on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

20.04.2024, 14:28

"Ескізи вільної весни". У Херсоні художниця представила виставку картин у стилістиці самчиківського розпису

  Херсонка Олена Маляренко презентувала виставку картин у стилістиці ...
20.04.2024, 14:24

На концертах збирає гроші на потреби ЗСУ. Історія адвоката та музиканта з Херсона

  Херсонець Дмитро Ігнатов 20 років працює у правовій сфері ...
20.04.2024, 14:17

Онлайн-екскурсія Гозадінови - херсонська та маріупольська гілки династії

  19 квітня пройшов ще один віртуальний захід у межах проєкту ...

 

Лирика, просто "Лирика"

01.11.2006

Наш город можно поздравить. В Херсоне вышел поэтический сборник на русском языке. Впервые лет за двадцать. А может и за девяносто. На украинском языке, согласен, были попытки написать-издать что-то стоящее, а вот на языке Пушкина - увы. Конечно, сборники издавались. И даже в немалом (и всё угрожающе возрастающем) количестве. Вот только к поэзии этот девятый вал рифмоплётства имеет косвенное отношение...

Пардон! Я не учёл полукустарным образом изготовленные книжицы самого автора сборника, вошедшие в оный в качестве разделов. Они, слава богу, регулярно появлялись с 1995 года. Вот только полноценными изданиями назвать их нельзя, что Женя Яненко и сам понимает, А вот теперь - да! Всё как положено: глянцевая бумага, прекрасные иллюстрации, гарнитура Arial. Лучшее за десять лет из девяти сборников. Хотя... эти тексты уже давно вошли в городской фольклор: «Я бросил пить по выходным - ещё суровей стали будни», «Мне б ходить по свету в форме пистолета, но хожу пока в образе виска», «Ни денег, ни другого зелья...», «Подайте мне принцессу духа и тела (мне не надо - крови)». Их даже не надо расписывать по строкам - и так выстреливает. Если объявить всепланетный конкурс на самое ироничное двустишие рубежа тысячелетий, то в финал выйдет: «Своё-то я смогу, но как терпеть несовершенство - мира?» или скромное: «Ты так намучилась со мной, природа, отдохни на детях». А вот - лучшее лирическое поздравление возлюбленной в десять слов (по существу, конкретно и ничего лишнего): «Я тебя поздравляю и желаю увидеть и услышать и просто».

Когда-то в 90-е годы, читая первую подборку Яненко «Не без названия», я придумал экспресс-тест на способность к писанию стихов. Претенденту нужно дать подстрочник знаменитого стихотворения Перси Шелли «Good Night» и попросить сделать перевод на русский язык с соблюдением всех формальных особенностей поэтического текста оригинала. И сразу станет ясно, кто чего умеет (один кондомный графоман на это мне ответил: я не переводчик, я - пойе-е-эт.); перевод Яненко не только удачнее всех известных мне, он - абсолютный предел, лучше это двенадцатистишие не переведёшь. Особенно мне нравятся заголовки его стихотворений: «Романс», «Пролог», «Элегия». Точнее, полное соответствие: заголовка - тексту, так сказать, замаха - удару. Кстати, как не хватает сейчас поэтических конкурсов в духе «Сатурналий», придуманных когда-то «Levыми Straussaми» (Лысюком и Яненко). Тогда, ограничив конкурсанта жёсткими рамками формы, можно было сразу понять, на что он способен.

А теперь о том, что не понравилось. Показательно полное отсутствие какой бы то ни было авангардности. Это напрягает. На земле, где жил Кручёных, тусовались Хлебников с Маяковским, похоронен Гнедов, нужно было что-нибудь продыр-бул-щирить, хотя бы из вежливости. Не поверю, что автор не экспериментировал. Но в книге этого нет. С другой стороны, в итоговый сборник десятилетия можно было не включать подростковые стенания по поводу отпускного запоя, суицидальных настроений, «моих и твоих истерик», собственного инфантилизма и прочего похмельного синдрома. Вообще два последних раздела (сборнички 2004-го и 2005-го годов) можно было бы уполовинить. Все поэты сначала такое пишут, а затем уничтожают, дабы у поклонников не создалось впечатление, что большой талант достался маленькому человеку. Не хватает, особенно в последних разделах, больших стихотворений на 40, 60 и более строк.

Похоже, после 2002 года поэт Яненко стихи писать бросил и лишь по привычке записывает мимолётные впечатления максимум в два-три четверостишия. Чтобы «выстрадать лучшие строки», явно не хватает детей, пелёнок, подёнщины, ночных подработок, разводов, алиментов и прочих обычных в жизни любого зрелого поэта источников вдохновения.

Отдельное спасибо издателям, филантропу-иллюстратору, «анонимным Меценатам» и той, кто их нашёл. Отдельное «фэ» типографии «Стар» - листы из книжки уже выпадают, чёрт возьми.

Михаил Подгайный
"Бивни" ноябрь 2006

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.