on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Міський благоустрій: «прямий безлад...»

 

Городское благоустройство: «прямое неустройство …»

Время от времени в разговоре о прошлых, ушедших уже в небытие далёких временах иногда приходится слышать мнение о том, как «всё хорошо и прекрасно было при царе-батюшке»

Причём, похоже, подобные суждения основываются совсем не на исторических документах или фактах, а на отдельных и не совсем объективных «бабушкиных» рассказах. В то же время кто-то представляет старый Херсон эдаким провинциальным городишкой с остановившейся жизнью и сонным обществом город­ских обывателей. По крайней мере, таким предстает пред нами город в многочисленных заметках путешественников из прошлого.

Впрочем, спорить и доказы­вать необоснованность различных утверждений - попусту тратить время, всё равно каждый останется при своём мнении, даже несмотря на избитую фразу: «В споре рожда­ется истина». Лучше уж обратиться к той отрасли общественных наук, которая, по утверждению классиков Ильи Ильфа и Евгения Петрова, «знает всё» - к статистике. В далёкие самодержавные времена, а именно в1904 году, Центральный статисти­ческий комитет империи на основе собранных данных опубликовал лю­бопытные материалы, касавшиеся всех городов и посадов, входивших в её состав. Так как устаревшее слово «посад» не встречается в нынешней топонимике, напомню, что в прошлом посадом называлось крупное поселение, не имевшее статуса города: то же, что посёлок городского типа теперь. А городов и посадов на территории страны в те далёкие времена было 1084.

Много это или мало? Судите сами: ныне только на территории современной Украины, согласно энциклопедическим данным, числятся более 800 посёлков городского типа плюс 460 городов. Уже гораздо больше, чем на территории всей прежней огромной дореволюционной страны. Впрочем, не о том разговор. Нас интересует, как жили до революции все эти «города и веси». Начнем, пожалуй, с главного - с состояния улиц населённых пунктов при царе-батюшке. Согласно опубликованным в 1904 году данным, только в двух городах, Риге и Рязани, были замощены все улицы. Из остальных 1082-х в 320 населённых пунктах вообще были лишь грунтовые дороги без всякого намёка на мощение. Пожалуй, и представить себе невозможно, что творилось на этих улицах в весеннюю и осеннюю распутицу и как преодолевал глубокую грязь гужевой транспорт на своих узких колёсах.

762 города были замощены частично. К последним относился и наш Херсон, где с середины XIX века с переменным успехом велись работы по замощению улиц. Причём ради экономии городского бюджета главные улицы города, а также ведущие к пристаням, складам и базарам, мостили дорогим, но и долговечным, привозным гранитом, второстепенные же - чаще более дешёвым местным камнем. Впрочем, он не выдерживал конкуренции с гранитом и скоро рассыпался под окованными железом колёсами повозок, вводя городское самоуправление в глубокую депрессию и размышления, откуда брать средства на очередной «ямочный» ремонт.

Херсон входил в число счастливых обладателей централизованного городского водопровода. А таких цивилизованных городов, имевших свой водопровод, по всей империи насчитывалось всего-то 192! Вот с канализацией в Херсоне было действительно плохо, даже несмотря на то, что со всех сторон в городскую думу поступали интересные предложения от соискателей концессии на её устройство. В сущности, с канализацией в те времена не сложилось по всей империи, ведь подобная система утилизации имелась только в 38 городах.

В конце XIX - начале XX веков в Херсоне пытались осуществить идею строительства завода с мощными деструкторами для утилизации твёрдого бытового мусора, а английская фирма «Горбфоль» даже продемонстрировала образец своей продукции. Однако, как всегда у нас бывает, на благое дело в городской казне не нашлось достаточных средств. Впрочем, не могли сыскать денег для этих целей и на протяжении более чем векового периода, хотя время от времени старую идею реанимировали и даже выделяли немалые средства для поездки высоких херсонских чиновников за границу, якобы для завершения этой долго тянущейся эпопеи. Однако, как мы видим, «воз и ныне там»...

С медицинскими учреждениями в Херсоне в начале XX века было, в общем, неплохо. Кроме губернской и еврейской больниц (чуть позднее в 1914 году появились больница Тропиных и больница Алексеевской общины сестёр милосердия), в городе вели приём частные врачи, работало много аптек. А вот в 230 городах прежней империи общих больниц, предназначенных для городских жителей всех званий, не было вообще. Мало того, не было даже врачей, способных оказать неотложную медицинскую помощь, аж в 78 населённых пунктах!

В начале XX века Херсон чуть было не попал в число 55 городов, в которых имелись трамваи или конно-железные дороги. Не попал лишь по той причине, что заключённый между городской думой и представителем бельгийского общества г-м Рындзюнским договор на устройство городской электростанции и линии электрического трамвая оказался невыполненным. А сам предприниматель просто исчез с глаз долой сразу же после подписания документа. Дума, связанная по рукам и ногам договором, пропустила массу интересных предложений от соискателей концессий и предпринимателей и, в конце концов, пришла к выводу, что трамвай для Херсона - «ненужная роскошь».

Позже официально утверждалось, что вследствие «холмистости херсонского ландшафта строительство линии электрического трамвая не представляется возможным», как будто бы ландшафт, скажем, соседки Одессы, где уже имелся свой трамвай, был идеально ровным...

Далее в статистическом списке начала XX века числится Общество взаимного кредита. Что же, похоже, подобные, весьма важные для развития местной экономики, учреждения были в страшном дефиците, ибо на всю огромную империю в разных городах их насчитывалось всего-то 159! В Херсоне первое кредитное учреждение было открыто ещё в 1874 году, а в 1899 году по проекту губернского архитектора Антона Сварика на углу улиц Католической и Румянцевской (улица Суворова, 37) было построено здание для правления и банка. Без сомнения, и поныне это здание является архитектурным украшением старой части города. Было в Херсоне и своё потребительское общество, одно из 227 на всю империю. Из 146 ломбардов империи один из самых старых, основанный ещё в XIX веке, был в Херсоне.

Высоко котировались в прежние времена милосердие и благотворительность. Сейчас, пожалуй, невозможно и подсчитать, сколько благотворительных обществ действовало до революции в Херсоне. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов и местных меценатов, жертвовавших свои средства в помощь малоимущим и утверждавших стипендии наибеднейшим учащимся в учебных заведениях. Благодаря им же в городе действовало несколько ночлежных домов, самые известные - построенный в память Густава Фальц-Фейна и открытый на средства наследников ночлежный дом Буцельмана. И это в то время, как из 1084 городов империи как минимум 700 обходились без них. Мало того, на собственные средства на принадлежавшем ему городском участке земли общественный деятель и меценат Волохин разбил сад и построил дом-приют «для интеллигентных стариков», который содержали его наследники и по смерти учредителя.

Резюмируя изложенные факты, можно отметить, что, несмотря на целый ряд нареканий и недочётов в области городского благоустройства, Херсон таки был довольно развитым городом, выгодно отличавшимся от многих городов прежней самодержавной империи. В целом же выводы Центрального статистического комитета империи крайне неутешительны: «Городское благоустройство - ниже всякой критики. Это даже не благоустройство, а прямое неустройство. Заботы о здоровье населения слишком слабые. Попечение о бедных и неимущих и материальная помощь жителям оставляют желать ещё многого... »

Александр Захаров
Джерело: «Гривна-СВ».- №38 (930).- 19.09.2019.- стр.13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.