on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > Музика > Музична освіта на Херсонщині > Формула успіху Анни Усатюк


Формула успеха Анны Усатюк

Eе сияющие глаза часто можно увидеть на разных концертах и конкурсах - она всегда рядом с юными артистами - детьми, которых учит петь. Одни делают самые первые шаги, за плечами других - участие в известных музыкальных проектах и победы в престижных конкурсах. Да и сама Анна Усатюк - руководитель вокальной студии «Унисон» - в 2007 году стала победительницей - на Всеукраинском конкурсе мастерства педагогических работников внешкольных учебных заведений.

И хоть это интервью планировалось очень давно, встреча сложилась, можно сказать, к дате: 1 октября студия «Унисон» празднует свое совершеннолетие.

- Анна Евгеньевна, как будете отмечать свое 18-летие?
- Изданием нового альбома.

- А если вернуться к началу педагогической деятельности. Что Вас заставило заняться именно этим направлением?
- Петь любят все. Человек поет, когда ему хорошо. Каждый ребенок рождается музыкантом - нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте и помочь найти свое место в этом удивительном и таком разнообразном мире. А с детьми, которые мечтают о сцене, о славе, или просто хотят получить удовольствие от пения, должен быть рядом человек, который поможет реализовать мечту. И я счастлива, что мне как педагогу предоставляется такая возможность - превратить мечту в реальность.

- А почему Вы не стали обычным учителем пения? Или был и такой этап в жизни?
- Этапы были разные - и учитель пения, и хормейстер, и руководитель хоровой школы. Моим ориентиром всегда была работа моего преподавателя - Светланы Григорьевны Фоминых, которая, к сожалению, трагически погибла. Тогда такой хоровой музыкой могли похвастаться только коллективы Грузии, Риги и наш николаевский женский молодежный хор Светланы Фоминых - это была гордость Украины. Мы объездили чуть ли не полмира. Петь современную хоровую музыку, это было круто. Я всегда старалась хоть немножечко, хоть на шаг приблизиться к тому, что делала Светлана Григорьевна. Но создать полноценный хоровой коллектив - это непросто. Да и родителей больше интересует индивидуальное творчество собственного ребенка, чем коллективное.

- И можете похвастаться достижениями?
- Дети - постоянные участники и победители районных, городских, региональных, всеукраинских, международных фестивалей и конкурсов. Каждый - обладатель какого-то титула. Но достижения – понятие относительное. Для одного ребенка - это сформировать правильный вокальный звук. Для другого достижением является попасть на телевидение… Но всегда результативность зависит от способностей самого ребенка, его природных данных, от его трудолюбия и просто успешности. Впрочем, как и все в жизни.

- Сколько детей занимается в студии?
- Сегодня их - звонкоголосых, озорных и неизменно талантливых - уже более 40 человек в возрасте от 4 до 20 лет.

- И с каждым занимаетесь индивидуально?!
- Да.

- На семью время остается?
- Остается. С удовольствием иду на работу, с удовольствием работаю, с таким же удовольствием возвращаюсь домой. Времени хватает и на то, чтобы приготовить, и на воспитание сына, и на внимание к своей любимой собаке. Отдельное спасибо мужу - он моя большая моральная поддержка.

- А почему при такой маме сын не поет, а танцует?
- Антон занимался вокалом, даже был солистом. Параллельно он занимался в клубе спортивного бального танца «Адеона». Но когда он танцевал, вместо того, чтобы считать «раз-два-три» - пел «Венский вальс». Вот и встал вопрос: или вокал или хореография. Для себя я решила, что к вокалу мы еще вернемся. Так и произошло. Сейчас Антону 13 лет, и в прошлом году он снова вышел на сцену с песней «Супер-мама» - подарил мне ее ко дню рождения на фестивале в Крыму и даже стал в своей возрастной категории лауреатом первой степени. А в этом году мы с удовольствием приняли приглашение на участие его как солиста в общем проекте ко Дню города.

- А вокалом, наверное, занимаются больше девчонки?
- Да. В студии всего 8 мальчиков. Хотя мальчишкам тоже очень нравится петь, и они с удовольствием приходят работать. Но для родителей мальчиков приоритетом является спорт. Бывает такое, что звонят ребята постарше, хотят подготовиться к какому-то кастингу, но взрослых я уже не беру.

- Сейчас очень популярны телевизионные талант-шоу. Как Вы к ним относитесь?
- Телевизор стараюсь не смотреть, потому что он отбирает очень много времени и отрывает от книг, от живого общения. Но, на мой взгляд, участие в таком конкурсе - это обретение новых навыков, проба себя. И не важно, выиграл ты или проиграл. Если ты участвуешь - ты уже победитель.

- Значит, своих воспитанников отпустили бы на «Фабрику звезд» или «Х-фактор» и болели бы за них?
- Однозначно. Мне бы хотелось, чтобы мои дети находили в себе силы раскрывать себя заново.

- Ну а что для певца важнее: природные данные или труд?
- Для вокалиста природные данные очень важны: тембр голоса, обертона, красота звука. Но если ты не владеешь техникой, не работаешь над собой, то результат будет минимальным. Ведь с каждым годом требования к исполнителю все выше, и если еще 10 лет назад песня была в мелодике проста, то сейчас все больше технически сложных произведений. Мы наслаждаемся исполнением Лары Фабиан, Уитни Хьюстон и многих других звезд. Но для того, чтобы петь так, как они, нужно много работать над собой, нужно овладеть выпеванием мелизмов, обладать крепким дыханием, силой звука, а для этого нужно много трудиться. Есть много упражнений, которые помогут человеку сформировать себя…

- Но ведь встречаются и самородки - люди без музыкального образования, которые могут заткнуть за пояс звезд, и мы порой видим их на тех же шоу…
- И это нормально. У человека, талантливого от природы, тонкий слух, он легко может копировать - изучать мастерство другого исполнителя и как бы примерять его на себя. Но если бы этот человек попал к педагогу, тот смог бы раскрыть его индивидуальные способности. Ведь это самое ценное. Мало повторить произведение технически, мало выучить текст и чисто спеть нотки - нужно открыть себя, чтобы проявлялись какие-то индивидуальные способности. Вот тогда это будет открытие новой звезды.

- А Ваши детки перепевают известные песни или Вы создаете свой репертуар?
- Для маленьких стараюсь искать эксклюзивные авторские вещи. Порой беру те, что уже исполнялись, но не массово. Старших же больше интересуют кастинги, участие в шоу, поэтому их нужно готовить на материале хорошей поп-музыки, чтобы при быстром обучении они добились высокой техники исполнения. И как только техника будет достигнута, они могут искать себя. Как видите это, два разных подхода: у маленьких - выработка вкуса, обретение уверенности и раскрытие себя, у взрослых, начиная с 14 лет, - преодоление заведомо высокой планки.

- Особенности работы с разными возрастами есть?
- В малышах радует открытость, непосредственность, во взрослых - работа на равных. Но и тех, и других нужно чувствовать - видеть в них личность и уважать эту личность. И постоянно напоминать, что они все могут, что у них все получается. Рано или поздно у них возникают проблемы с обучением в школе (хотя детей, которые плохо учатся, у меня нет), ведь они, как правило, занимаются и вокалом, и в художественной школе, и в танцевальном коллективе, и иностранными языками - и все успевают. И вот вдруг вместо 11-12 баллов пошли «девятки». Первое решение нормального родителя: «Пока не исправишь оценки, на вокал (на танцы) ходить не будешь!» У меня такого не бывает. Наоборт, родители звонят и говорят: «Анна Евгеньевна, помогите».

И начинаешь ребенку объяснять: для того, чтобы у тебя получалось, ты должен трудиться. Если ты будешь трудиться, то у тебя будет получаться. Если у тебя будет получаться, то тебе будет интересно, а если тебе будет интересно, ты захочешь делать с еще большим удовольствием. А если будешь делать с удовольствием - ты будешь успешен. Эта формула реально работает. Дети не пропускают занятия и держатся в студии годами. Я их беру 4-5 летними и веду класса до 9-го. Кто-то задерживается дольше, кто-то отсеивается по дороге (и это нормально - есть пассажиры, есть и попутчики). Есть родители, которые пытаются реализовать себя посредством детей - здесь детям бывает посложнее. Но в любом случает мы втроем (я, ребенок и родители) работаем совместно. Если есть взаимопонимание, то есть и результат. У каждого - свой. И порой дети, которые показывают себя на конкурсах, более техничны и более профессиональны, чем «звезды» нашей эстрады.

- Кстати о «звездах». Кого Вы ставите в пример?
- Ани Лорак, Лариса Долина, Александр Пономарев…. Это личности, которые имеют свое лицо, свой стиль, высокопрофессиональны, владеют мастерством, у них грамотный звук.

- Ссылаются ли дети на авторитеты, которые Вы не приемлете?
- Мы такого не поем. Ты изначально направляешь ребенка, и как бы он ни сопротивлялся, он все равно впитывает тебя, он доверяет. Ты изучаешь его вкусы, но мягенько подвигаешь в нужную сторону, сосредоточиваешь на том, к чему стоит стремиться. Но и ребенку нужно доверять. Если он просить исполнить произведение, например, Эрики - почему бы и нет? Нужно учиться. И почему бы не поработать над произведением в стиле Эрики, взять ее песню как материал и внести в него частичку себя? Ведь не все произведения нашей эстрады низкокачественные.

- А дети могут заставить руководителя слушать свою музыку?
- Руководитель не должен быть консерватором. Он должен быть свободным, принимать ребенка с его мировоззрением, чувствовать его и помогать ему правильно слепить себя, обогатить себя. У меня многие девчонки увлекаются роком и исполняют его - но делают это мягче, элегантнее, по-женски. А почему бы нет? Поют блюз. Пытаются петь джаз. Мне кажется, это вкусно. Ограничений нет. Ребенок приходит, чтобы найти себя, чтобы выразить себя посредством песни. Они приходят с разными целями, но все проходят через один механизм - работа в классе, выход на сцену и участие в конкурсной концертно-фестивальной деятельности.

- Сцены не боятся?
- Нет. Потому что все нюансы, все мелочи проговариваются в классе. Как поступить, если вдруг фонограмма замолчала, если в микрофоне перестали работать батарейки, если на открытой площадке с тобой начали танцевать маленькие детки, если у тебя просят автограф… Ко всему этому нужно быть готовыми, не испугаться и не задрать нос.

- Бывает, что ученики огорчают?
- Бывают и моменты огорчения. Но это мимолетное. А в основном это желание все время что-то создавать – не пробовать, не экспериментировать, а давать стабильный результат. А чтобы был стабильный результат, ребенку должно быть все интересно, понятно и доступно. Он должен получать крепкую базу исполнителя и крепкую духовную базу. Я как педагог вкладываю в них себя. Главное правильно направить - на позитив. И тогда ребенок будет успешен. А если ребенок успешен - будут рады его родители. А когда родители рады - счастлива семья. Ведь так?

Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс».- №37 (295).- 15-21.09.2011.- стр.15

 

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.