on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > «Форма шкільна у нас, подивіться - просто клас!» Зі шкільної історії

 

«Форма школьная у нас, посмотрите – просто класс!» Из школьной истории

Впереди уже маячат осень и самое главное событие сентября – начало учебного года. А это значит, что очень скоро улицы городов и сёл заполнят нарядные школьники, спешащие в свои классы. Что ж, успехов им в новом году, ну а мы обратимся к теме, имеющей самое непосредственное отношение к школе. Поговорим о школьной форме

Зачем и кому это нужно?
Начну с самого главного вопроса: зачем нужна школьная форма? С этого-то момента и начинаются коренные разногласия в обществе, и аргументов как за, так и против приводится великое множество. Причем за спорами не отыскать «золотой середины», решения, приемлемого всеми. Как бы там ни было, но раз будем говорить всё-таки о форме, подчеркнем основные доводы «за»:

1. Строгий, форменный стиль одежды создает необходимую для занятий в школе деловую атмосферу и в какой-то степени дисциплинирует учащихся. Помогает почувствовать себя членом коллектива, связанного определенными обязательствами.

2. Единая школьная форма позволяет избежать всяческих ненужных «соревнований» в одежде между школьниками и не отвлекает на «модные», недоступные иным, украшения. Ведь материальное положение не у всех родителей одинаковое.

3. У учащегося не возникает проблем «в чём сегодня пойти в школу», а значит, и ненужной нервозности, что кто-то будет выглядеть «круче», чем я.

4. А еще считается, что школьная форма экономит средства родителей…

Впрочем, пункт 4 можно и оспорить. Школьная форма по цене тоже бывает разной: для чьего-то бюджета попросту неподъемная, ну а кто-то может позволить одеть свое чадо в школьную форму от кутюр. Да уж, споров, разговоров и весомых аргументов вокруг введения школьной формы всегда было предостаточно. А порой даже споры эти переходили в стойкое противостояние.

Причем такое противостояние, которое ставило под удар существование целого государства, как это случилось в Центральной Африканской Империи в 1979 году, в период правления диктатора Жана Бокассы І. Всё началось с того, что живший в отличие от беднейшего коренного африканского населения империи явно «не по средствам и в ином мире» император, издал «Указ о ношении школьной формы». Согласно ему, всем школьникам и студентам предписывалось приобрести специальную форменную одежду, производимую на текстильной фабрике, принадлежавшей самому Бокассе. Отсутствие у населения средств на покупку формы вылилось в акцию неповиновения учащихся и их родителей, которую диктатор попытался подавить с помощью правительственных войск. Погибло более 150 мирных жителей, а сотни детей оказались заключенными в тюрьму. «Самодержавные» методы императора, лично участвовавшего в пытках оказавшихся в тюрьме, сократили количество подданных еще на 200 человек.

И как ни скрывал эти смерти диктатор, они вынудили власти Франции, в экономической зависимости от которой находилась империя, срочно вмешаться в происходящее. Операция французских спецсил под кодовым названием «Барракуда» привела к свержению Бокассы и восстановлению республиканской формы правления в стране. Так Центрально-Африканская Империя из-за школьной формы прекратила свое существование. Кстати, ныне во многих странах Африки школьная форма выдается детям бесплатно, за счет различных миссионерских и благотворительных организаций.

С чего всё началось в Европе
Самая первая единая одежда для учащихся появилась в Англии еще во времена короля Генриха VIII. В 1552 году в школе «Госпиталь Христа» для сирот и детей из бедных семей, которым-то и приобрести сколь-нибудь приличную одежду было не под силу, была введена униформа. Немного позднее, уже в начале XIX века, опытом этой школы воспользовались другие учебные заведения Англии, причем главным аргументом введения формы здесь стало социальное неравенство между учениками. Отныне, хотя бы в одежде, ученики становятся равными и избавляются от некоторых мешающих учению комплексов. В это время вместе с формой в английской школе появляются определенные кодексы закона общего для всех поведения учеников, нарушения которого грозили серьезными наказаниями вплоть до исключения.

Школьная форма в Российской империи
В 1834 году «английской моде» последовали учебные учреждения Российской империи. Случилось сие после реформы, проведенной императором Николаем І Павловичем, утвердившим систему гражданских мундиров в стране. Реформа коснулась и формы учащихся средних учебных заведений. А так как тогда еще не существовало женских учебных заведений, то речь шла только о мужских мундирах.

«Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством министерства Народного просвещения состоящих, иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Как видим, форма учащихся изначально имела полувоенный вид, была одинаковой по фасону и лишь позже получила «знаки отличия» разных учебных заведений, то есть отличалась цветом ткани, кантами, пуговицами с эмблемами.

Впрочем, за 80 лет своего существования при самодержавной власти форменная одежда учащихся империи еще не раз подвергалась различным, порой серьезным, изменениям и дополнениям при других правителях. Скажем, в начале правления нового императора Александра ІІ Николаевича для всех учебных заведений империи взамен николаевского мундира была введена новая форма. Теперь уже состоявшая из двух комплектов – парадная и повседневная. Конечно, это был существенный удар по карману родителей: шутка ли, целых два комплекта формы! Причем в отсутствие появившихся в конце XIX века магазинов готового платья в те давние времена форму шили на заказ. Конечно, здесь можно было немного сэкономить, приобретя отрез материи подешевле да найдя портного посговорчивей.

Правда, и нововведением императора Александра ІІ дело не закончилось. Совсем скоро форма вновь видоизменяется, причем в дальнейшем не один еще раз. Менялись фасон, вид, цвет, покрой формы, ширина и цвет канта, даже фасон фуражки (с козырьком и без) и прочее, что опять-таки тяжелым грузом ложилось на плечи родителей, в особенности, как тогда говорили, «недостаточных», то есть малоимущих. Хорошо еще, если указ милостиво дозволял донашивать старую форму до конца учебного года или до истечения срока носки, а ведь были и такие, которые требовали произвести замену «немедля».

Форма учащихся в начале ХХ века
Пожалуй, невозможно в одном кратком повествовании проследить все основные изменения, произошедшие с гимназической и студенческой формой в течение восьми десятилетий дореволюционного времени. Да и нужно ли это? Поэтому, упустив подробности, скажу несколько слов о форме гимназистов в начале ХХ века, в период приближавшейся революции, навсегда изменившей прежний самодержавный строй.

Строгие школьные правила, утвержденные Министерством народного образования, несмотря на случившуюся в 1905 году смуту, разброд, вынужденные уступки со стороны правительства и даже отмену на два года переводных экзаменов в учебных заведениях, всё так же предписывали учащимся носить форму установленного образца. Конечно, уже тогда «дух свободы», проникший в студенческие и гимназические братства, пытался бороться с существовавшим в системе государственного образования порядком. Впрочем, противостояние вполне могло закончиться исключением и «волчьим билетом».

Обратившись к 15-томному «Своду Законов Российской империи», где были собраны законы и уложения с «петровских» еще времен, можно отыскать узаконенные подробные особенности различия формы в каждом учебном заведении. Скажем, мундиры и фуражки учащихся гимназий и реальных училищ различались по цвету, а также кантами, пуговицами и эмблемами. Так, гимназисты носили светло-синюю фуражку с белыми кантами и лакированным козырьком, темно-синий китель с черными брюками. Черная фуражка реалистов была окантована желто-оранжевым. Китель и брюки – черные.

И всё же главной визитной карточкой ученика предреволюционной страны ХХ века являлись кокарда на фуражке и пряжка ученического ремня. Эмблема кокарды представляла собой две скрещенные пальмовые ветви, между которыми находилась буквенная монограмма – первая буква названия города, номер гимназии или реального училища и буквы: «Г» – у гимназистов, «РУ» – у реалистов. В случае надобности по кокарде и пряжке ремня легко можно было «вычислить преступника», поэтому ученики, посещавшие «запрещенные» мероприятия, снимали и прятали кокарды и ремни.

Продолжение темы – в следующем номере.

Александр Захаров

Джерело інформації: газета "Гривна", 2016 р.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.