on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новини регіону

14.02.2022, 08:47

VI Всеукраїнський хореографічний фестиваль-конкурс «DANCE-клас»

Положення про конкурс «DANCE-клас» Дитяча громадська ...
12.01.2022, 09:14

"Суспільне: Херсон" запрошує на передпоказ документальної програми «Херсонська бавовна або невдалий радянський експеримент»

  12 січня о 13:00 у Херсонській обласній універсальній ...
03.01.2022, 11:26

Для xepcoнcькиx дiтeй opгaнiзувaли нoвopiчний зaxiд у тeaтpi ляльoк

  З нaгoди нoвopiчниx тa piздвяниx cвят, Xepcoнcьким мicьким ...


Крылья звука

Если не говорить о таланте, то большую часть музыкальных инструментов, в основном, оживляют руки музыканта. Когда этого мало, и инструмент молчит, то тогда, наверное, в него нужно вдохнуть нечто большее. Вдохнуть - в буквальном смысле слова, потому что речь идет о духовых инструментах - кларнете и саксофоне. Душа не просто на них играет: кажется, она имеет с ними какой-то необыкновенно близкий контакт. Соединение дыхания исполнителя и плоти инструмента создает почти бессознательное состояние, когда артист, порой, сам не понимает, кто он в эти минуты - участник, посредник или наблюдатель. Не зря такие инструменты изощренно называют «чувственными». К ним прикасаются губами. И так же, как и в любви - если это делать, основываясь на взаимность, искренно и нежно, у звуков вырастают крылья.

Василий Олексий - кларнетист, педагог, с 2002 года депутат городского Совета.
- Василий Николаевич, почему считают, что творческому человеку для того, чтобы творчество рождалось, обязательно нужно мучиться и быть несчастным? Счастье не стимулирует?
- Возможно, это так: человеческая душа, мучаясь, ищет выход, а значит, творит. Впрочем, ко мне это не очень относится. Общаясь с поэтами нашего города в «Литературной гостиной», читая стихи - счастлив. Многие мои стихи появились от ощущения счастья. Некоторые я положил на музыку - ведь я, прежде всего, музыкант.

- Музыка, поэзия, педагогика, политика.... «мастер на все руки» - в искусстве опасная роль. Найти свое амплуа - нелегкая задача и цель для многих художников. А для Вас?
- Совершенно с вами согласен, но дело все в том, что я не считаю себя поэтом. Иногда душа требует, и откуда-то появляется рифма. Я не работаю над стихами как профессионалы. Как родилось - так и записал. Что касается политики - я человек постоянный и верный до конца. Все, что делаю, делаю обдуманно. Да и как без политики - это жизнь. На выборах в 2002 году у меня было девять соперников: чиновники, бизнесмены и даже священник - но победил я. Значит, люди поверили мне именно за мои взгляды, в том числе политические. Как же я могу им изменить?

- Преподавать, значит, передавать опыт, не так ли? Как Вы относитесь к желанию молодых, еще не устоявшихся «специалистов», учить других и передавать «отсутствующий опыт»?
- Молодости свойственна самоуверенность. Недостатком молодости является то, что она быстро проходит, а утешением - то, что появляется этот самый опыт. Для того, чтобы иметь опыт, его нужно передавать, пусть даже небольшой. Чем больше учишь других, тем больше сам становишься умнее и опытнее.

- Гармония - главная нить, держащая опору сложнейшего музыкального организма - оркестра. Из чего соткана эта нить, как она создается, кто в праве ее разорвать?
- Гармония нужна во всем. Она существует в природе, в отношениях между людьми, между совестью и поступками. Без нее все гибнет или существует уродливо. Гармония в музыке - чудо! Понимать и мыслить звуками - счастье! И мне очень жаль тех людей, особенно молодых, отвергающих и не понимающих классику. Ведь Бах, Вивальди, Моцарт существуют столетия, а «попса» гибнет в течение года, осточертевая от частого повторения. Не думайте, что я старый брюзга - просто мне было очень обидно видеть, когда во Франции, где мне довелось немножко поработать в Руанской консерватории, молодежь, наравне с тем, как набивала залы на концертах попмузыкантов, и с таким же интересом посещала выступления студентов и педагогов музыкального училища.


- Выступления с концертами - это увлечение?
- Для меня выступления с концертами - не есть увлечение. Увлечение - это хобби, а музыка для меня - это жизнь. Была бы возможность - играл бы ежедневно. А я - педагог. Моя обязанность - учить. У меня сейчас чудесные ребята. Очень их люблю, хоть каждый из них со своей придурью, свойственной их возрасту. Но талантливы!...

- Почему кларнет и саксофон, прильнув к разным устам, звучат по-разному?
- Потому, что душа у каждого разная. Ведь музыку создает душа, а губы, или, как мы говорим, исполнительский аппарат - это инструмент. Когда-то, будучи студентом Одесской консерватории, я был на концерте профессора Московской консерватории Флиера. Он исполнял «на бис» мелодию для флейты Глюка. Весь зал сидел, закрывши глаза. Рояль звучал как флейта...


- Поэзия - тоже музыка, и тоже в исполнении каждого поэта звучит по-разному. Мелодией какого инструмента раздаются Ваши стихи?
- Во всем нужна искренность. И стихи, и музыку можно исполнять по-разному. В этом счастье творчества. Слушатели идут на концерты разных исполнителей и слушают одни и те же произведения, получая огромное удовольствие именно от того, что исполнение разное, хоть ноты одни и те же. А стихи рождаются просто от хорошей музыки, в том числе звучащей в душе человека. Но выразить себя лучше всего я могу, играя на кларнете - он часть меня. Я держу его в руках с 1955 года. Я предел слышу каждый звук на тысячную долю секунды раньше, чем он прозвучит.

- Каким должен быть звук, чтобы он смог взлететь?
- Чтобы звук взлетел, как вы говорите, его должен исполнить счастливый человек. А я именно такой. Счастливым меня сделали все учителя, встретившиеся мне на моем пути, начиная с самодеятельного оркестра и заканчивая консерваторией, и само великое чудо - Музыка. А в этом чуде самое главное быть искренним, без лицемерия и фальши.

Елена Шeльц и Татьяна Кондакова
"Вік" 15.04.2006

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.