on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > «Форма шкільна у нас, подивіться - просто клас!». Закінчення

 

«Форма школьная у нас, посмотрите – просто класс!». Окончание

Окончание начатой в прошлых номерах «Субботнего выпуска» темы о старой дореволюционной школе

Киноискусство одержимых…
Не пускали поначалу учащихся в появившиеся в Херсоне в начале ХХ века биоскопы-иллюзионы, прототипы современных кинотеатров. А посмотреть на «живую» картинку так хотелось! Впрочем, сюжеты первых киносборников, состоявших из коротеньких фильмов, были чаще всего совсем не детского содержания: шуточки на тему любовного треугольника, слезоточивые любовные трагедии с ядом и кинжалом в финале или бандитские фильмы с трупами, стрельбой и погонями. А так как демонстрация фильмов в биоскопе в то время чередовалась еще и с выступлениями живых артистов, репертуар которых состоял порой из весьма вольных песенок и шуток, детям вход был категорически воспрещен. Наверное, и взрослых интеллигентных зрителей порядком коробила подобная «скабрезная лирика» на потребу непритязательных слоев населения, также посещавших то-гдашние иллюзионы. Ибо вскоре херсонскому полицмейстеру Пащенко пришлось отдать распоряжение о «воспрещении исполнения циничных номеров куплетистами, высту-пающими в местных биоскопах».

Первые сеансы, включавшие в себя детские фильмы, а значит разрешенные к просмотру училищным начальством, появились в репертуаре местных биоскопов в 1906–1907 годы и были поначалу сугубо иностранного производ-ства. А одним из первых владельцев биоскопов, устраивавших два раза в неделю, по вторникам и четвергам, бесплатные сеансы для школьников и детей малообеспеченных семейств в Херсоне, с подборкой «разрешенных к просмотру детьми фильмов», стал местный предприниматель, германский подданный Георгий Зайлер. В другие дни «цены местам» в биоскопах Херсона для взрослых были от 15 до 40 копеек, «для учащихся и детей» – от 12 до 30 копеек. В 1910–11 годы в херсонских иллюзионах демонстрировали первые отечественные мультфильмы для детей, снятые Владиславом Старевичем в 1909 году, и назывались они «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи».

И всё же получивший успешное развитие во всем мире в начале ХХ века кинематограф изначально был предприятием не воспитательным, прививавшим «правильные» общественные взгляды подрастающему поколению, а сугубо коммерческим: «Содержание кинематографов сделалось весьма прибыльной отраслью промышленности, усердно насаждаемой бойкими предпринимателями, – писала в 1913 году херсонская газета “Родной край”. – Стоит пройтись по улицам большого города, посмотреть на группы детей и подростков, с жадностью рассматривающих кинематографические рекламы, в которых непременным атрибутом являются яд и нож. Стоит посетить 2–3 сеанса кинематографа, чтобы убедиться, что в современной своей постановке кинематограф является отравой для детской души, угрозой моральному воспитанию подрастающего поколения… Не все дети, конечно, выходят из кинематографа преступниками, но что все дети выходят из современного кинематографа не такими, какими они вошли в него, – не подлежит сомнению. Особенно опасным воспитательным фактором является кинематограф для пролетарских детей, родители которых не располагают необходимыми для нормального воспитания материальными и духовными средствами».

С открытием в 1912 году нового летнего биоскопа в Александровском парке Херсона запретные кинозрелища для детей стали более доступными: «Мальчишки забираются на верхушки растущих у иллюзиона деревьев, откуда прекрасно виден весь экран», – писали местные газеты. Ну а первым фильмом с грифом «только для взрослых» стал фильм «Яма», снятый «по специальному сценарию, написанному самим автором (Александром Куприным) в 5 част. 2100 мет. длины, рисующий позорную торговлю живым товаром», показанный в Херсоне «Американским биоскопом» в октябре 1915 года.

«Граффити» в начале ХХ века
Если кто-то считает, что настенные граффити, поганящие наш город, – это продукт современности, то он глубоко ошибается. Граффити существовали еще с незапамятных времен, а тем более в начале ХХ века, хотя, может быть, и не такие агрессивные, как сейчас. Всё дело в том, что в распоряжении «настенных писак» в прежние времена не было столь совершенных материалов для творчества. Ну какое может быть сравнение нынешних мощных баллончиков с краской с куском мела, угля, кирпича, чернильного (или, как тогда называли, «химического») карандаша, извести и просто чернил, которыми пользовались гимназисты сто лет назад?

Да, еще чуть не забыл сказать про перочинные ножички, с помощью которых можно было «увековечить» свое имя на стволе дерева или садовой скамье. Тем не менее сия проблема изрядно «доставала» и полицейских, и горожан. Впрочем, наверное, в первую очередь – дворников, ответственных за состояние своей территории. Причем, несмотря на все попытки прекратить «пачканье стен в общественных местах, тогда искоренить эту проблему так и не удалось, впрочем, как и сейчас.

«Обращаем внимание домовладельцев, что стены многих домов в городе Херсоне украшены обширной “заборной” литературой. Если нельзя уничтожить самого факта “писателей”, то следовало бы, по крайней мере, заставлять дворников или прислугу стирать фигурирующие на стенах надписи», – обращалась к общественности газета «Родной край» в 1913 году.

Особенности Старой школы: труд и ремёсла
Теперь обратимся к особенностям учебно-воспитательного процесса старой дореволюционной школы. Из отчетов Херсонской земской управы за 1912 год можно узнать, что помимо основных предметов, изучаемых в учебных заведениях, существовали и второстепенные предметы, воспитывавшие в детях любовь к труду, а иногда помогающие выбору будущей профессии. Такими предметами были изучение ремесел (плетение корзин, бондарное дело и прочее), рукоделие, садоводство, виноградарство, огородничество, пчеловодство, шелководство, домоводство, пение и гимнастика.

Иногда, впрочем, и иные предметы, как скажем, в восьмиклассной гимназии Карачевской-Волк – бесплатные для учениц курсы бухгалтерии и стенографии или платные (не выше 20 копеек с ученика в час – стоимость 2 кг печеного хлеба) внеклассные занятия по английскому, немецкому или французскому языкам. Таким образом параллельно общему образованию учащиеся получали еще и некоторые иные навыки, которые вполне могли пригодиться во взрослой жизни. Чуть позже ассортимент «внеклассных» предметов был расширен, в учебных заведениях стали преподавать основы кроя и шитья, учили тачать сапоги.

Экскурсии
Интересен опыт дореволюционных училищ в организации и планировании дальних экскурсий и «зенгеровских дней». К сожалению, не удалось отыскать в архивных материалах размеров пособия, выделяемого учебным заведениям губернского города Херсона для устройства общеобразовательных экскурсий для учащихся. Однако можно быть уверенным, что сумма эта была достаточно велика, так как только в смете Елисаветградского земства Херсонской губернии на 1914 год она составила 1200 рублей. Да и не мудрено, ведь в экскурсионные поездки порой отправлялись, что называется, «за тридевять земель».

Читаем в «Юге» за 1911 год: «Инспектор коммерче-ского училища И. Новицкий выехал с учениками в Египет и Грецию на экскурсию». Или: «По инициативе директора херсонской мужской гимназии М. А. Орлова, тотчас по окончании испытаний на аттестаты зрелости предполагается устроить с разрешения учебного начальства образовательную экскурсию учеников гимназии в Крым». Причем на целых три недели. Конечно, не стоит думать, что такие поездки целиком и полностью оплачивались за счет выделенных средств, однако какая-то толика этих средств присутствовала.

Разумеется, чаще случались общеобразовательные экскурсии в менее отдаленные места. Скажем, в Основу – главный пункт вино-градарства и виноделия на левом берегу Днепра, в образцовые сельскохозяйственные имения Грушевку – Великого Князя Михаила Николаевича, Ново-Воронцовку – князя Воронцова, передовые и прекрасно технически оснащенные имения Шувалова, Линке или Асканию-Нова Фальц-Фейна. Кстати, помещик Линке был первым на Херсонщине землевладельцем, который обрабатывал землю первым привезенным из Америки трактором. А хозяйство его было оснащено машинами «по последнему слову заграничной техники».

Частыми были экскурсионно- пароходные поездки в соседние Николаев или в Одессу. Скажем, в цирковой зверинец немца Лорбербаума, где учащиеся могли видеть живого слона, жирафа и прочих экзотических животных. Между учебными заведениями существовала определенная договоренность, и иногородние школьники-экскурсанты всегда могли рассчитывать на бесплатный ночлег в чужом городе, чаще в одном из классов учебного здания, горячий чай и теплый прием.

«Зенгеровские дни»
Так как программа учебных заведений была весьма насыщенной, а домашние задания задавали и на выходные, и на каникулы (как жаловался в газете один херсон-ский родитель: «На рождественские каникулы сыну-гимназисту задали решать до 60-ти задач!»), по ходатайству начальников большинства учебных заведений в среду учащимся полагались «зенгеровские» дни – своеобразные дни отдыха от «интенсивного умственного труда».

Этот свободный от классных занятий день учащиеся посвящали практической деятельности. То есть на практике применяли свои теоретические знания, полученные в школе. Скажем, травосеяние, древонасаждение, прививка и прочее. Осваивали основы народных ремесел. Частыми были экскурсии на местные предприятия, где дети воочию знакомились с особенностями их работы: «Отправившиеся в 10-м часу утра в сопровождении классных дам на молочную ферму и пивоваренный завод А. Ф. Билека посетительницы были встречены владельцем, который любезно сопровождал их по различным помещениям завода и фермы, давая при этом подробные разъяснения всему виденному», – констатировала факты местная херсонская пресса.

Горячие завтраки и помощь «недостаточным»
Заслуживает внимание и то, что в 1903 году, по примеру еврейских учебных заведений и по инициативе директора мужской гимназии Митрофана Орлова (отца будущего флагмана советского флота, командующего Морскими силами Черноморского флота СССР Владимира Орлова), с начала учебного года для учащихся его гимназии были введены горячие мясные завтраки, «отпускаемые желающим в обильных количествах за минимальную плату. Недостаточным ученикам – бесплатно. Кроме того, всем учащимся горячий чай с хлебом бесплатно».

Чуть позже опыт гимназии Орлова переняли и некоторые другие городские учебные заведения. Что было совсем немаловажно, особенно для многодетных и малообеспеченных семейств. Кроме того, существовали различные иные формы помощи «недостаточным» ученикам. Скажем, помощь местных меценатов или проведение детских концертов с благотворительным сбором, средства от которого шли «в пользу» нуждающихся. В старших классах преуспевающие в науках гимнази-сты при разрешении училищного начальства могли зарабатывать себе на жизнь репетиторством.

Александр Захаров

Джерело інформації: газета "Гривна", 2016 р.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.