on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новини регіону

23.03.2017, 11:33

Демократичний розвиток областей України – Херсонщина не пасе задніх...

31.10.2016, 09:39

Відкриття фотовиставки "Європейці в Таврії"

27 жовтня в Херсонській  обласній універсальній науковій бібліотеці ...
19.10.2016, 12:02

На Zабалці 2016 - триб'ют парасолькам!!!

> Персоналії > Кіно > Грінько Микола Григорович > Херсонский папа Карло: история одной судьбы

Херсонский папа Карло: история одной судьбы

Замечали ли Вы, переключая телеканалы в бесцельном поиске новых эмоций и впечатлений, что так или иначе, когда попадаешь на старые добрые фильмы времен минувшего столетия, сразу же хочется их пересмотреть?
До боли знакомые сюжеты, по миллиону раз виденные сцены, и такие родные актеры. Актеры, которых мы помним с детства. Такие великие, и такие любимые, как всесоюзный папа Карло - Николай Гринько.

А знали ли вы, что Николай Гринько - украинский советский актер, в 1973 году получивший звание Народного артиста УССР, родился в 1921 году в городе Херсоне?
Родители Николая играли в украинском рабоче-крестьянском передвижном театре. Молодой человек с самого детства тоже мечтал стать актером, но его планы разрушила война - Гринько призвали на фронт.
Николай служил стрелком-радистом авиаполка, был комсоргом полка, позже - старшиной гвардии. В части создал ансамбль самодеятельности, который гастролировал как фронтовая бригада. За активное участие в художественной самодеятельности и комсомольскую работу будущий актер был награжден медалью «За боевые заслуги».

После войны Гринько удается устроиться помощником режиссера, а с 1946 года стать уже ведущим актером драматических театров Запорожья и Ужгорода. Через десять лет Николай Григорьевич уже актер и художественный руководитель Киевского эстрадного оркестра «Днепр». В 1963 году он становится актером киностудии им. Довженко.
Дебют в кино состоялся в 1951 году в роли Бунтаря в фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко». В последующие десять лет Николай Григорьевич почти не снимался, полностью посвятив себя работе в театре. Первой, по-настоящему серьезной работой спустя десятилетие стала роль солдата-американца в фильме А. Алова и В. Наумова «Мир входящему» (1961 год). Режиссеры даже получили ящик коньяка, выиграв пари у американской делегации, что играл солдата не американец, а украинский актер. Николай Гринько настолько вжился в роль, что иностранные киношники приняли его за чистокровного янки. Картина получила специальную награду жюри на Венецианском кинофестивале, а Гринько присудили особый приз «За рекламу автомобилей фирмы «Студебеккер»» (автомобиль этой фирмы).

С 1961 года Николай Гринько полностью отдается новой стихии - кино. Очень неожиданной и эффектной его работой стала роль А.П. Чехова в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» (1969), об истории создания пьесы «Чайка» и ее провале на сцене Александрийского театра. С ним долго здоровались на Мосфильме: «Здравствуйте, Антон Павлович», а во Франции во время премьеры фильма Чехов-Гринько имел невероятный успех, наравне с Мариной Влади, которая была его партнершей.
Особыми стали для творческой жизни Гринько работы в фильмах Андрея Тарковского. Режиссер впервые увидел Николая Григорьевича в картине «Мир входящему», долго разыскивал его и с тех пор называл своим талисманом. У Тарковского Гринько дебютировал в фильме «Иваново детство», 1962 год. Эта картина получила высшую награду Венецианского кинофестиваля - «Золотого льва».

За ними последовали «Андрей Рублев» (1966), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974) и одна из лучших работ Гринько - роль Профессора в «Сталкере» (1979). В оскароносном фильме Райнера Вернера Фассбиндера «Третье поколение» главный герой описывает свою любимую сцену из «Соляриса» Андрея Тарковского: герой фильма немецкого классика рассказывает об образе, который создал в фильме наш земляк - образ Благородного Отца, живущего в самой глубине подсознания мирового искусства. В 70-х режиссеры открыли новую грань таланта актера: огромное чувство юмора, стремление к импровизации и отличную пластику. Особенно эти качества заметны в детских фильмах, где он прекрасно двигался и пел. Многие поколения знают и любят его как папу Карло из фильма-сказки Нечаева «Приключения Буратино» (интересно, что на эту роль Гринько не хотели брать из-за высокого роста, но Нечаев его отстоял). Были еще и «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Приключения Электроника».

Но, к великому сожалению, на киностудии им. Довженко его не считали «своим». Несмотря на мировое признание, на родной киностудии ему не дали ни одной главной роли. Сыграв в 180 фильмах, будучи востребованным в России и Европе, актер страдал оттого, что с ростом популярности в мире его просто перестали замечать в своем отечестве. Тогда он решил, что дома может что-то получиться, если делать фильмы самому. Начал писать сценарий к «Украденному счастью» по Ивану Франко. Мечтал о роли Миколы Задорожного, писал ее «на себя». С ним хитрили и студия, и Госкино УССР, тянули резину, не говорили ни да ни нет. Он ждал. Но когда прошло шесть лет ожидания, Гринько сказал: «Все. Поезд ушел. Микола тоже остается во мне. Жаль. Я бы хорошо это сделал». Его попытались утешить: мол, на данном этапе Украине нужна комедия. Гринько написал еще один сценарий - «Сеньор Марио пишет комедию» по пьесе Альдо Николаи. Итальянский драматург дал согласие, в Госкино Гринько поздравили и разрешили набирать актерский ансамбль. Но вдруг Госкино УССР решает: национальной студии нужна и комедия на национальной основе. Больше в украинское кино Николай Гринько не пытался пробиться. На студии его любили, поэтому, в обход начальства, некоторые режиссеры утверждали на небольшие, эпизодические роли, которые их фильмы только украшали.

Была у Гринько заветная мечта: сыграть Дон Кихота. К сожалению, приглашение от Резо Чхеидзе поступило тогда, когда Гринько по возрасту и состоянию здоровья уже не мог взяться за роль. Актер понимал, что даже на пробы режиссер позвал его, только зная о заветной мечте, и все же, когда студия «Грузия-фильм» пригласила Гринько пройти пробы на роль Дон Кихота, он обрадовался как ребенок. Казалось, давнишняя мечта сыграть Рыцаря печального образа вот-вот станет явью. Павильон на «Грузия-фильме» напоминал зрительный зал. Собравшиеся стояли, сидели друг у друга на головах - ждали «того, самого знаменитого... Неделю шли пробы, и неделю зал был полон. Когда Гринько выходил из гримуборной, люди встречали его в длинном коридоре, и он шел сквозь восторженный шепот и аплодисменты. Радовался: «По-моему, получилось!» Ему сказали: ждать решения. Ждал. Упрямо и с надеждой. Но вестей из Грузии не было. Актер все понял. Тогда он попросил отдать ему снятую пробу на память, но ее не отдали, и даже не ответили на просьбу. Николай Григорьевич слег. Это была настоящая драма для него, пережить которую он так и не смог. Николай Гринько умер 10 апреля 1989 от лейкоза.

Несколько лет назад в СМИ появилась информация, что на Байковом кладбище в Киеве вандалы разгромили памятник актеру Николаю Гринько. «Скульптура не на центральной аллее, чуть подальше... В тени деревьев актер застыл во весь рост. Почитай, два метра. Он почти такой же, каким был в жизни. Обаятельный, с неповторимым ироничным прищуром, с добрым бесиком в теперь уже застывших глазах, чуть ссутулившийся, в элегантном пиджаке, в рубашке с распахнутым воротом, в руке зонтик... Этот зонт подонки долбили, должно быть, кувалдой - поддался не сразу. Хотели было взяться уже за «руки»-«ноги», да кто-то преждевременно спугнул...» - писал в своей статье о этом ужасном акте бесчеловечности и вандализма кинокритик и журналист Олег Вергелис. А ведь его жена Айше Чулак-Оглы продала все ценности, которые у нее были, чтобы установить любимому Николаю надгробный памятник. Оставила только два кольца: подарок мужа и подарок отца - на светлую память о двух самых дорогих мужчинах в ее жизни.

Руслана Митюхина
«Наддніпрянська правда плюс».- №9 (9).- 12.2013.- стр.20

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.