on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Новини регіону

23.03.2017, 11:33

Демократичний розвиток областей України – Херсонщина не пасе задніх...

31.10.2016, 09:39

Відкриття фотовиставки "Європейці в Таврії"

27 жовтня в Херсонській  обласній універсальній науковій бібліотеці ...
19.10.2016, 12:02

На Zабалці 2016 - триб'ют парасолькам!!!

Херсон в 19 веке

АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ
Много для Херсона сделал М.П.Лазарев, русский флотоводец и мореплаватель, адмирал с 1843 г. Он с 1833 по 1851 гг. командовал Черноморским флотом и портами Черного моря. При его участии ожили Херсонский порт и судостроительные верфи. В Херсоне приступили к строительству судов с железными корпусами, паровых фрегатов. С 1834 по 1851 гг. в Севастополе, Николаеве, Одессе и Херсоне построено 125 военных судов: 16 линейных, 9 фрегатов, 7 корветов, 11 бригов, 25 канонерских лодок и других военных кораблей. Под его руководством осушались болота вдоль Днепра, строились каменная набережная, дорога в порт, заканчивались улицы.

В 30-е годы улицы получают свое название: Купеческая, Солдатская, Почтовая, Сухарная и др. В середине XIX в. в городе – 92 улицы и площади. Центральные улицы стали мостить булыжником, тротуары - плитами из лавы Везувия, привезенными торговыми судами из Неаполя как балласт, и освещать сальными свечами. При въезде в Херсон через городские ворота (располагались напротив современной областной больницы) брали плату. Влево от ворот располагалось много встроенных мельниц, между ними - дома их владельцев. Прямо к Днепру, на протяжении 2 км, находился бульвар, устроенный губернатором Оленичем, обсаженный акацией. Влево от него - площадь, отделяющая город от крепости. Вправо - постройки канатного завода, длиной около 48 м под прямым углом к крепости шел Пестелевский бульвар и направо от него - центр города с губернаторским домом. Выше и ниже города по Днепру располагались сады. Особенно много их было выше города по балке Веревочной. Здесь же ломали известняковый камень. Он шел на строительные нужды и для выжигания известняка. Камыш по Днепру служил для жителей города топливом и строительным материалом.

СОВРЕМЕННИКИ О ГОРОДЕ
А.С.Афанасьев-Чужбинский, украинский писатель, этнограф, писал о Херсоне середины XIX в.: «Если подъехать к нему водой, в особенности от лимана, он кажется, издали довольно красивым городом, тем более, что по примеру всех своих новороссийских собратьев, изобильно обсажен акацией. Но вблизи это - царство длинных каменных заборов, между которыми торчат дома весьма некрасивой наружности. При малейшем дожде незатейливые улицы делаются непроходимыми, залиты буквально грязью; во время суши, при малейшем ветре, клубы едкой пыли буквально обдают с ног до головы... Вообще Херсон не может похвастаться наружностью и не в состоянии предоставить ни одного здания, которое отличалось бы красотой и изяществом стиля, однако, что можно похвалить, это так называемый бульвар, среди которого возвышается памятник Потемкину. Сам бульвар небольшой, растительность - акация, сирень, сюда вечером собирается общество. Весною бульвар красив; из города через большую площадь - обсаженная дорога, именуемая Пестелевским бульваром, ведет в крепость, где сохранилось ряд зданий, но в страшном опустошении. Особенно печально состояние монетного двора, где, по преданию, всего раза два была чеканка монет.
В крепостной церкви сохранилось кресло, на котором сидела Екатерина II. Собор этот небольшой и красивый, отличается благолепием и необыкновенной тишиной и порядком во время служения».

СТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО
К концу XIX в. Херсон раскинулся на 16 км по Днепру. Военный форштадт застраивался на север и к крепости. На север росли Забалка и Сухарное. Появились гражданские строения у Новороссийского генерал-губернатора, создан план застройки территории бывшей крепости и продажи частным лицам сохранившихся сооружений. В1874 г план расширения города утвержден министром внутренних дел для исполнения. На месте бывшего императорского дворца расположилась Херсонская учительская семинария. На месте морского арсенала и военных магазинов - Херсонское арестантское военно-исправительное заведение с церковью. На месте адмиралтейских кузниц - частный пивоваренный завод купца Лайера, бывшего отставного солдата. В двух уцелевших домах адмиралтейского управления - пивоваренный завод купца Фельмета. На месте двух корабельных доков - паровой лесопильный завод купца Вайнштейна. На месте других трех разрушенных доков - лесные склады херсонских купцов-лесопромышленников. В большом мачтовом сарае на берегу Днепра - склад леса для строительных нужд.

В марте 1865 г в Херсоне приступило к работе земство, орган местного самоуправления, созданного по земской реформе 1864 г. Она сыграла большую роль в развитии города. В 60-е гг. началось мощение улиц, большей частью тех, которые вели к пристани. В 1887 г. приступили к мощению гранитом главных улиц со специальными стоками для воды. В 1889 г. создана специальная артель для поддержания в порядке мощеных участков улиц. Вскоре работы по благоустройству приостановили в связи с отсутствием необходимой суммы и возобновили только в 1894 г. Многие улицы и площади, очищенные от грязи, приняли опрятный вид. Улучшилось освещение города, вместо сальных фонарей появились керосиновые. В конце века их насчитывалось 330 в центре города, окраины оставались неосвещенными.

На Привозной площади (в районе фабрики «Красень») построили башню с глубоким колодцем для пресной воды и установили паровую в 8 лошадиных сил машину для ее подъема наверх. Вода из общего резервуара шла по трубам в построенные каменные бассейны, образуя фонтаны. При колодце работала паровая мельница. Водопровод был необходим, в основном, для борьбы с пожарами. Местные жители брали воду из колодцев, покупали у водовозов по 1 коп. за два ведра. В домах знати применяли комнатные фильтры для очистки воды, но основная часть горожан использовала грязную воду. 23 декабря 1886 г. по первому городскому водопроводу дали воду в земскую больницу (ныне - д. №67 по проспекту Ушакова, здание областной больницы). Деньги на постройку дал взаймы местный купец Д.А.Пастухов.

С января 1887 г. началась полная эксплуатация водопровода. По городу уложили 22 км труб, установили 220 пожарных гидрантов, три фонтана на площади, колонки для ручного набора воды. В 1895 г. 418 домов в центре города обеспечены водопроводом.
В 1853 г. в Херсоне образована пожарная команда из 60 человек. Они до 1870 г. были сосредоточены в одном месте, а затем их разделили на четыре команды. Для пожарников в городе построили удобное помещение (сначала пожарные располагались напротив современной гостиницы «1 Мая», а затем переехали в здание с пожарной каланчой, сейчас на этом месте - Главпочтамт), где они занимались специальной физической подготовкой, необходимой при тушении пожаров. Из Лондона выписали пожарные инструменты. С 1870 по 1900 гг. пожарные потушили в городе 3 225 пожаров.

В 1862 г. введен в действие телеграф в здании почтовой конторы (д.№45 по современной ул. Горького). В 1896 г. открыта первая в городе телефонная станция ручного обслуживания. С1897 г. начал действовать телефон. В 1899 г. протяженность телефонных линий составила около 60 км, абонементов -166, из них -126 частных, 36 - правительственных, 4 -служебных.

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ
В конце XVIII - начале XIX вв. Херсон потерял свое значение главного торгового порта на юге России. Заграничная торговля сосредоточивалась в Одессе, ставшей главным портовым городом на Черном море. По мере того, как расширялась торговля в Одессе, Херсон приходил в упадок. Правительство в 1805 г. выделило финансовую помощь городу, что способствовало оживлению торговли. Херсон стал основным портом Черного моря по экспорту леса, шерсти, сала. Лес из Белоруссии сплавляли по Днепру, как и многие другие товары. Он шел на строительство Черноморского флота, торговых судов и за границу. Только в 1810 г. в Херсон доставлено 150 тыс. бревен. Одна десятая часть всех товаров, доставляемых в Херсон по Днепру, оставалась для потребностей города и губернии, девять десятых вывозили в порты Черного и Азовского морей, а отсюда - по всему Новороссийскому краю и за границу. Активную роль в торговле играли суда, построенные на купеческой судоверфи и принадлежавшие херсонским судовладельцам, экипажи судов набирали из жителей сел по Днепру, Днестру, Бугу. Шкиперами были украинцы, русские, греки. «Одесский вестник» № 91 от 1842 г. писал о предприимчивости херсонских шкиперов: «До сих пор крестьяне, поступающие на суда прямо от сохи, очень скоро делались матросами, а через два-три года шкиперами. Знания, приобретенные наукой, заменялись у них русской сметливостью, отвагою, решительностью, присутствием духа.

Об этом качестве моряков можно рассказать много чудесного, неимоверного. Один из шкиперов, херсонских, кажется, в 1830 г. зафрахтовал судно свое для отправления из Херсона в Лондон груза леса. Никто не подозревал, что он поедет сам в качестве шкипера, ибо знали, что далее Одессы и Севастополя не плавал, но по окончании погрузки наш Грицко, так вообще называли херсонских шкиперов, благословясь, поднял паруса и был таков. Через несколько месяцев, совершив благополучно рейс, он явился в Херсон. Шкипер этот был безграмотный».
Большие суда за навигацию из Херсона в Одессу делали 6 рейсов, малые — 7-9. Из Одессы суда возвращались чаше всего с грузом известняка для постройки домов.

В июне 1822 г. в Херсон пришел первый пароход, принадлежавший Черноморской эскадре. Его встречали, как невиданное чудо. Он приходил в город, пока не было закрыто адмиралтейство. Затем ежегодно в Херсон приходили военные буксиры для сопровождения плотов. Коммерческие пароходы не заходили в порт до 1857 года, так как торговля в Черном и Азовском морях производилась речными и каботажными судами.
В 1844 г. из Балты в Херсон перевели комиссариатскую комиссию, которая снабжала большую часть войск в Новороссийском крае и на Кавказе. Это способствовало развитию торговли города, так как херсонские купцы и судовладельцы получили подряды на поставку разных товаров комиссии. Для развития торговли в портах Черного и Азовского морей и перевозки пассажиров правительство выделило 5 военных пароходов, расположенных в Одессе. Один из них связывал Херсон с Одессой. Такое сообщение просуществовало до 1853 года, когда началась Крымская война.

В период войны, в связи с опасностью нападения, Днепровский лиман укрепили. Херсон стал перевалочным пунктом для войск, следовавших в Крым. В городе устроили временные госпитали. В 1855 году в Елизаветград перевели комиссариатскую комиссию. Торговля морем практически прекратилась. С окончанием войны в 1856 году порт снова начал свою работу. В 1857 г через него прошло свыше 600 парусных судов и пароходов. Возобновилось строительство коммерческих речных и парусных судов на судоверфи. В конце 1856 г. основано Русское общество пароходства и торговли с целью развития грузового и пассажирского сообщений Одессы с портами Черного и Азовского морей. В 1857 г, общество начало свою деятельность, а в 1858 г. оно уже владело 30 пароходами и пятью 60-сильными буксирами с 12 баржами. Один из пароходов ходил между Одессой и Херсоном три раза в неделю, перевозя пассажиров и разные грузы.

Отмена крепостного права в 1861 году дала новые возможности развитию сельского хозяйства и промышленности. Это привело к увеличению грузооборота Херсонского порта. Расширилась торговля хлебом. Осуществлялись, только каботажные перевозки. Недостаточная глубина Днепра не давала возможности развиваться Херсону как порту внешней торговли, и он до конца 19 века оставался портом для внутренних перевозок. Для города первостепенное значение приобретало углубление устья Днепра до такой глубины, чтобы морские суда свободно могли заходить в порт. Ходатайства по проведению углубительных работ были в конце 18 века и первой половине 19, но все они отклонялись. Только в 1876 г. выделили деньги на проведение работ, продолжавшихся до 1883 г. Глубина канала составляла 4- 4,5 м, но вследствие неудачного выбора места для углубления, слабости землечерпательных снарядов Днепр быстро мелел. В 1894 г. вторично возобновилось углубление канала на новом месте. Два года шли пробные работы, глубину довели до 5-ти метров. В 1896 г. приступили к основным работам. Стоимость проекта оценивалась в 4 млн. рублей. В 1900 г. длина канала составляла 40 км, из них 20 км – углубленны участки, при ширине 107 м. В 1898 г. по каналу прошло 4 963 судна с 41 млн. пудов груза.

"Херсонський вісник".- 23.10.2008

 

1. 18.11.2018 10:19
Илья
Супер

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.