on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новини регіону

23.03.2017, 11:33

Демократичний розвиток областей України – Херсонщина не пасе задніх...

31.10.2016, 09:39

Відкриття фотовиставки "Європейці в Таврії"

27 жовтня в Херсонській  обласній універсальній науковій бібліотеці ...
19.10.2016, 12:02

На Zабалці 2016 - триб'ют парасолькам!!!

> Організації > Шоу, масові видовища > Фестивалі Таврії > Кто играет у прохожих на виду

Кто играет у прохожих на виду


В Великой Александровке на Херсонщине прошел первый областной фестиваль "Играй, гармоника". В нем участвовали музыканты из разных населенных пунктов края.

Организаторы фестиваля: областной центр народного творчества и управление культуры райгосадминистрации. В репертуаре были как классические произведения, так и народные наигрыши. Среди баянистов профессиональное владение инструментом продемонстрировали студенты Херсонского музыкального училища. Среди гармонистов был признан лучшим Владимир Тихоход из Великой Александровки. Играл на этом большом концерте и известный в Украине баянист, директор Станиславской музшколы Михаил Баев.

Нужно отметить, что музыканты Херсонщины успешно выступали на международном фестивале "Играй, гармоника", который проводился в 2004 г. в с. Чаусово Николаевской области, а в 2005 г, - в Киеве.

Кто бы мог подумать, что гармошка снова зазвучит в нашей жизни! Казалось, что её окончательно и бесповоротно вытеснили электрогитары и навороченные синтезаторы. Ан, нет, запела, заиграла тальяночка. Вот уже и фестиваль провели... Оказалось, что баян самый подходящий музыкальный инструмент для заработка, как говорится, на пленэре. В крупных городах можно услышать уличных музыкантов, играющих на всех известных инструментах. А вот в провинции для этой цели используется преимущественно гармошка или баян. Конечно, встречаются молодые люди, брынькающие на гитаре. Но разве может молодёжь сыграть, а глядишь, и спеть, песню из пятидесятых, которая за сердце возьмёт?

На центральном рынке в Херсоне седенький баянист играет мелодии легендарной британской группы "Битлз". А за душевное исполнение не жаль и с денежкой расстаться. Музыканты на улицах встречаются разные: от самоучки до обладателя диплома консерватории.
Появилась гармонь в России в начале XIX века. В "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Эфрона по этому поводу пишется: "Гармония - народный ручной инструмент, занесён к нам из Германии. Гармония своим быстрым распространением вытеснила почти все наши народные музыкальные инструменты и ограниченным числом издаваемых звуков повлияла на искажение наших народных песен".

Особенно большую роль в популяризации нового инструмента сыграли портовые города Петербург, Рига, Одесса. Научиться играть на двухрядной гармонике было достаточно просто, и она стала популярной. Балалайка отошла на второй план. Спрос породил предложение. Появились типовые конструкции гармоний: тульские, саратовские, вятские (тальянка), ливенские, хромка и другие. Гармонь была инструментом с упрощенным звукорядом, что не позволяло передавать мелодию» как говорится, один к одному. В 1908 году московская публика впервые увидела афиши, где было напечатано название "баян", данное новой совершенной гармошке с полным звукорядом. На баяне можно было исполнять произведения любой сложности.

Советская власть всемерно способствовала распространению в массах гармоники. В 1930 г. начала издаваться газета "За гармошку". А вот с украинскими кобзарями и лириками велась беспощадная борьба. ЦК ВКП (б) издаёт постановления: "Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД", "Об утверждении репертуара в учреждениях НКО" (народного комиссариата образования, -примечание автора), "Положение об индивидуальной музыкально-исполнительской деятельности". Газеты того времени запестрели "броскими" заголовками: "Будем внимательней контролировать кобзарей!", "Кобза - музыкальная соха!", "Против кобзарей - радио Днепрельстана!". Взамен народу предлагалось осваивать "кудесницу-гармошку", баян, домру.

В1970 г. в СССР было выпущено около 400 тысяч баянов и гармоней. В Украине возникло целое производство этих инструментов. Достаточно вспомнить широко распространенные баяны "Украина", "Полтава" и др. Во всех музыкальных школах и училищах страны открывались обязательные классы баяна. Как бы там не было, а хороший баянист был желанным гостем в любой компании. "Какая свадьба без Ивана, какая песня без баяна" -это слова из песни. Были в те года и прославленные виртуозы-баянисты.

С начала 80-х годов увлечение баяном пошло на убыль. Стали слушать магнитофоны, смотреть "телек". Сейчас вообще не нужно владеть каким-либо музыкальным инструментом: можно "клепать" композиции на компьютере, петь под "караоке".

На сегодня в Херсоне осталось два мастера, которые могут отремонтировать и настроить баян, аккордеон, гармошку. Это люди пенсионного возраста. Учеников у них нет.

Виталий Москаленко
Газета "Вгору".-2006.-26.10 (43)

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.