on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Новини регіону

07.11.2024, 23:22

Херсон відвідали українські літератори Іздрик, Чорногуз і Цілик

У Херсоні 5 листопада пройшли поетичні читання Meridian Kherson 2024. ...
06.11.2024, 23:24

У Миколаєві відкриють персональну виставку херсонської художниці Яни Голуб'ятникової

Персональну виставку херсонської художниці Яни Голуб'ятникової “Почути, ...
04.11.2024, 23:46

Актриса Херсонського театру імені Миколи Куліша номінована на Шевченківську премію

Комітет з національної премії України імені Тараса Шевченка оприлюднив ...

 

Херсон в XIX веке

Город
С момента своего основания Херсон вошел в состав Новороссийской губернии (образована в 1764 р.), состоявшей из южных областей Российского государства и расширявшейся за счет присоединения земель Северного Причерноморья. После ее упразднения Херсон с 1783 г. стал уездным городом Екатеринославского, а с 1793 г. Вознесенского наместничеств. В царствование Павла I в 1796 г. из Вознесенского, Екатеринославского, Таврического наместничеств вновь образована Новороссийская губерния. Херсон остался уездным городом.

В 1802 г. по Указу Александра I Новороссийская губерния разделена на три: Екатеринославскую, Николаевскую, Таврическую. Херсон с уездом вошел в состав Николаевской губернии, а Николаев превратился в губернский город, но он не был приспособлен для этого. Здесь же находилось Главное управление Черноморского флота. Отсутствие нормальных помещений, теснота, дороговизна топлива мешали работе губернских учреждений. 15 мая 1803 г. последовал Указ Александра I Сенату: "По сведениям, от местного начальства доставленным, находя неудобным оставить губернское управление в Николаеве, как по трудностям отапливания, так и потому, что Морское управление, там еще находящееся, составляет само по себе часть обширную. Мы признали за благо губернскому управлению быть в Херсоне и, вследствие того, губернию Николаевскую именовать отныне Херсонскую". 20 мая губернское управление начало свою работу в Херсоне, который стал центром губернии.

Герб
7 октября 1803 г. был опубликован Указ об утверждении герба Херсона. Это - щит с золотым полем, на котором изображен коронованный черный двуглавый орел. В левой лапе он держит пламя, а в правой - лавровую веточку. На груди орла в голубом щите - золотой крест с четырьмя лучами в верхней части и небольшим перекладом внизу.

Наблюдение за Херсонской губернией поручено градоначальнику Одессы - герцогу Арману Ришелье. 13 марта 1805 г. он назначен генерал-губернатором Новороссийского края, Херсонским военным губернатором. Губернское начальство доносило в Одессу, где находилось главное управление Новороссийского края, о бедственном состоянии города, в котором он оказался после перевода Адмиралтейства в Николаев. Ришелье в 1805 г, посетил Херсон и нашел его в плачевном состоянии. Численность населения уменьшилась, по сравнению с XVIII в., в 10 раз и составила около 2 тыс. человек, сократились производство, торговля. Он понимал, что только немедленная помощь может спасти город от исчезновения: "Город Херсон различными стеченьями в последнее время доведен до такой степени упадка, что приведение его в состояние соответствующее пользам края и торговли, в ней производимой, зависит единственно от нарочитого вспоможения".

По ходатайству Ришелье, правительство предоставило Херсону доход от военной продажи, в счет которого было выделено 50 тыс. рублей для: а) строительства набережной и пристани, осушения болот по берегу Днепра; б) строительства в Греческом форштадте каменных продовольственных магазинов; в) мощения улиц; г) постройки госпиталя, школ. Выделялись деньги и судостроителям.

Перевод в Херсон губернского управления, финансовая помощь способствовали оживлению жизни в городе. В 1809 г. население достигло 4 794 человека, в 1814-12474 жителя и 15 тыс. военных. Увеличилось число торговых лавок, мелких ремесленных предприятий, появились дешевые товары и продукты. Развивалось купеческое судостроение. На верфях адмиралтейства строили военные суда, в том числе - 110 пушечные. Здесь работали около 5 тыс. человек, входящих в два рабочих экипажа: один - ластовый, одну - артиллерийскую роту и морской редут (300 арестантов). Стук молотков и топоров, крики мастеровых были слышны при тихой погоде в городе, даже в Алешках. С 1810 по 1830 гг. в Херсоне построено 356 судов, в том - числе - 30 военных. Обмеление устья Днепра явилось одной из главных причин, приведших Херсон к потере его значения как основного военного и торгового порта вблизи Черного моря. Появление новых удобных черноморских портов привело к упадку здесь судостроения и торговли, мешало развитию города в дальнейшем.

Конец крепости
В 1815 г. из Херсона перевели часть военнослужащих и мастеровых в Николаев в связи с увеличением объема работ на Николаевских верфях. Численность населения города в 1816 г. сократилась до 8650. В 1824 г. правительство признало целесообразным оставлять адмиралтейство в Херсоне и приняло проект адмирала Грейга о постепенном, в течение трех лет, его закрытии. Адмиралтейство, в которое вложили несколько миллионов рублей, в 1827 г. прекратило существование. Мастеровые со своими семьями переселились в Николаев. Сократилось число военнослужащих. Население города уменьшилось на 2/5, пришла в упадок торговля, возросли цены. Окраины города, где проживали рабочие, семьи военнослужащих, почти опустели. В городе остался канатный завод, а также в бывшем адмиралтействе небольшая часть рабочих для строительства и ремонта небольших военных судов.

Херсонская крепость, с упразднением адмиралтейства и развитием военного искусства, утратила свое первоначальное значение, Теперь она охраняла склады с различным военным имуществом, которое в них располагалось. В 1835 г. императорским Указом крепость ликвидирована. Часть зданий, построек, земля крепости и адмиралтейства поступили в ведение города, а позднее проданы с публичных торгов. Казармы, гауптвахта, складские помещения оставлены в распоряжение военно-инженерного ведомства (находилось в Одессе), которое разместило на территории крепости лишь один батальон. В 1837 г. закрыто военно-сиротское отделение, состоявшее из 1 тыс. кантонистов (солдатских сыновей, проходивших подготовку к военной службе). В 1853 г. закрывается адмиралтейский канатный завод, а его здание было приспособлено под казарму. В 1866 г. упраздняется должность коменданта крепости. Херсон в середине XIX в. от военного города принимает внешний вид, характерный для многих городов России.

В первой половине XIX в. город располагался на берегу Днепра на площади 6 км в длину и 2,5-3 км в ширину. Территория увеличилась за счет застройки Военного форштадта, Забалки и собственно города, особенно в первой трети века. К середине века рос район Мельниц, а от реки Кошевой до Забалки - Сухарное предместье. На этом месте действовали 50 хлебных печей под навесом, здесь готовили сухари для Черноморского флота и отправляли транспортными судами в Севастополь. К северу от города находилось Прядильное предместье (с середины XIX в. - Северное предместье), где располагался канатный завод и жили рабочие с семьями.

В период правления Новороссийским краем графа М.С.Воронцова в 1823-1844 гг., херсонских губернаторов Ганскау в 1831-1844 гг. и Пестеля в 1839-1845 гг. положение города постепенно улучшается. В1837 г. в нем проживало 15 682 человека, в 1841 - 20 тыс., в 1846 - 23 652, из них: духовенства - 227, дворян - 810, купцов - 425, мещан - 13576, разночинцев - 319, крестьян - 2 593, мастеровых - 560, иностранцев - 713, иногородних - 1 483, отставных нижних чинов - 1 159. В 1846 г, насчитывалось 4 632 дома (из 4 458 частных домов - 839 каменные), 192 лавки, 18 винных погребов, 2 гостиницы, 7 постоялых дворов, 15 полицейских будок, театр. В 1851 г. численность населения составила 34 737 человек.

Город не отличался красотой. Каменные дома знати чередовались с камышовыми и саманными строениями бедноты, большая часть которых представляла собой простые землянки. Немощенные улицы, изрытые ямами, утопали в грязи в ненастную погоду. По всему городу - небольшие лавки и питейные заведения. На месте современной гостиницы «Киев» и областной больницы находились обширные болота, куда местные жители ходили охотиться. По берегам Днепра рос густой камыш. Вредные болотные испарения, антисанитария были причиной массовых эпидемий. В1834 г. для управления городским хозяйством, общественными и судебными делами образованы городская дума, магистрат, сиротский суд, словесный суд, городское депутатское собрание, отделение купеческой верфи, квартирная комиссия.

Одним из первых вопросов, решенных городским самоуправлением, была засыпка болот по Днепру и строительство набережной. В 1807 г. построили земляную дамбу, отделявшую от болот и препятствующую разливам Днепра. Дамба служила местом размещения различных товаров, привозимых в Херсон по Днепру. Земляные надписи, идущие через болота, связывали дамбу с городскими улицами. Затем построили свайную набережную, просуществовавшую до 1834 г.

Визит самодержца
В мае 1818 г, в Херсон приехал Александр I. Знакомясь о городом, он пооетил местный госпиталь, канатный завод, присутствовал в адмиралтействе при спуске 74-пушечного корабля «Скорый» и закладке 11 -пушечного. Губернатор Сент-При на обеде вручил императору докладную с анализом экономического состояния города. В нем отмечалось, что обмеление Днепра, заболоченность его берегов у города, неудовлетворительное состояние пристани - все это мешало строительству военных и торговых судов, развитию торговли с другими странами. Александр I дал распоряжение инженер-генералу Бетанкуру разработать проект строительства набережной и новой пристани, что и было выполнено через 5 лет.

К строительству каменной набережной приступили лишь в 1834 г. Из запрошенной суммы в 500 тыс. рублей выделено на эти цели 160 тыс.рублей. Сначала - насыпали землю для поднятия берега у самой воды. Землю носили в мешках от адмиралтейства, а с 1835 г. возили тачками. Рабочим платили по 40 коп. в день. Для ускорения работ в 1836 г. была создана арестантская рота из 300 человек при 20 лошадях с повозками под командованием капитана Соловьева. В 1836 г. сформировали вторую арестантскую роту из 100 человек при 100 лошадях с повозками. Для перевозки камней с правого берега Днепра и Ингульца закупили 5 дубов (лодок). Ежедневно на строительстве набережной работали около 400 арестантов и 120 лошадей с повозками. Работы продолжались до 1848 г.

Набережная высотой около 3 м тянулась на 2 км вдоль правого берега Днепра от адмиралтейства и вдоль правого берега р.Кошевой до Соляной пристани (в 1847 г. на засыпку болот выделено 48600 руб., в 1852 г. работы приостановлены, затрачено 7270 руб.). Из выделенной суммы 18 тыс.рублей составили остаток. На эти деньги построили тротуар из толстых плит известняка. Каменная набережная просуществовала 23 года без ремонта и играла большую роль в жизни города. Подполковник генерального штаба А.Шмидт, посетивший Херсон в 1860 г., отмечал: «Вид набережной в Херсоне объясняет промышленное значение этого города. Здесь три пристани: Купеческая, Русского общества, пароходства и торговли, Южнорусского общества пароходства. Пароходы стоят у берега и снуют вниз и вверх, возле пристани толпятся суда, берег завален лесом, возле деятельно идут постройка, починка и конопатка лес, подводы привозят и увозят грузы направо и налево, в отдалении дымятся трубы паровых заводов, а на Карантинном острове ряд моек, лодки постоянно перевозят рабочих. Одним словом, здесь жизнь, деятельность и все значение Херсона, который как бы придан к этой местности и сам по себе не имеет отдельной жизни». (Продолжение следует)

Джерело інформації: "Херсонський вісник".- 16.10.2008

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.