классический пример такого политического намека. Если новелла Гиде Мопассана «Пышка» повествует о лживой морали буржуазного общества, написанная по ее мотивам пьеса Леонида Филатова «Дилижанс» - о лживом патриотизме советского общества, то одноименный спектакль, поставленный по этой пьесе режиссером Анатолием Новиковым, - скорее всего о политической проституции в современном обществе. Сам, конечно, никто мараться не хочет, но вот другого «подписать» ради общего дела - это запросто. Потом об него же можно ноги вытереть...
Высокоморальный мопассановский демократ-журналист чем-то до боли напоминает нашего нынешнего президента. Филигранно сыгранная Еленой Сорокиной Пышка, следуя банальной логике, должна бы напоминать Тимошенко... Но здесь - большая натяжка. Думаю, что столь искренний и жертвенный персонаж на украинской политической арене пока не появлялся. Или же наш «дилижанс» давно уже едет без него, оставив свою «пышку» на потеху каким-нибудь «прусским офицерам».
Марина Усманова
Взгляд.- 2006.- 7 декабря
Публікація першоджерела мовою оригіналу