on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новини регіону

23.03.2017, 11:33

Демократичний розвиток областей України – Херсонщина не пасе задніх...

31.10.2016, 09:39

Відкриття фотовиставки "Європейці в Таврії"

27 жовтня в Херсонській  обласній універсальній науковій бібліотеці ...
19.10.2016, 12:02

На Zабалці 2016 - триб'ют парасолькам!!!

> Організації > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Центр живої історії "Олешье" > ХХІ век: путь из варяг в греки.

ХХІ век: путь из варяг в греки.

С 12 по 28 мая 2011 года ребята из Центра живой истории “Олешье” (Херсон) и военно-исторического клуба «Копье» (Елец, Россия) совершили переход из Курска в Киев на
двух вёсельных лодках – копиях средневековых суден. Они прошли 902 километра по воде! Участники похода всё это время жили в условиях, максимально приближенных к средневековью. О том, как это было, рассказал журналисту БИВНЕЙ Павел Билецкий, капитан украинской команды.

Кому в голову пришла такая необычная идея?
П.Б.: Идея похода обсуждалась уже довольно долго. Этот переход инициировали наши друзья из Ельца. Они в 2008 году построили свою первую лодку на собственные деньги,
а потом выиграли грант и построили ещё три лодки. И начали потихоньку воспроизводить части исторических переходов киевских князей «из варяг в греки». В 2009 году они спустились из Ельца в Азов – повторили переход Святослава на хазар, а это полторы тысячи километров. В 2011 году в продолжение этой темы они «Святослава вернули в Киев». Когда мы узнали об этих походах, нам было жутко интересно поучаствовать. И в этом году мы решили, что только отсутствие конечностей помешает нам грести на лодках. Один из наших даже уволился с работы, чтобы пойти в этот поход. Начальной точкой маршрута был выбран Курск. Оттуда нужно было дойти до Киева. Получилось 902 километра. Из них 5 километров мы прошли под парусом, а всё остальное прогребли на вёслах, поскольку ветер неумолимо дул в лицо. Хотели стартовать прямо из Курска, но там есть АЭС с тремя кольцами защиты, и для того, чтобы стартовать оттуда, нужно было выбивать множество разрешений. Поэтому мы начали спуск 40 километрами ниже из села им. Карла Либкнехта.

Кто придумал и организовал акцию?
П.Б. : Придумали эту акцию всё те же ребята из Ельца и назвали её «Ратный путь». Их поддержало управление внутренней политики городской администрации Ельца. Они вышли на Москву, Киев, решили все вопросы с переходами через границу, ну и, собственно, погребли.

А где вы взяли финансы на такую масштабную акцию?
П.Б.: Финансирование было нужно лишь для транспортировки лодки обратно из Киева в Липецк. На это выделила деньги администрация Липецкой области. Всё финансовые вопросы по прохождению границ взяли на себя от России –«Единая Россия», а от Украины – «Партия Регионов», а всё остальное в походе (еда, амуниция) – это всё наше собственное. Грубо говоря, мы сами себе организовали отдых.

Какая была команда?
П.Б.: Команда была отменная –15 негодяев: 10 россиян и 5 украинцев, из них трое херсонцев. Люди из разных городов. И была только одна девушка, которая гребла наравне со всеми и ни в чём не уступала остальным, не халтурила.

Что с собой брали, что забыли ?
П.Б.: Наш походный быт, как и сами лодки, были максимально приближенны к реалиям IX–X веков. Мы старались не брать с собой всё, что встречается в современной жизни. Конечно, были исключения. На протяжении всего похода нам ставили в укор, что мы ходили в кроссовках. Но мы одевали обувь только при переправах, потому что в средние века понтонных мостов было меньше и битого стекла на дне тоже гораздо меньше. И пришлось взять с собой ноутбук, чтобы ежедневно отчитываться перед Липецком – что мы деньги не пропиваем в кабаке, а действительно делаем наше любимое дело. Еда готовилась на берегу, у костра на треноге. Каша с мясом – приблизительно то, чем питались в то время. Соответственно, посуда, костюмы и антураж были копией той эпохи.

Что было самым сложным и самым интересным?
П.Б.: Запоминающимися были все 16 дней похода. У нас даже появились свои собственные приметы. Когда мы проплывали мимо населенных пунктов, люди доставали камеры, телефоны. За весь поход было 16 волоков. Когда лодка не могла пройти под мостом, мы полностью её разгружали и перетаскивали на себе. Было пару экстремальных ситуаций, когда только слаженная работа команды спасала корабль. Перед Путивлем лодку развернуло и понесло на сваи, надо было оперативно и слаженно грести. Получилось. Команда оказалась замечательной! Самая весёлая ситуация произошла на границе. Была подана заявка на прохождение границы, но украинских граждан не хотели пускать. Оказалось, что между Россией и Украиной нет договора о пересечении границы по воде. Мы были первые за последние сто лет! Поэтому, когда встал вопрос о пересечении границы, нас попросили вытянуть лодки на берег, дотянуть их до КПП и снести обратно. Но после того, как мы таможенников припугнули журналистским скандалом, они сами к нам выехали.

Всё время грести и тащить лодки – не скучно было?
П.Б.: Каждый день мы гребли с 8 утра до 9 вечера, а потом разбивали на берегу шатровой лагерь. Четыре весла и копьё – вот и всё, что нужно для установки шатра. Ночевали, потом под дикий крик капитана просыпались, одевались и быстренько гребли дальше. Ночью корабли подтаскивали на берег и ставили на якорь, чтобы не унесло ветром или волнами. Так что корабли ночевали вместе с нами. Некогда было скучать.

Расскажите подробней о лодках.
П.Б.: Мы шли на двух лодках: одна лодка плоскодонная (шестиметровая плотва), её ребята построили, опираясь на традиции судостроения Среднего Дона. А вторая (9,75 метров) – точная копия лодки викингов, которую нашли в Гомстеде. Вот этими двумя лодками, собственно, и путешествовали. На обе лодки была возможность поставить парус. Попробовали, очень понравилось: ты сидишь, а он тебя тянет, весело.

Почему корабль взяли в России ?
П.Б.: В Украине нет ни одной реконструкции судов того времени. Даже та лодка, что сейчас затоплена недалеко от Херсона – всего лишь стилизация на тему. Лодка была с мотором, а моторов ни у казаков, тем более у викингов не было. Вот и пришлось одолжить плавсредство у соседей.

Планируете ли сделать свою лодку?
П.Б.: Будем строить лодку! И для этого объединяемся с ребятами из Ельца. Мы хотим собрать вместе все маленькие кусочки походов и совместить их в один. В 2013 году хотим пройти из Азова в Стамбул!

СТАТИСТИКА:
кол-во дней пути - 16
пройденное расстояние - 902 км
волоков - 16
самый длинный волок - 500 м (2 судна и вещи = 5 км)
команда - 5 украинцев, 10 россиян
кол-во лодок - 2
средняя скорость - 7,5 км/ч
средний дневной переход - 60 км


Василий Келеберда
"Бивни". - №65. - лето 2011. - стр.8
 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.