on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > Візуальне мистецтво > Футуризм на Херсонщині > І глюкали зелюки, як мюмзики в маві... (Льюїс Керрол)

 

И глюкатали зелюки, как мюмзики в маве... (Льюис Кэрролл)

16.09.2006

За последние двести с лишним лет своего существования наш край повидал многое. Видел он на своем веку и немало писателей. На Херсонщине бывали и жили, как блестящие литераторы, так и весьма посредственные, малоспособные.

Одним из наиболее известных мест Херсонщины, связанных с историей литературы, является село Чернянка, находящееся совсем близко от Черного моря. Зимой 1912-1913 годов в нем гостили знаменитые поэты-футуристы Владимир Маяковский, Велемир Хлебников, Алексей Крученых и Бенедикт Лившиц. Принимающей стороной были братья Николай, Давид и Владимир Бурлюки, отец которых служил в Чернянке управляющим Черно-Долинского заповедника графа Мордвинова.

В декабре 1912 года в доме Бурлюков футуристы организовали поэтический кружек «Гилея». Вскоре «гилеевцы» обнародовали литературный манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором изложили свои взгляды на искусство, а заодно предложили Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классических писателей скинуть с «корабля современности». Общественность на эту хулиганскую выходку отреагировала чрезвычайно противоречиво - многие, конечно, были оскорблены, другие открыто смеялись над авторами футуристической прокламации, однако, нашлись и такие, кто воспринял манифест положительно.

В Херсоне и Каховке члены «Гилеи» опубликовали несколько своих книг. В типографии наследников Худишиной увидела свет книга В. Хлебникова «Учитель и ученик». В издательстве «Экономия» была напечатан книга Хлебникова «Творения. 1906-1908.». В этой же типографии увидел свет сборник В. Лившица «Волчье солнце», а так же «Затычка» (соавторы Хлебников и братья Бурлюки), «Молоко кобылиц», «Дохлая луна».

В Херсоне поэты-футуристы организовали выставку живописных работ Давида Бурлюка, названную «Венок». Свое пристрастие к авангардному искусству Д. Бурлюк объяснил Борису Лавреневу так - «…на классической традиции, на серьезной живописи в наше время ни славы, ни капиталу не наживешь. - Нужно глушить буржуа и обывателя дрючком новизны».

Борис Лавренев любил гостить в Чернянке летом. Примкнув в юности к футуристам, он продолжал дружить с ними многие годы (хотя свои литературные взгляды и пересмотрел). В одно из своих посещений дома Бурлюков, Лавренев написал памфлет на Давида Бурлюка. Заканчивался он так - «Писатель принял нас на четвереньках и на наш вопрос, что Вы думаете о Рождестве Христовом, ответил - «И ух, ксы чим ши борщь рыгнуть Ким дыр О ».». Сам же Д. Бурлюк написал не менее странное стихотворение Дыр бул щир…Интересно, о чем оно…

Философские взгляды футуристов на искусство, и вообще на жизнь, можно определить как воинствующий нигилизм. Они отрицали эстетику как таковую, не признавали объективных законов русского литературного языка, презирали мораль, всячески хулили принципы государственного устройства Российской Империи, выражавшиеся в традиционной формуле - православие, самодержавие, народность. Футуристы гневно относились к русской монархии, хотя власти не преследовали их за инакомыслие, да и за хулиганство тоже. Если бы поэты-футуристы так бунтовали при советской власти (которую воспевали в своих стихах), как при государе Николае, то собирались бы они не в Чернянке, а где-нибудь в Воркуте, за колючей проволокой ГУЛага.

Поэты «Гилеи» считали самыми важными принципами искусства новизну и эпатажность, однако, в их творчестве не было ничего принципиально нового. Наличие матерных словечек и отсутствие знаков препинания и рифм - старая придумка, ее использует и по сей день подавляющее большинство самодеятельных поэтов во всем мире, использует для того, чтобы оправдать свою поэтическую несостоятельность. Неприличными словами не брезговал даже такой известный литератор как Барков (современник Пушкина, живший за сто лет до Бурлюков ). Футуристы придумали свой собственный язык, но он не был понятен никому, даже им самим. Читатели, познакомившиеся с их стихами, уподабливаются Алисе (героине Льюиса Кэрролла), блуждающей в зазеркалье и так и не понявшей, о чем же все-таки говорят его жители.

Александр Блок о футуризме отозвался так - «…русский футуризм был пророком и предтечей тех страшных карикатур и нелепостей, которые нам явила эпоха войны и революции.»

Футуризм явился наиболее экстравагантным и скандальным явлением в русской литературе 20 века. В истории нашей страны он оставил глубокий след, однако, и прошлое нашего края связанно с ним основательно.

Павел Иванов-Остославский
16.09.2006

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.