on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Туризм, відпочинок, розваги > Водний туризм > «Ми відчували себе як на Машині часу»

«Мы чувствовали себя как на Машине времени»

Херсонец Валерий Кругов недавно вернулся из необычного путешествия – исторического

Чудо-ладья
Главная необычность, пожалуй, в средстве передвижения. Моему собеседнику посчастливилось стать членом экипажа уникальной ладьи «Сварог» – точной копии судна IX века. Эту ладью из дуба и сосны назвали в честь славянского бога-кузнеца. Её смастерили умельцы из Чернигова. Ее длина – 12 метров, ширина – 3,2 метра, высота над водой – около метра. Даже по средневековым меркам судно совсем небольшое. И в старину использовалось скорее для военных целей, чем для доставки товара – ведь грузить товар фактически некуда. Ладья ходит на веслах, развивает скорость порядка 9 километров в час. Интересно, что копию старинного судна построили отнюдь не в качестве музейного экспоната, а для путешествий по самым известным историческим маршрутам – чтобы полностью воссоздать и условия, и атмосферу давних времен.

«Сварог» участвовал уже в пяти международных исследовательских экспедициях, организованных директором Департамента подводного наследия Украины Института археологии НАН Украины Сергеем Вороновым. В 2001 году на нем ходили по пути «Из варяг в греки» (из Санкт-Петербурга до Стамбула). В 2002-м ладья прошла от Киева до полуострова Тамань (этот поход приурочили к 210-летию высадки запорожских казаков на Тамани). В 2003 году «Сварог» повторил маршрут Великого шелкового пути (отправился из Мариуполя, пройдя по Азову и Дону). В 2004 году ладья преодолела путь из Киева до польского Гданьска. В июле–августе 2008-го совершила путешествие по одному из торговых путей Древней Руси по Десне (от Новгорода-Сиверского до Киева).

Валерий Кругов считает, что ему очень повезло: он принимал участие в 4 из этих 5 экспедиций.

Как становятся путешественниками
«Всё началось в 2001 году, когда я работал в Каховской администрации, – вспоминает мой собеседник. – Как-то, находясь в отпуске, случайно заглянул на работу. А мне говорят: хорошо, что зашел, есть дело. И поручили помогать ребятам со “Сварога” во время их первого плавания. Так и состоялось знакомство с необычной командой. На следующий год меня пригласили стать членом экипажа, и я с удовольствием воспользовался этим приглашением. С тех пор не пропускал ни одной экспедиции». Валерий говорит о путешествиях «по старинке» так: - Это колоссальный отрыв от цивилизации, мы чувствовали себя как в Машине времени. Ну и конечно, это большой физический труд.

Команда состоит из 14 членов экипажа, среди которых интереснейшая публика: немало ученых (в последней экспедиции принимали участие очень уважаемые специалисты: археолог и историк, химик и исследователь подводных глубин), бизнесмены, а также просто люди, которым интересны подобные эксперименты. Все участники – народ физически крепкий, ведь в пути приходится много работать веслами.

«Гребем мы посменно, – рассказывает Валерий. – В течение часа работает первая вахта из 6 человек на веслах плюс рулевой, затем ее сменяет вторая. Таким образом мы находимся в пути 15–16 часов в сутки: отплывем от берега в 5 утра, причаливаем вечером. Завтракаем и обедаем тоже посменно, не прекращая движение. И так каждый день: дождь или палящее солнце – не помеха. Вот только мозоли на ладонях образуются уже спустя два- три дня такого путешествия. Но ничего – привыкаешь. Зато в день мы проходили до 75 километров».

Женщины и курильщики не в почете
Оказывается, на этом удивительном судне действуют свои законы. Пожалуй, главный закон – это железная дисциплина, ведь маршрут расписан по часам. Второе правило – полный или хотя бы частичный отказ от вредных привычек. Валерий говорит, что первым делом путешественникам пришлось «завязать» с курением. Гребцы из курильщиков неважные: совсем немного поработают веслами и начинают задыхаться. На «Свароге» действует еще один принцип: посторонних, а особенно женщин на борт не брать!

«Как-то мы сделали исключение, – рассказывает Валерий. – Во время одной из экспедиций познакомились с очень необычной молодой парой. Они путешествовали по городам как бродячие артисты и попросились на борт. Плыли они с нами недолго, зато в тот же день мы едва не получили пробоину, поломали несколько весел... Больше решили не рисковать. Еще одно правило: где бы мы ни плыли, обязаны там искупаться. Следуя этому принципу, приходилось нырять даже в очень холодную воду. Иногда температура воды не превышала 6 градусов, но никого из команды это не пугало: очень даже бодрит».

Об опасности
«Такая ладья как “Сварог” не приспособлена для дальних морских путешествий», – объясняет Валерий Кругов. По его словам, на ладье хорошо плыть вдоль берега реки. Впрочем, маршрут иногда проходит и по более «веселым» местам.

«Во время путешествия по Великому шелковому пути мы находились в Азовском море и попали в 6-балльный шторм. Тогда не оставалось ничего другого как рубить мачту: спасать и судно, и себя. Возникали непредвиденные ситуации и во время последнего плавания – даже на тихой, казалось бы, Десне. Неожиданно подул сильный встречный ветер, так что наша скорость упала до 1 узла (менее 2 километров в час). Пришлось добавить еще двух гребцов из второй вахты, подходить вплотную к берегу и буксировать лодку по пояс в воде. Хуже всего то, что ступая по илистому дну, нам приходилось то и дело натыкаться на острейшие ракушки, коряги и камни. Хорошо, что на борту был врач, потому что трое членов экипажа травмировали ноги.

Как отдыхали и набирались сил
Каждый вечер, около 20 часов, ладья приставала к берегу. Гребцы ставили палатку для ночлега (кое-кто предпочитал спать прямо в ладье, под открытым небом). Ступив на землю, уставшие путешественники разводили костер и начинали готовить ужин. Обычно приготовлением пищи занимался бортовой кок вместе с дежурным. Варили суп или уху (команда предусмотрительно захватила с собой удочки), кашу, а также заваривали чай. Часть приготовленной на костре еды сразу убирали с тем расчетом, чтобы на другой день было чем позавтракать уже в пути. А на обед шли бутерброды с салом и овощами – вкусно и калорийно.

Кстати, одним из главных почитателей сала на борту считался Валерий. Именно он в свою первую экспедицию захватил 10 килограммов «национального продукта». И такую инициативу члены экипажа очень оценили. Дело в том, что спонсором этого плавания стала компания – производитель кофе, так что поначалу продовольственные запасы для команды из 12 крепких мужчин состояли из банок с бодрящим напитком и двух огромных пакетов сладких кукурузных палочек. Но и этому гребцы были рады – в населенных пунктах эти сладости без проблем меняли на любые другие продукты. В том числе на хлеб и сало.

Зачарованная река
Маршрут последней экспедиции (из Новгорода-Сиверского до Киева) проходил по удивительным местам, – говорит Валерий. – Очень запомнились красоты Десны. Прав был Александр Довженко, прославивший эту замечательную реку в своей повести «Зачарована Десна». Красивейшие берега: правый – высокий, поросший сосной, лиственными породами деревьев и кустарниками. А на пологом левом берегу – песчаные пляжи.

Еще в начале пути мы видели на суше немало живности: лис и змей, аистов и диких уток, красивейших птиц. Но, к сожалению, ближе к Чернигову пейзаж изменился не в лучшую сторону: берега замусорены, вода уже не прозрачная и почти нет рыбы. У сидящих на берегу рыбаков попадались по 2–3 совсем небольшие рыбешки. А то и вообще ничего – почти всю рыбу в округе истребили электроудочками и сетями...

Что еще осталось, так это красивые берега и сёла с удивительными названиями: Вишенки, Черешенки, Салтыкова Девица. А ниже Чернигова нас поразил городок Остер – один из самых древних городов Руси. Там сохранились остатки земляной крепости времен Владимира Мономаха и часовня, построенная Юрием Долгоруким. Мы как будто совершили путешествие во времени и пространстве. Теперь с нетерпением будем ждать следующего плавания на «лодке времени».

Ирина ПАВЛОВА
Гривна , 2008-08-28 (стр. 16)
 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.