on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Туризм, відпочинок, розваги > Яхтовий туризм у Таврії > К столетнему юбилею парусного спорта Херсонщины

К столетнему юбилею парусного спорта Херсонщины

«Определением Херсонского Губернского по делам об обществах присутствия, от 7 августа 1907 г., настоящий устав утвержден и помянутое в нем общества внесено в реестр обществ и союзов по Херсонской губернии № 25 г. Херсон «13» августа 1907г.»
Губернатор, Камергер двора его Величества М.Н. Малаев."

Этой записью в губернском реестре узаконен устав созданного Херсонского яхт-клуба, целью которого было «… развитие парусного, парового (водно-моторного) и гребного спорта и содействие уменьшению несчастий на воде, происходящих от незнакомства любителей с условиями правильного плавания на судах». В начале 1908 года на стрелке Карантинного острова было возведено временное деревянное строение в котором разместилась вахтенная служба яхт-клуба. Летом же 1908 года на яхтах, принадлежащих членам яхт-клуба, были проведены первые парусные гонки, положившие начало развитию парусного спорта Херсонщины. Первым командором яхт-клуба избрали князя Александра Дмитриевича Максутова; членами яхт-клуба могли быть «лица всех сословий и обоих полов не моложе 21 года». Капитальное здание яхт-клуба, сохранившееся до настоящего времени, построили в 1913 году на благотворительные взносы его членов и при существенной финансовой помощи местного помещика П.И. Соколова. В 1914 году в яхт-клубе базировалось 11 парусных яхт, используемых для гонок, дальних плаваний и прогулок.

С началом революции и последовавшей гражданской войны яхт-клуб не работал, хотя имеется свидетельство участника событий, об учебном плавании молодых херсонцев, призванных в Рабоче-крестьянский Военно-морской флот Советской республики на 2-х парусных яхтах из Херсона в Одессу и обратно. Плавание состоялось осенью 1922 или 1923 года с целью первоначальной морской подготовки военморов. Возобновление работы яхт клуба относиться к лету 1926 года. С 1932 года яхт клуб входил в состав ОСВОДа, имел в составе флота парусные яхты и гребные шлюпки. Работал летний бассейн для занятий плаванием. С началом Отечественной войны 1941-1945, деятельность яхт-клуба прекратилась. После войны яхт клуб передали судостроительному–судоремонтному заводу им. Коминтерна. Практическое возрождение парусного спорта началось в 1948 году, когда в Херсон прибыли полученные по репарации парусные яхты немецкой постройки. Областной спорткомитет распределил прибывшие яхты следующим образом:
- яхта «Весна» - Херсонскому яхт-клубу;
- яхта «Чайка» - водной станции созданной в этом же году Детской спортивной школы;
- яхта «Метеоролог» - Херсонскому гидрометеорологическому техникуму;
- яхта «Моряна» - Херсонскому мореходному училищу Морского флота.

Все яхты находились в запущенном техническом состоянии, потребовалось вложить много труда для их восстановления. На этих яхтах в дальних спортивных плаваниях получили хорошую морскую практику многие херсонские яхтсмены. В 1952 году Херсонский яхт-клуб из состава судостроительного – судоремонтного завода передали Областному комитету по физкультуре и спорту. На его базе была организована областная водно-спортивная станция. На её территории разместились базы нескольких спортивных обществ, развивающие кроме парусного, также гребной, водно-моторный спорт, морское многоборье, плавание, водное поло, прыжки в воду. По инициативе директора водной станции ДСШ Н.И. Хомика в 1948 году херсонским мастером деревянного судостроения Коноваловым Г.Ф. были построены 4 гоночных парусных швертбота национального класса Р3 конструкции известного советского инженера судостроителя Р.А. Алексеева, впоследствии создателя серий судов на подводных крыльях. На этих швертботах «Первенец» «Коралл», «Быстрый», «Экватор» проводились первые после войны гонки среди взрослых и детских экипажей.

В 1950 году под руководством Н. И. Хомика было совершено дальнее спортивное плавание под парусом по маршруту Херсон – Киев – Херсон. На яхте «Весна» под руководством начальника областной водно-спортивной станции А.Г. Романова совершено дальнее спортивное плавание Херсон- Севастополь- Херсон. С 1958 года херсонские яхтсмены совершали дальние спортивные плавания и регулярно принимали участие в парусных гонках, проводимых на Черном море на яхте «Днепр», стальном кэче, построенном в Херсоне. На этой яхте впервые херсонские спортсмены выполнили разрядные нормативы. Первыми мастерами спорта по парусу стали в 1960 году работники Херсонского судостроительного завода Середенко П.А. и   Дедков А.И.

С 1963 года яхта «Украина», построенная на ХСЗ являлась участником всех Черноморских регат. На этой крупной яхте (водоизмещение более 25 тонн) десятки работников судостроительных предприятий Херсона, студентов судомеханического техникума, курсантов мореходного училища, получили морскую практику и навыки. До конца 1980-х годов яхта эффективно использовалась для организации и обеспечения проведения парусных соревнований и одно-двух дневных оздоровительных походов работников завода. Успешная работа парусных секций Детской спортивной школы, Областной водно-спортивной станции (яхт-клуба), понимание большого прикладного значения развития парусного спорта для Херсонщины, послужили стимулом для организации парусных секций спортивными организациями, промышленными предприятиями и учебными заведениями Херсонщины.

С 1952 начала работать парусная секция на водной станции завода им. Петровского, с 1958 года - парусная секция Херсонского судостроительного завода. В начале 60-х годов парусные секции были открыты практически на всех водноспортивных базах, принадлежавших промышленным предприятиям, учебным заведениям и спортивным обществам Херсона. Это, кроме уже упомянутых Комбайнового им. Петровского и Херсонского судостроительного заводов, парусные секции Херсонского морского торгового порта, з-да Полупроводников, Хлопчатобумажного комбината, Южного электромашиностроительного завода (г. Новая Каховка), Индустриального института, Мореходного училища морского флота, спортобществ «Спартак», «Буревестник», «Авангард». С яхтсменами работали тренеры энтузиасты Клокун Н., Белый А., Цвиг И., Балкинд А., Родионов О., Фурсов А., воспитавшие первое поколение перспективных яхтсменов занимавших призовые места на соревнованиях высокого ранга: Сегала Ю., Глузкера В., Бергарда Ф., Помпеева А., Бредова А., Кайду Ю., Блюммера В., Сало А., Рожкова В., Мухина А., Саевича С.

В 1966 году на базе Херсонского яхт-клуба (областной водно – спортивной станции) был организован Завод спортивного инвентаря ( руководителями завода в разное время были Романов А.Г., Алтухов В.М., Оборожный В.Г.) На заводе приступили к выпуску продукции для водных видов спорта. Освоена серийная постройка шестивесельных ялов для морского многоборья, лодок для популярной в то время народной гребли, крейсерских яхт международного класса «Фолькбот» и национального класса Л-6 для парусных гонок и крейсерских плаваний. Строились парусные суда оригинальных проектов по специальным заказам. Массово изготавливались высококачественные весла для разных видов гребного спорта (байдарки, каноэ, академическая гребля). Эта продукция помогала нашим спортсменам завоевывать победы на чемпионатах Европы, Мира, и на Олимпийских играх. Большой вклад в освоение производства и выпуска этой продукции внесли известные херсонские мастера деревянного судостроения: Коновалов Г.Ф., Черноморченко П.М., Погорелов И.М., Головацкий Т.И., Арданов В.И. В течении более чем 20 лет продукция завода пользовалась неизменным спросом.

С развитием парусного спорта начали появляться детско – юношеские классы спортивных парусных яхт. В 50-х годах это швертботы национального класса «Ёрш», в 1968 г.швертботы международного класса «Кадет», на которых могли выступать дети от 9 до17 лет. На эти небольшие спортивные яхточки с настоящими тремя парусами для двух членов экипажа перешла большая часть юношей с больших спортивных яхт класса “М” и “Летучий голландец”. Эти яхты дали возможность заниматься парусным спортом детям младшего возраста. Именно в этом классе яхт старший по возрасту капитан брал к себе самого младшего по возрасту матроса и учил его азам парусного спорта. Занятия на "Кадетах" были настолько захватывающими, что за румпель этого парусника садились уже опытные гонщики и мастера спорта такие как Помпеев А., Блюммер В., Бредов А., Рожков В.. Именно симбиоз молодежи и ветеранов, уважение к старшим и помощь молодежи, трудолюбие и любовь к парусу была основой парусной школы, которую создали херсонские тренеры и организаторы спорта: Романов А.Г., Блюммер В.В., Удовицкий М.С., Григорьев П. И. Комаров В. А., Ковальский А. С. и др.

В период с 1960 по 1991 год парусный спорт культивируется большинством спортивных водных баз. В Херсоне работают парусные секции на «Буревестнике», «Воднике» «Спартаке», базах завода Карданных валов, «Петровце», завода им. Петровского, Херсонского морского порта, Херсонского судостроительного завода, Херсонского полупроводникового завода, Хлопчатобумажного комбината, в Новой Каховке на базе СК «Статор» завода «Южэлектромаш». Среди них в спортивных достижениях наиболее отмечены СК «Петровец», тренеры Блюммер В. и Мухин А., ХСЗ тренеры Марченко В., Соловей В., «Спартак» тренер Цигорлаш В., «Буревестник» тренер Балкинд А., в Н. Каховке СК «Статор» тренеры Комаров В.и Чернышёв И. Уникальным явлением для Советского союза - было открытие сельских яхт-клубов на территории Херсонской области в с. Станислав и ПГТ Великая Лепетиха. На большой период времени эти яхт-клубы стали основным местом проведения областных парусных регат, на старт которых выходили десятки яхт детско-юношеских, национальных и олимпийских классов.

Традиционные областные регаты , которые проводились в В. Лепетихе ко Дню ПОБЕДЫ, всегда проходили на высоком организационном уровне, в нескольких классах гоночных и крейсерско-гоночных яхт, поэтому среди яхтсменов их даже называли «Малые олимпийские игры». Эти соревнования, которые были открытыми, собирали яхтсменов из городов Одесса , Николаев, Херсон, Днепропетровск, Запорожье. Замечательная акватория, хорошая гавань и яхт-клуб дали возможность для организации в ПГТ В. Лепетиха первенства Украины среди юношей младшего возраста. Из большого количества парусных классов, которые входили в программу республиканских и союзных соревнований постепенно на просторах Херсонщины сформировались школы в олимпийских классах катамаран «Торнадо» и «Финн». Именно в этих классах высокие результаты показывали херсонские яхтсмены. В классах катамаранов «В» чемпионами Украины стали мастера спорта Помпеев А.А. и Бредов А.В., чемпионами Украины и СССР (группа В) был экипаж Распопова Е., Заикина А., участниками чемпионата Мира - братья Гармаши С. и М.( СК «Петровец»), тренеры Блюммер В. и Мухин А., серебряными призерами чемпионата СССР стали Ковалев В. и Кургин В., Мочалов С. и Корягин В., Зима В., Шульгин С. (ХСЗ) тренеры Марченко В. и Байзаков Г.

Школа СК «Петровец» в классе "Финн" имела хорошие показатели. Призерами чемпионатов и первенств Украины становились мастера спорта Мухин А., Савич В., Аннин А., Блюммер А., Логвиненко Д., а Василенко А. стал победителем «Хрустального кубка СССР» (чемпионата СССР, соревнования с пересадкой экипажа). К сожалению, в то время отсутствие «фирменной» материальной части не давало возможность херсонским яхтсменам занимать более высокие места. Это было время распределения лучших яхт, приобретенных Госкомспортом за валюту у известных иностранных фирм в столичных городах и крупных промышленных центрах. Поэтому херсонским яхтсменам приходилось соревноваться, используя только свой опыт в физической, технической и тактической подготовке, на отечественной материальной части. В конце 80-х, спорт стал омолаживаться, ставка делалась на молодые экипажи, которые имели бонусы для поездки за границу и на получение новой материальной части. Такой шанс нужно было использовать, что и было сделано тренерами СК «Петровец» Мухиным А. и Павлюшневым А.. За короткое время были подготовлены в классах "Финн" призер молодежных игр Украины Аннин А., и чемпион молодежных игр Украины Блюммер А.

В детских и юношеских классах основное внимание было уделено классу "КАДЕТ". Наибольшие успехи в этом классе были у экипажей: Бабича А., Мациевича А., победителей первенства СССР, Пономаренко В., Царинного А. (бронзовых призеров первенства СССР). На соревнованиях херсонские яхтсмены не раз оставляли за кормой экипаж Родиона Луки (серебряного призера Олимпиады в Афинах), на старты всесоюзных соревнований в классе КАДЕТ выходило более 200 участников, конкуренция на воде была огромная, но в шестерку лучших часто входили и херсонские яхтсмены - Ябро М., Шаповалов А., Теленга С., Свидерский А. Детско-юношеские классы сменялись на олимпийские. Так Бабич А. и Пономаренко В.. начали осваивать класс "470" и довольно успешно, став членами молодежной сборной СССР. С 1984 года в Станиславский яхт-клуб приходит тренер Ведьманов В.Н., а с 1986 года Блюммер А.В.. Помещение яхт-клуба размещалось в обычном сельском доме на берегу Днепробугского лимана, где и начинался новый этап развития парусного спорта в Херсонской области. Уникальная природная акватория, постоянный ветер, волны и простор давали возможность быстрого спортивного роста новичков и техники ведения парусных лодок. На учебные сборы в Станислав приезжали парусники из Москвы, Николаева, Херсона.

Простые мальчики и девочки из сел Александровка, Широкая балка, Софиевка и Станислав получали хороший опыт и через некоторое время становились участниками престижных соревнований в городах Никополе, Энергодаре, Запорожье, Севастополе. Они выступали не как статисты, а постепенно шаг за шагом приближались к верхним строчкам в протоколах соревнований. В Станиславской ДЮСШ мастерами спорта становятся неоднократные призеры первенств Украины, призеры и чемпионы первенств СССР Шаповалов А, Чечина С., Бевз В., Белоус А., Тушо Ш.. Особенно весомые результаты показали Чечина Снежана (победитель кубка СССР и чемпионата СССР в 1991 году) и Бевз Виктория (серебряный призер Первенства СССР), которая на период с 1991 по 1994 год не имела себе равных на всех всеукраинских регатах. С 1994 года в связи с тяжелым финансовым положением практически останавливает свою работу все детские парусные секции области. Начинается упадок детско-юношеского спорта. Материальная часть на большинстве спортивных баз продана или уничтожена. Во время этой черной полосы для херсонского парусного спорта, было потеряно более 200 парусных лодок с парусами такелажем и дельными вещами, что привело к прекращению работы базовых школ СК «Петровец», ПГК «ХСЗ», Станиславской ДЮСШ.

В 1999 году при поддержке председателя ФСО «Колос» Роля В.А., начинает работать группа парусников под руководством тренера СК «Петровец» Блюммера А.В. Постепенно налаживается учебно-тренировочный процесс, совершенствуется материальная часть, и спортивная база. Большим достижением, прорывом в 2001 году на чемпионате Украины стало 3 место, завоеванное Царинным А. Уже после этого за 2002-2007 года было подготовлено 4 мастера спорта Украины (Царинный А., Щедролосев Д., Лужанский В, Блюммер Е.), восемь чемпионов Украины, чемпионы юношеских игр Украины, чемпионы Молодежных игр Украины, 18 призеров чемпионатов Украины, 5 чемпионов первенств Украины, 2 чемпиона Кубка Украины. Эти результаты, поддержка управления науки и образования Облгосадминистрации и помощь директора ДЮСШ №2 Моисеева Е.О., привели к открытию в 2005 году отделения парусного спорта в этой школе. В ДЮСШ пришли заниматься большое количество мальчиков и девочек. Первые успехи пришли к юным спортсменам и их тренеру Л.В. Шишке в 2007 году. Особенно успешным оказался кубок Украины среди мальчиков и девочек младшего возраста в г. Севастополе, где серебряным призером стала в классе «ОПТИМИСТ» Проволоцкая В.

В 2005 году возобновлена работа детской парусной секции на ВСК ОАО «ХСЗ». Опираясь на помощь первичной профсоюзной организации начал продуктивную работу тренер мастер спорта Логвиненко Д.Б. Частично обновилась материальная база , приобретен тренерский инвентарь, пришли первые успехи: Бабич Наталья и Паленая Виктория в 2007 году стали серебряными призерами первенства Украины в классе «КАДЕТ». В 90-х годах не прекращалось функционирование такого направления парусного спорта как крейсерские гонки (это гонки на речных и морских акваториях на большие расстояния). Несмотря на значительное (троекратное) уменьшение участников этих гонок удалось сохранить традиции и спортивный дух. В течении навигационного периода до 25 яхт с числом членов экипажей около 75 человек принимало участие в 6 – 10 соревнованиях. В силу объективных причин пришлось отказаться от проведения гонок на хороших, давно освоенных, акваториях (Днепробужский лиман и Каховское водохранилище) и ограничиться только гонками на ближних дистанциях – река Днепр. В тоже время и в крейсерских гонках есть существенные успехи: Яхты «Форос» (ХМТП), «Ягуар» (ХСЗ) «Скиф» и «Мрия» (ХТФПС) – капитаны Ковалев В., Логвиненко Д., Толчинский А., Свистула С. – постоянные участники соревнований проводимых в Одессе, Черкассах, Запорожье. Первые места в этих соревнованиях неоднократно занимал экипаж яхты «Мрия», а чемпионат Украины среди крейсерских яхт в 2003 г. выиграл экипаж яхты «Форос».

Очень хотелось бы закончить эту статью, посвященную юбилею парусного спорта Херсонщины в мажорном тоне, с надеждой и перспективой на будущее, но реалии заставляют говорить о другом. Именно в 2008, юбилейном для Херсонского паруса, году возникает угроза его дальнейшему существованию. Новые владельцы промышленных предприятий области, получив с их приобретением право на объекты соцкультбыта, начали, вопреки законам Украины, их перепрофилирование. Очень лакомыми кусочками оказались территории спортивных баз этих предприятий, расположенные непосредственно на водных акваториях, ранее выделенные рабочим коллективам для развития водных видов спорта, Так в г. Новая Каховка, в спортклубе «Статор» ОАО «Южэлектромаш» прекращена работа детских парусной и гребной секций. Лишаются места стоянки и крейсерские яхты. На этой территории предполагается снос причалов, спортивных сооружений и постройка частных жилых коттеджей новых владельцев.

Прекращается также работа детских спортивных секций на ОАО «Херсонские комбайны» и ОАО «Херсонский судостроительный завод». Это, совсем уже не праздничная и не юбилейная, тема для другого разговора. Наилучший выход из этого положения - изъятие территорий спортивных клубов, расположенных непосредственно на водных акваториях, у новых собственников и передача их в коммунальную собственность, с сохранением основного направления деятельности - развития массового спорта и организации городских яхт-клубов. Решение данных проблем остается за главой Облгосадминистрации Силенковым Б. В., городскими головами гг. Херсона и Новая Каховка Сальдо В. В., Коваленко В. И. и директорами промышленных предприятий этих городов: ОАО «Херсонские комбайны», ОАО «Херсонский судостроительный завод», ОАО «Южэлектромаш», ОАО «Укргидромеханизация». В настоящее время продолжателем традиций 100-летнего существования парусного спорта Херсонщины является Херсонская территориальная федерация парусного спорта Парусной федерации Украины, которая объединяет всех любителей паруса области. Несмотря на возникающие трудности херсонские яхтсмены не собираются уходить с завоеванных позиций.  К этому обязывает верность традициям, выработанными предшественниками, и ответственность перед грядущими поколениями.

Председатель ХТФПС Толчинский А. Ф.

8. 19.11.2011 00:33
Anonymous

у вас опечатка Цигорлаш не Г а Валентин Афанасиевич

22.11.2011

Редакция портала связалась с представителем Херсонской территориальной федерацией парусного спорта, который подтвердил, что тренера СК "Спартак" зовут Цигорлаш Валентин Афанасьевич. Благодарим за интерес к нашему ресурсу!

7. 09.03.2011 21:46
Кузя

 Спасибо за статью! Не смотря на то что очень многих фамилий из 60-70 годов нет-все равно СПАСИБО!

6. 31.03.2009 09:12
Редакция

Оно, конечно, лучше, когда все и сразу, и побольше. Да только такое чаще на поле чудес предлагают...

5. 30.03.2009 11:44
Шеф-повар

....да першпектива    ...она  всегда .на горизонте..свойство такое у нее... . 

4. 30.03.2009 08:24
Редакция

Ваше предложение будет учтено при перспективном планировании.

3. 27.03.2009 23:23
Шеф-повар

Спасибо за публикацию. Вот если бы (да кабы !!) создать что-то типа исторической фото галереи с документами и портретами спортсменом и людей которые строили и развивали   водный спорт в Херсоне..

---------------

.....пройдет под ветром круто

мелькнет в седое утро

и проглядеть ее не трудно.....

-------------

 

..да ..хорошо помечтать о чужих каравеллах....

2. 26.03.2009 11:40
Редакция

Сергей, спасибо за отзыв. Мы рады всем проявлениеям неравнодушия к нашему городу. Тема эта действительно очень важна для нашего города на Днепре и мы намерены к ней еще не раз вернуться.

1. 25.03.2009 13:24
Середенко Сергей

Очень приятно было наблюдать за парусниками в 100 летний юбилей, думаю, что нужно устраивать подобное мероприятие на день победы и на день города и на день независимости! Большое спасибо что упомянули моего деда - первого мастера спорта по парусу Середенко Павла Авдеевича! 

Необходимо развивать и  мотивировать жителей Херсона заниматься водными видами спорта! Когда-то Херсон называли столицей водных видов спорта СССР!!!
Если хотите пообщаться на эту тему - всегда с удовольствием, имэйл указан!!!!

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.