on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

23.03.2017, 11:33

Демократичний розвиток областей України – Херсонщина не пасе задніх...

31.10.2016, 09:39

Відкриття фотовиставки "Європейці в Таврії"

27 жовтня в Херсонській  обласній універсальній науковій бібліотеці ...
19.10.2016, 12:02

На Zабалці 2016 - триб'ют парасолькам!!!

Королева кукол Тамила Максименко

28.02.2008

Тамила Максименко всегда мечтала стать актрисой театра и кино. С отличием окончила режиссерский факультет культпросветучилища, училась в Харьковском театральном институте на известном курсе Хоткевича, но вуз так и не окончила - вышла замуж. Перед рождением ребенка ушла в академотпуск, да так в институт и не вернулась. Но именно ей суждено было стать основателем Херсонского театра кукол и его первой актрисой... Вы удивлены? Об этом факте мы и узнали из письма в редакцию газеты «Маркет +» Людмилы Крячковой, а потому решили поговорить с Тамилой Алексеевной подробнее.

- Тамила Алексеевна, с чего же начинался наш кукольный театр?
- В конце 1971 года в Херсон приехала гастрольная группа актеров Московского театра кукол Образцова (в то время слава о нем гремела по всему миру) со спектаклем «Гулливер в стране лилипутов». Лили-путики - куклы-марионетки, Гулливер и Симпсон (капитан пиратского судна, он же рассказчик) - актеры в живом плане. Увидев спектакль, я навсегда заболела куклами, пришла к актерам и сказала, что хочу всему этому научиться. Меня взяли, я ездила с ребятами на гастроли, училась 4 месяца - без оплаты.

- И актеры известного театра просто так взяли с собой восторженную девушку?
- Да. Они были очень рады поделиться своим мастерством. И были поражены, что я согласилась без денег с ними ездить - и помогать, и учиться. Сначала я изучала кукловождение - это основная работа актера-кукольника. Москвичи работали с куклами-марионетками - это самые сложные куклы: 25-30 лесок, которыми управляется кукла, связаны на коромысле. Было очень сложно. Потом училась озвучивать куклу, выражать ее характер. Научившись обращаться с куклами, я безболезненно ввелась в спектакль вместо актрисы Ларисы Башаровой, которой нужно было уезжать на экзамены (она заочно училась в ГИТИСе). Москвичи были рады, что Бог им послал меня, и я исполняла две Ларисины роли - девочку Кильмину и Королеву острова.

- Что дали Вам уроки, полученные у московских артистов?
- Что работе нужно отдаваться полностью, любить детей и быть с ними справедливыми, что нужно любить кукольный образ и создавать эту волшебную связь, взаимопонимание между зрителем и актером... Когда я фразу-мячик бросаю в зал, она возвращается ко мне, напитанная энергией, а я эту энергию зрителя принимаю и отдаю ему вдвое больше.

- Как одной актрисе удалось создать целый театр?
- Театр начинался с нуля. Статус и штат он приобретал постепенно. Мы сделали новые куклы по подобию московских (первые куклы были топорные, неуклюжие, тяжелые, неповоротливые), пригласили профессиональных актеров-кукловодов из Харькова и Днепропетровска и начали с того же «Гулливера в стране лилипутов». Потом стали готовить новые спектакли. Первое время кукольный театр в управлении культуры даже не значился, а мы обитали в парке Ленинского комсомола, в одноэтажном домишечке за озером. Раньше в нем был хоздвор, но управление культуры освободило это здание, достроили два флигеля, там мы и ютились. В одной комнатушке - мастерские, где изготавливались куклы, в другой - бухгалтерия, в третьей жили две актерские семьи.

- Где же молодой театр в то время выступал?
- Летом - в пионерских лагерях: Алексеевка, Скадовск, Красное, Лазурное, Железный Порт. Тогда лагерей была тьма-тьмущая. В Херсоне и в области, когда мы начинали, не было такого садика, такой школы, где бы мы не работали. Нас постепенно стали узнавать, посещать, приглашать, о нас стали говорить другие театры кукол, нас начали приглашать в другие города - Одессу, Харьков, Николаев, Кировоград. Мы все время были в разъездах, и в мороз, и в жару, фактически, жили в автобусе -там мы репетировали, там у нас проходили собрания. Бывало, в осенне-зимнюю распутицу застревали в глухих полях, на горизонте даже огонька не было видно... Но мы были энтузиастами, в день играли по 2-3 спектакля на разных площадках. Приезжаешь усталый, но видишь этих детишек в зале - они ждут чуда, они пришли на праздник.

Как можно сыграть тяп-ляп?
И когда открывается ширма - начинается волшебство. Ребята окунаются в эту атмосферу, и эта связь передается от них к нам, а мы эту энергию возвращаем им.

- Вы продолжали работать с куклами-марионетками или же использовали и другие куклы?
- После «Гулливера» больше марионеток у нас не было - в основном, работали с тростевыми куклами, как, например, в спектакле «Чебурашка и его друзья», где я играла старуху Шапокляк (его мы поставили еще до того, как на телевидении вышел мультик).Тростевые куклы - вторые по сложности после марионеток, а самые простые, куклы-перчатки, использовались в «Колобке». На этот спектакль и пришло новое поколение актеров - в основном, выпускники Херсонского культпросветучилища.
Вообще тогда мы готовили разные спектакли на
разные возрастные группы - и для садика, и для школьников. Работали и над серьезными спектаклями. Из Челябинского театра кукол к нам приехал работать главным режиссером Василий Ващаев, он готовил спектакль для взрослых «Божественная комедия». Мы были и в живом плане, и по образу и подобию актеров делалась кукла. Жаль, что Василий Иванович серьезно заболел и спектакль так и не вышел.

- С каким зрителем работать сложнее - с ребенком или со взрослым?
- На наши детские спектакли приходило много родителей. Взрослого искусство завораживает, но он понимает условность происходящего, а ребенок чист, он все принимает за правду. Мне кажется, для детей работать сложнее -их не обманешь, они верили всему, что происходило, и забывали, что это куклы, сопереживали, сочувствовали, предупреждали героев об опасности.

- Какая роль была для Вас самой любимой?
- Пожалуй, ведьма Клоанса. Мы сделали спектакль «Великан и ведьма» по болгарской сказке «Ореховый прутик». Проще всего - сделать злую куклу и играть злой образ. А у меня была ведьма-новатор, она создавала проблемы и их решала, она много фантазировала, была смелая, находчивая. Наша группа была компактной, приходилось играть несколько ролей, в этом же спектакле я еще играла Шишечку, и на поклон выходила с ней, а не с Клоансой (наш главный режиссер Степан Иванович Ивахин запрещал выходить на поклон отрицательным героям). А ребятам всегда так нравилась Клоанса с ее неуемной фантазией, что они на всех спектаклях скандировали «Кло-ан-са! Кло-ан-са!». Тогда Степан Иванович говорил: «Выходи». И учил молодых актеров: «Смотрите, как из отрицательного образа можно сделать любимицу».

- Как получилось, что Вы оставили свое детище?
- Я пригласила актеров, я отвечала за них, но условия не улучшались, управление культуры ничего не меняло, а на голом энтузиазме много не наработаешь. Условий никаких, ставки - мизерные. И приглашенные актеры стали искать себе новое место. Мой муж (он работал вместе со мной в нашем театре) тоже нашел для нас интересную творческую работу
- парный конферанс в венгерском ансамбле, и мы поехали на гастроли по всем столицам бывшего СССР, работали в разных филармониях - Алма-Атинской, Хабаровской, Целиноградской, Ташкентской. Думала, что ушла из театра на время, оказалось - навсегда. После нашего отъезда вся моя группа рассыпалась. Когда, разведясь с мужем, я через 5 лет вернулась в Херсон, в 1979 году, то первым делом пришла в театр кукол
- в тот же домик в парке Ленинского комсомола. Оказалось, пока я гастролировала, не осталось никого, кто бы меня знал. Новый режиссер, новая дирекция. И в театр, который я создала, меня не взяли...

- И чем же Вы занимались все это время?
- Окончила курсы по краеведению, которые вел Август Эрнестович Вирлич, и с 1979 по 1991 год была экскурсоводом. Над информацией работала как над образом, как над ролью. Работала завотделом по работе с детьми в объединенной дирекции парков - как раз в том здании, где у нас был кукольный театр, руководителем агитбригады в ДКС...

- Почему с такой любовью к куклам Вы не попробовали продолжить карьеру актрисы театра кукол в другом городе?
- Когда создавался Черниговский театр кукол, Василий Иванович Ващаев меня пригласил ведущей актрисой. Сначала мне было очень приятно, я даже купила билет на поезд, но... подумала и все же решила остаться в родном Херсоне.

- Получается, что больше к куклам Вы так и не вернулись?
- Нет, но с ними была еще одна незабываемая встреча. В 1996-98 годах я работала в Америке. Сначала через фирму устроилась в Нью-Йорк, в русскоязычную семью беби-ситтером, через 4 месяца оттуда ушла -устала от отсутствия общения, а я человек творческий, энергичный. В русской газете по трудоустройству нашла себе новую работу - во Флориде, в Орландо, где находится Диснейленд, огромное количество отелей и мотелей, куда нужны были горничные - house-keeping, как там говорят. А в выходные изучала Диснейленд (для этого и месяца будет мало). Входной билет стоил 25 долларов, но мы не жалели денег. И там, в Диснейленде, я увидела кукольный спектакль для взрослых «Собор Парижской Богоматери», который меня просто поразил. Там все было так, как мы планировали сделать в «Божественной комедии» - в одной роли и живой актер, и кукла-марионетка. Куклы большие- вполовину человеческого роста. Плюс - это опера. Актеры-кукольники с оперными голосами! Это такое мастерство! Я сидела в зале, а слезы лились градом. Вспоминала молодость, и все время меня преследовала мысль: вот бы у нас в Херсоне такое сделать. Пусть это будет не столь монументальное полотно,пусть это будет не опера, но что-то почерпнуть из этого великолепного спектакля, позаимствовать хотя бы крупицу этого мастерства... Потому, вернувшись из Америки, вновь пошла в кукольный театр - мне снова отказали, сославшись на мой «неактерский» возраст. Хотя мне кажется, что для актера-кукольника возраст не имеет значения(играл же в театре Образцова Зиновий Гердт, которому было под 50) -ведь ты сам на сцену не выходишь, ты стоишь за ширмой. Но возраст - это опыт, помноженный на мастерство. Так что я несколько раз пыталась вернуться.

- И все же несмотря на то, что Вы уже на пенсии - работать творчески продолжаете... -Да, меня пригласили на
областное радио вести передачу «Театр у микрофона». Мы сделали несколько записей - отрывок из пьесы Ольги Кобылянской «У неділю рано зілля копала», а «Мати-наймичка» (по шевченковской «Катерине») даже звучала в Шевченковские дни в Каневе.

- А как Вы сегодня оцениваете работу кукольного театра?
- Очень жаль, что молодое поколение, на которое мы оставили театр, творчески не росло, театр даже потерял. Потому хочу пожелать творческому составу кукольного театра хороших серьезных полотен, которые привлекали бы не только малышей, но и подростков, старшеклассников и даже взрослых.

- А что бы Вы сделали, если бы все же удалось вернуться в кукольный театр?
- С удовольствием бы попробовала себя в режиссерской работе, делала бы возрастные спектакли - то, что интересно было бы смотреть современному юному зрителю. Может быть, даже фантастику и, конечно же, классику.

Лариса Жарких
Херсон маркет.-28.02.2008
 

1. 15.02.2011 16:34
Лилия

«Ореховый прутик» - это не болгарская сказка, а мультфильм по мотивам сказки румынского писателя Кэлин Груя.

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.